Постановление фас восточно - сибирского округа от 30.07.2002 n а33-3621/02-с1-ф02-2062/02-с1 суд обоснованно отказал в иске о взыскании штрафа за применение неисправной контрольно - кассовой машины, так как основания привлечения к ответственности отсутствуют.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 30 июля 2002 г. Дело N
А33-3621/02-С1-Ф02-2062/02-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Елфимовой Г.В., Пущиной Л.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании
кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Советскому району г.
Красноярска на решение от 16 апреля 2002 года
Арбитражного суда Красноярского края по
делу N А33-3621/02-С1 (суд первой инстанции -
Лесков Р.В.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Советскому району г.
Красноярска (далее - налоговая инспекция)
обратилась в Арбитражный суд Красноярского
края с иском о взыскании с индивидуального
предпринимателя Часовой Анны Геннадьевны
штрафа в размере 5710 рублей за нарушение
статьи 2 Закона Российской Федерации "О
применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением".
Решением суда от 16 апреля
2002 года в иске отказано.
В апелляционной
инстанции законность и обоснованность
решения не проверялись.
В кассационной
жалобе налоговая инспекция просит отменить
решение от 16 апреля 2002 года, иск
удовлетворить.
По мнению заявителя
кассационной жалобы, суд необоснованно
пришел к выводу, что изменения, внесенные в
Закон Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением" Федеральным законом от 30.12.2001 N
196-ФЗ "О введении в действие Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях" имеют в данном случае
обратную силу. Он применяется только на
решения, вынесенные после вступления его в
силу.
Отзыв на кассационную жалобу не
представлен.
Дело рассматривается в
порядке, предусмотренном главой 21
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Стороны о времени
и месте рассмотрения кассационной жалобы
извещены надлежащим образом (почтовые
уведомления N 92120, N 92126 от 04.07.2002), но своих
представителей в судебное заседание не
направили, поэтому кассационная жалоба
рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы,
исследовав материалы дела, Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа считает, что решение от 16 апреля 2002
года следует оставить без изменений, а
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Как следует из
материалов дела, налоговой инспекцией была
проведена проверка выполнения
индивидуальным предпринимателем Часовой А.
Г. Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N
5215-1 "О применении контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов
с населением".
Проверка проводилась в
принадлежащем индивидуальному
предпринимателю Часовой Анне Геннадьевне
павильоне "Затон", расположенном по адресу:
г. Красноярск, ул. Красноярский рабочий, 127
"В".
В ходе проверки было выявлено
применение неисправной контрольно -
кассовой машины при осуществлении денежных
расчетов с населением, что отражено в акте
от 26.11.2001 N 701.
Решением налоговой
инспекции N 490 от 18.12.2001 индивидуальный
предприниматель Часова Анна Геннадьевна за
применение неисправной контрольно -
кассовой машины привлечена к
ответственности, предусмотренной статьей 7
Закона Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением", в виде штрафа в сумме 5710
рублей.
Суд первой инстанции, отказывая
в иске, обоснованно руководствовался
следующим.
Денежные расчеты с
населением при осуществлении торговых
операций или оказании услуг на территории
Российской Федерации производятся всеми
предприятиями (в том числе физическими
лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или
оказания услуг), организациями,
учреждениями, их филиалами и другими
обособленными подразделениями (далее -
предприятия) с обязательным применением
контрольно - кассовых машин (статья 1 Закона
Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О
применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением).
Согласно статье 2 данного
Закона предприятия, которые должны
применять контрольно - кассовые машины,
обязаны, в том числе, использовать
исправные контрольно - кассовые машины для
осуществления денежных расчетов с
населением.
Требования к контрольно -
кассовым машинам, включая порядок и условия
их применения и регистрации, определяются
Положением по применению контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, утверждаемым
Советом Министров - Правительством
Российской Федерации по согласованию с
Верховным Советом Российской Федерации
(статья 3 Закона Российской Федерации от
18.06.1993 N 5215-1).
Согласно подпункту "г"
пункта 7 Положения по применению контрольно
- кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, утвержденного
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1993 N 745, в организациях
допускается применение только исправных
контрольно - кассовых машин.
На
выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или
вкладном (подкладном) документе должен
отражаться, в том числе, реквизит "дата и
время покупки (оказания услуги" (подпункт "д"
пункта 4 Положения по применению контрольно
- кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением).
На чеке,
выданном покупателю, реквизит "дата
покупки" не соответствовал фактической
дате.
Неисправной считается контрольно
- кассовая машина, которая не печатает,
печатает неразборчиво или не полностью
печатает на чеке реквизиты,
предусмотренные в пункте 4 настоящего
Положения (подпункт "а" пункта 8 Положения по
применению контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением).
Согласно статье 7 Закона
Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением" и Определению Конституционного
Суда Российской Федерации от 01.04.1999 N 29-О по
жалобам граждан А.И.Байдиной, В.Н.Басова,
Н.С.Роготиковой и др. на нарушение их
конституционных прав положениями абзацев
третьего и пятого части первой статьи 7
Закона Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением" сумма штрафа за использование
неисправной контрольно - кассовой машины
составляет от 28.6 до 57.1 минимальных размеров
оплаты труда.
Федеральным законом от
30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях" (ступившим в силу с 31.12.2001)
статья 7 Закона Российской Федерации "О
применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением" изложена в следующей
редакции:
Сумма штрафов, взысканных за
нарушения законодательства о применении
контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением, распределяются следующим
образом:
20% - в федеральный бюджет;
80%
- в местный бюджет.
Таким образом,
ответственность за использование
неисправной контрольно - кассовой машины
Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ
отменена.
Согласно статье 9 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях
акты, смягчающие или отменяющие
ответственность за административные
правонарушения, имеют обратную силу, то
есть распространяются и на правонарушения,
совершенные до издания этих актов.
Производство по делам об административных
правонарушениях ведется на основании
законодательства, действующего во время и
по месту рассмотрения дела о
правонарушении.
Нарушение Закона от
18.06.1993 N 5215-1 имело место 26.11.2001, решение о
привлечении к ответственности принято
18.12.2001.
При принятии решения от 16.04.2002 суд
обоснованно руководствовался нормами,
действовавшими на данный момент.
Таким
образом, судом первой инстанции правильно
отказано в иске.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 175 - 177
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 апреля
2002 года Арбитражного суда Красноярского
края по делу N А33-3621/02-С1 оставить без
изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
Г.В.ЕЛФИМОВА