Постановление фас восточно - сибирского округа от 12.09.2002 n а74-1454/02-к2-ф02-2664/02-с1 принимая решение об отказе в иске о возврате излишне уплаченного единого социального налога, суды исходили из того, что истец являлся плательщиком единого социального налога.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 12 сентября 2002 г.
Дело N
А74-1454/02-К2-Ф02-2664/02-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.
судей: Евдокимова А.И., Кадниковой Л.А.,
представители сторон участия в судебном
заседании не принимали,
рассмотрев в
судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Учебно -
методический центр "Орион" на решение от 4
июня 2002 года и постановление апелляционной
инстанции от 22 июля 2002 года Арбитражного
суда Республики Хакасии по делу N А74-1454/02-К2
(суд первой инстанции: Тутаркова И.В., суд
апелляционной инстанции: Журба Н.М.,
Коршунова Т.Г., Седельникова
Т.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное
общество "Учебно - методический центр
"Орион" (далее - ЗАО "УМЦ "Орион") обратилось в
Арбитражный суд республики Хакасия с иском
к Межрайонной Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 1
по Республике Хакасия (далее - налоговая
инспекция) о возврате излишне уплаченных
платежей по единому социальному налогу в
сумме 22378 рублей 31 копейка.
Определением
от 19 апреля 2002 года судом к участию в деле в
качестве третьих лиц привлечены отделение
Пенсионного фонда Российской Федерации
(ОПФР) по Республике Хакасия,
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования Республики
Хакасия, Хакасское региональное отделение
Фонда социального страхования Российской
Федерации.
Решением суда от 4 июня 2002
года в иске отказано.
Постановлением
апелляционной инстанции от 22 июля 2002 года
решение суда первой инстанции оставлено
без изменения.
ЗАО "УМЦ "Орион" в
кассационной жалобе просит указанные
судебные акты отменить в связи с
неправильным применением судом норм
материального права.
Из кассационной
жалобы следует, что ЗАО "УМЦ "Орион", являясь
субъектом малого предпринимательства,
становится плательщиком единого
социального налога только с момента
вступления в силу Федерального закона от
31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах",
которым были внесены изменения в
Федеральный закон "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства" в
части возложения на предприятия,
применяющие упрощенную систему
налогообложения, обязанности по уплате
единого социального налога.
Поэтому
заявитель считает, что обязанность
уплачивать единый социальный налог у него
возникла с 01.01.2002, поэтому уплаченный в 2001
году единый социальный налог подлежит
возврату на основании статьи 78 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция и ОПФР по Республике
Хакасия в отзыве на кассационную жалобу не
согласились с изложенными в ней доводами,
указывая, что предприятия, применяющие
упрощенную систему налогообложения, в 2001
году не были освобождены от уплаты единого
социального налога, в котором были
объединены взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды.
Дело
рассматривается в порядке, установленном
главой 35 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
Лица,
участвующие в деле о времени и месте
рассмотрения кассационной жалобы извещены
(уведомления от 26.08.2002 N 96988, N 96990, от 27.08.2002 N
96986, от 28.08.2002 N 96989, от 29.08.2002 N 96987), однако
своих представителей на судебное заседание
не направили, поэтому дело рассмотрено в их
отсутствие.
Проверив доводы
кассационной жалобы, Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа считает, что кассационная жалоба
удовлетворению не подлежит.
Как видно
из материалов дела, ЗАО "УМЦ "Орион" в
соответствии с патентом АА19 N 958199 от 15.07.2001
применяло упрощенную систему
налогообложения в период с 01.07.2001 по
31.12.2001.
Истцом за 2001 год согласно
представленным платежным документам был
перечислен единый социальный налог в
Пенсионный фонд Российской Федерации на
сумму 17600 рублей 91 копейка; в Федеральный
фонд обязательного медицинского
страхования - 125 рублей 70 копеек; в
территориальный фонд обязательного
медицинского страхования - 2137 рублей 26
копеек; в фонд социального страхования
Российской Федерации - 2514 рублей 44
копейки.
22 февраля 2002 года истец
обратился в налоговую инспекцию с просьбой
возвратить ошибочно уплаченные суммы
платежей по единому социальному налогу.
Налоговая инспекция письмом от 20.03.2002 N
16-с.д.-6058 отказала истцу в возврате
указанной суммы, ссылаясь на то, что в 2001
году истец являлся плательщиком единого
социального налога.
Принимая решение об
отказе в иске о возврате излишне
уплаченного единого социального налога,
суды первой и апелляционной инстанций
исходили из того, что ЗАО "УМЦ "Орион" в 2001
году являлся плательщиком единого
социального налога.
Данный вывод
является правильным по следующим
основаниям.
В соответствии с абзацем 2
пункта 2 статьи 1 Федерального закона
Российской Федерации от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об
упрощенной системе налогообложения, учета
и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" для организаций,
применяющих упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности,
сохраняется действующий порядок уплаты
отчислений в государственные внебюджетные
фонды.
Федеральным законом от 05.08.2000 N
118-ФЗ "О введение в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах" с 01.01.2001 введена в действие глава
24 "Единый социальный налог" части второй
Налогового кодекса Российской
Федерации.
Статьей 234 Налогового
кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что названной главой
вводится единый социальный налог (взнос),
зачисляемый в государственные
внебюджетные фонды - Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования - и
предназначенный для мобилизации средств
для реализации прав граждан на
государственное пенсионное и социальное
обеспечение и медицинскую помощь.
В
соответствии с пунктами 1, 7 статьи 243
Налогового кодекса Российской Федерации
сумма налога исчисляется
налогоплательщиком отдельно в отношении
каждого фонда и определяется как
соответствующая процентная доля налоговой
базы, а уплата осуществляется отдельными
платежными поручениями в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.
Одновременно
статьей 2 Федерального закона от 05.08.2000 N
118-ФЗ "О введение в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах" признан утратившими силу со дня
введения в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
ряд нормативных актов, в том числе
регулирующих порядок уплаты страховых
взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды.
На основании статьи
9 названного Федерального закона с 01.01.2001
контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды (Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования),
уплачиваемых в составе единого социального
налога (взноса), осуществляется налоговыми
органами Российской Федерации. Суммы
излишне уплаченных страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды по
состоянию на 1 января 2001 года подлежат
зачету в счет уплаты единого социального
налога (взноса).
Следовательно, взносы в
государственные социальные внебюджетные
фонды были объединены в единый социальный
налог и подлежали уплате в составе данного
налога.
Данный вывод подтверждается и
статьей 6 Федерального закона от 31.12.2001 N
198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и
некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах", которой
внесены изменения в абзац второй пункта 2
статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1995
года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства",
предусматривающие замену слов "отчислений
в государственные социальные внебюджетные
фонды" словами "единого социального
налога".
Таким образом, судебные
инстанции на основании всестороннего,
полного и объективного исследования
доказательств и правильного применения
норм материального права сделали вывод о
том, что ЗАО "УМЦ "Орион" в 2001 году являлся
плательщиком единого социального налога и
произведенные им платежи в государственные
внебюджетные фонды не являются излишне
уплаченными, так как осуществлены в
соответствии с действующим
законодательством, поэтому оснований,
предусмотренных статьей 78 Налогового
кодекса Российской Федерации для их
возврата, не имеется.
На основании
изложенного суд кассационной инстанции
считает, что обжалуемые судебные акты
отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 4 июня 2002
года и постановление апелляционной
инстанции от 22 июля 2002 года Арбитражного
суда Республики Хакасия по делу N А74-1454/02-К2
оставить без изменения, а кассационную
жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
Л.А.КАДНИКОВА