Постановление фас восточно - сибирского округа от 01.03.2002 n а33-14274/01-с3а-ф02-373/02-с1 суд правомерно отказал в удовлетворении встречного иска о взыскании налоговых санкций, поскольку средства, поступающие истцу представляют собой особый вид финансирования государственного органа и, следовательно, не являются объектом обложения налогами.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 марта 2002 г. Дело N А33-14274/01-С3а-Ф02-373/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Евдокимова А.И., Елизовой Н.М.,
при участии в судебном заседании представителя батальона ведомственной милиции Управления вневедомственной охраны при ГУВД города Красноярска Маланчука А.Г. (доверенность от 24.10.01),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска на решение от 18 декабря 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14274/01-С3а (суд первой инстанции: Фролов Н.Н., Крицкая И.П., Порватов В.Ф.),
УСТАНОВИЛ:
Батальон ведомственной милиции Управления вневедомственной охраны при ГУВД города Красноярска (далее - батальон вневедомственной охраны) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска (далее - налоговая инспекция) от 23.10.01 N 03-142.
Налоговая инспекция предъявила встречный иск о взыскании с батальона вневедомственной охраны налоговых санкций в сумме 192 777 рублей 64 копеек.
Решением от 18 декабря 2001 года по делу N А33-14274/01-С3а первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении первоначального иска отказать, встречный иск удовлетворить.
Из кассационной жалобы следует, что услуги по охране имущества собственников не подпадают под действие подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не относятся к услугам, возложенным на государственные органы (или органы местного самоуправления), и не являются услугами, исполнение которых является исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, поэтому они подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с абзацем 9 статьи 9 Закона Российской Федерации "О милиции" перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 587 утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Поэтому, как считает налоговая инспекция, охрана объектов, не включенных в перечень, осуществляется на добровольной основе.
Кроме того, по мнению заявителя, освобождение от налогообложения услуг, оказываемых вневедомственной охраной, противоречит антимонопольному законодательству, так как ставит органы вневедомственной охраны в доминирующее положение на рынке и делает неконкурентоспособными частные охранные агентства.
Батальон вневедомственной охраны в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность решения суда.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 11.02.02 N 36023), однако своих представителей на судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Представитель батальона вневедомственной охраны в судебном заседании подтвердил возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция с 24.07.01 по 21.09.01 провела выездную налоговую проверку соблюдения батальоном вневедомственной охраны законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 30.06.01.
По результатам налоговой проверки был составлен акт от 24.09.01 N 03-142, согласно которому батальоном вневедомственной охраны за первое полугодие 2001 года не был уплачен налог на добавленную стоимость в размере 2 349 028 рублей 40 копеек со стоимости реализованных услуг охраны.
На основании акта проверки заместителем руководителя налоговой инспекции было принято решение от 23.10.01 N 03-142 о привлечении батальона вневедомственной охраны к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также об уплате начисленных сумм налога на добавленную стоимость и пени.
Выводы арбитражного суда о признании недействительным указанного решения налогового органа и об отказе во встречном иске о взыскании штрафа являются правильными.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации облагается налогом на добавленную стоимость.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не признается реализацией для обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, если обязательность этих работ (услуг) предусмотрена законодательством.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О милиции" установлено, что милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать, в том числе собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Структуры милиции общественной безопасности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.00 N 926 вневедомственная охрана при органах внутренних дел входит в милицию общественной безопасности.
Пунктом 11 статьи 10 Закона Российской Федерации "О милиции" на милицию прямо возложена обязанность охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество.
Следовательно, выполнение охраной услуг по охране имущества собственников на договорной основе в соответствии с нормой, содержащейся в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, не является реализацией для обложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому арбитражный суд обоснованно признал отсутствие у батальона вневедомственной охраны объекта обложения налогом на добавленную стоимость.
Довод кассационной жалобы о том, что освобождение вневедомственной охраны от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации услуг охраны ставит органы вневедомственной охраны в доминирующее положение на рынке и делает неконкурентоспособными частные охранные агентства, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В основе деятельности частных охранных структур лежит предпринимательская деятельность, в результате которой возникают объекты налогообложения.
Поскольку средства, поступающие вневедомственной охране за оказание услуг по защите имущества собственников по заключенным с ними договорам, представляют в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О милиции" и пунктом 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589, особый вид финансирования государственного органа, они не являются объектом обложения налогами.
Таким образом, освобождение вневедомственной охраны от уплаты налогов зависит не от формы собственности, а от отсутствия у нее объектов налогообложения.
Кроме того, антимонопольное законодательство не относится к законодательству, которым регулируются отношения по уплате налогов и сборов, и не может определять обстоятельства, с которыми связывается обязанность налогоплательщика по уплате конкретного налога.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение от 18 декабря 2001 года является законным и отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 декабря 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14274/01-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
Н.М.ЕЛИЗОВА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также