Постановление фас восточно - сибирского округа от 19.09.2002 n а74-1432/02-к1-ф02-2715/02-с2 судом правомерно отказано в иске о признании договора и торгов недействительными, поскольку торги не состоялись, а договор является незаключенным.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 19 сентября 2002 г.
Дело N
А74-1432/02-К1-Ф02-2715/02-С2
Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Билобрам З.В., Нестеровой Л.П.,
при
участии в судебном заседании: прокурора
Иркутской области Завозиной О.Д.,
рассмотрел в судебном заседании
кассационную жалобу Прокурора Республики
Хакасия на решение от 7 июня 2002 года по делу N
А74-1432/02-К1 Арбитражного суда Республики
Хакасия (суд первой инстанции - Филипова
Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики
Хакасия обратился в Арбитражный суд
Республики Хакасия с иском в защиту
интересов государства и общества к
Городскому управлению образования
Администрации г. Абакана и
Республиканскому государственному
унитарному предприятию (РГУП)
"Маслосыркомбинат "Абаканский" о признании
недействительными торгов на размещение
муниципального заказа от 7 мая 2001 года и
договора на поставку молочной продукции от
8 мая 2001 года.
В качестве третьего
ответчика к участию в деле привлечено
Республиканское государственное унитарное
предприятие "Хакасский молочный завод".
Решением от 7 июня 2002 года в иске
отказано.
В апелляционном порядке
законность и обоснованность решения суда
первой инстанции не проверялись.
Обжалуя в кассационном порядке судебный
акт по настоящему делу, Прокурор Республики
Хакасия ставит вопрос о поверке его
законности, так как считает, что судом
допущено нарушение норм материального и
процессуального права.
Так заявитель
кассационной жалобы полагает, что судом
неправомерно не применены статьи 447, 449
Гражданского кодекса Российской Федерации,
а обязанность доказывания причинения
ущерба интересам государства и общества
необоснованно возложена на прокурора.
Дело рассматривается в порядке,
предусмотренном главой 35 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
Лица, участвующие в деле, о
времени и месте рассмотрения кассационной
жалобы извещены надлежащим образом
(уведомления о вручении почтовых
отправлений N 97509 - 97512), однако своих
представителей в Федеральный арбитражный
суд Восточно - Сибирского округа не
направили, в связи с чем дело
рассматривается без их участия.
Исследовав материалы дела, доводы
кассационной жалобы, проверив правильность
применения Арбитражным судом Республики
Хакасия норм материального и
процессуального права при рассмотрении
дела N А74-1432/02-К1, Федеральный арбитражный
суд Восточно - Сибирского округа не находит
оснований для изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением
Абаканского городского Совета депутатов от
28 сентября 2000 года N 176 утверждены Положение
о формировании и размещении на конкурсной
основе муниципального заказа на поставку
товаров, выполнение работ и услуг и
Положение о размещении муниципальных
заказов на поставку товаров, выполнение
работ и услуг простыми способами
закупок.
Мэром города Абакана 23 октября
2000 года принято постановление N 1402 о
формировании муниципальных заказов на
поставку товаров, выполнение работ и услуг
за счет средств городского бюджета и
создании конкурсных комиссий и рабочих
групп для проведения муниципальных
торгов.
Абаканским Управлением
образования 10 апреля 2001 года издан приказ N
53 о проведении конкурса на поставку
товаров, выполнение работ и услуг в
образовательных учреждениях способом
запроса котировок на размещение
муниципальных заказов, в том числе на
поставку молока и молочных изделий для
детских дошкольных учреждений и детских
домов. Срок проведения конкурса на
размещение муниципального заказа в 2001 году
установлен с 20 апреля 2001 года.
Постановлением мэра города Абакана от 12
апреля 2001 года N 545 утверждена конкурсная
комиссия для оформления и размещения на
конкурсной основе муниципального заказа по
поставке продуктов и организации школьного
питания в образовательных учреждениях
муниципальной системы образования.
7
мая 2001 года в Городское управление
образования Администрации города Абакана
поступила заявка РГУП "Маслосыркомбинат
"Абаканский" на участие в конкурсе на
размещение муниципального заказа по
поставке кисломолочной продукции в
муниципальные общеобразовательные
учреждения города Абакана. Поскольку в
конкурсе принимало участие одно
предприятие - РГУП "Маслосыркомбинат
"Абаканский", торги не состоялись, было
принято решение о простом способе
закупок.
Решение о заключении договора
на поставку кисломолочной продукции с РГУП
"Маслосыркомбинат "Абаканский" как с
единственным в городе поставщиком данного
вида продукции принято 7 мая 2001 года
конкурсной комиссией.
8 мая 2001 года
между РГУП "Маслосыркомбинат "Абаканский" и
Городским управлением образования
Администрации города Абакана заключен
договор поставки.
Отказывая в
удовлетворении исковых требований, суд
правомерно исходил из того, что согласно
статьи 72 Бюджетного кодекса Российской
Федерации отношения, связанные с
государственными и муниципальными
контрактами, регулируются Федеральными
законами, законами и законодательными
актами субъектов Российской Федерации,
нормативными актами представительных
органов местного самоуправления. Вывод
суда о том, что принятое организатором
конкурса решение о заключении договора с
единственным участником конкурса, является
следствием признания конкурса
несостоявшимся, подтверждается
материалами дела, так как в перечне случаев,
содержащихся в пункте 3.2 Положения о
размещении муниципальных заказов на
поставку товаров, выполнение работ и
оказание услуг для городских нужд
(утверждено Решением Абаканского Совета
депутатов от 28.09.2000 N 174), допускающих
возможность заключения договора с
единственным поставщиком, предусмотрен
факт невозможности проведения конкурса в
связи с подачей только одной конкурсной
заявки.
Пункт 3.3 указанного Положения
предусматривает оформление решения о
выборе единственного поставщика в виде
протокола заседания конкурсной
комиссии.
Довод заявителя кассационной
жалобы о том, что у конкурсной комиссии
отсутствовали основания для вывода о том,
что предприятие РГУП "Маслосыркомбинат
"Абаканский" является единственным
поставщиком молочной продукции в регионе и
городе, нельзя признать состоятельным, так
как формулировка объяснения
целесообразности закупок из единственного
источника, не может служить основанием для
признания в судебном порядке
несостоявшихся торгов недействительными,
поскольку протокол для заключения данного
контракта при таких обстоятельствах не
является документом, определяющим
победителя состоявшегося конкурса.
Заключение договора также не является
следствием проведения торгов, так как они
фактически не состоялись.
Судом дана
правильная оценка договору от 8 мая 2001 года,
как незаключенному, в связи с тем, что его
содержание не соответствует положениям
статей 455, 465 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
Довод заявитель
кассационной жалобы о том, что
муниципальный заказ восполняет все
недостатки заключенного договора, не нашел
своего документального подтверждения,
поскольку в договоре отсутствует ссылка о
наличии приложений к договору, а
муниципальный заказ, подписанный
экономистом, является частью конкурсных
документов.
Руководствуясь статьями 274,
286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение
Арбитражного суда Республики Хакасия от 7
июня 2002 года по делу N А74-1432/02-К1 оставить без
изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий
Т.П.ВАСИНА
Судьи:
З.В.БИЛОБРАМ
Л.П.НЕСТЕРОВА