Постановление фас восточно-сибирского округа от 20.10.2005 n а19-2066/05-47-ф02-5164/05-с2 суд правомерно взыскал расходы, понесенные истцом при предоставлении льгот ветеранам на оплату услуг связи, поскольку выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 октября 2005 г. Дело N А19-2066/05-47-Ф02-5164/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Главного финансового управления Иркутской области - Курбанова А.В. (доверенность N 03-02-23/467 от 05.10.2005),
открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" - Лобынцевой И.И. (доверенность N 2 от 11.01.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 3 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 20 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2066/05-47 (суд первой инстанции: Аксаментова В.Г.; суд апелляционной инстанции: Матинина Л.Н., Архипенко А.А., Буяновер П.И.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Сибирьтелеком" в лице регионального филиала "Электросвязь" Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к муниципальному образованию г. Ангарска о взыскании убытков, связанных с исполнением Федерального закона "О ветеранах", в размере 651052 рублей 14 копеек.
Определением от 4 марта 2005 года в качестве второго ответчика привлечена Иркутская область в лице Главного финансового управления администрации Иркутской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением от 3 мая 2005 года иск удовлетворен, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ОАО "Сибирьтелеком" взыскано 651052 рубля 14 копеек расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах" в период с 2002 по 2003 годы. В иске к администрации Ангарского муниципального образования отказано.
Суд апелляционной инстанции 20 июля 2005 года решение от 3 мая 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами арбитражного суда, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 3 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 20 июля 2005 года отменить и принять новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Арбитражным судом Иркутской области нарушены нормы материального права и нормы процессуального права (статьи 15, 401, 1064, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 83, 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона "О ветеранах"), положения пункта "ж" статьи 72, статьи 76 Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", главы IV.I Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", постановления Правительства Российской Федерации N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации", Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год", Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2003 год", пункта 1 постановления губернатора Иркутской области от 21.05.2002 N 348-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 2002 году", пункта 2 постановления губернатора Иркутской области от 14.02.2003 N 66-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 2003 году", статьи 23 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год", Закона Иркутской области "Отчет об исполнении областного бюджета за 2002 год", статьи 21 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2003 год", Закона Иркутской области "Отчет об исполнении областного бюджета за 2003 год", Закона Иркутской области "О внесении изменений в Закон Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год", подпункта 38 пункта 1 приложения N 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год", статей 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель ссылается на недоказанность условий, необходимых для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков; на отсутствие договорных отношений с истцом, правовых оснований для удовлетворения иска; на исполнение в полном объеме обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002, 2003 годы на реализацию Федерального закона "О ветеранах".
Главное финансовое управление считает, что в силу Федерального закона "О ветеранах" у субъекта Российской Федерации существует обязанность финансирования мер социальной защиты ветеранов перед ветеранами, а не перед юридическими лицами. В случае доказанности факта предоставления льгот по оплате услуг отдельным категориям граждан, имеющим на это право, и суммы заявленных требований, компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета.
ОАО "Сибирьтелеком" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 651052 рублей 14 копеек, составляющих расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот ветеранам по оплате предоставляемых услуг связи (за пользование радиоточкой).
Основанием иска указано неисполнение в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в период с 2002 по 2003 годы льгот по оплате услуг связи абонентам, имеющим права на получение льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Правовым основанием требования указаны статья 30 Федерального закона "О связи", статьи 10, 14, 15, 21, 22 Федерального закона "О ветеранах", статьи 15, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих требований истец представил: акт сверки на 01.01.2004, акт сверки на 01.01.2003, договор N 3 о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, от 17.03.2003.
Возражая против заявленных требований, Ангарское муниципальное образование указало на исполнение в полном объеме своих обязательств. Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов истца, предоставившего льготы ветеранам, возмещение данных расходов следует возложить на Иркутскую область.
Главное финансовое управление в отзыве на иск указало на отсутствие состава правонарушения, необходимого для привлечения к ответственности в виде взыскания убытков; исполнение обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002, 2003 годы на реализацию Федерального закона "О ветеранах", в полном объеме. Компенсация расходов истца при доказанности факта предоставления льгот по оплате услуг ветеранам и суммы заявленных требований должна производиться за счет средств федерального бюджета.
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате услуг за пользование радио, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" расходы истца по предоставлению льгот по оплате услуг за пользование радио не были возмещены.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 названного Закона).
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ОАО "Сибирьтелеком" права требования их возмещения.
Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери истца в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" по оплате услуг за пользование радиоточкой.
Федеральным законом "О ветеранах" возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что факты предоставления льгот ветеранам и размер задолженности по возмещению расходов истца в сумме 651052 рублей 14 копеек установлены. Указанные выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Таким образом, исковые требования к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании некомпенсированных расходов ОАО "Сибирьтелеком", понесенных в связи с предоставлением льгот в 2002, 2003 году в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", удовлетворены правомерно.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 3 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 20 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2066/05-47 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 3 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 20 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2066/05-47 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также