Постановление фас восточно-сибирского округа от 11.11.2002 n а33-4707/02-с3-ф02-3297/02-с1 принимая решение об удовлетворении иска о признании недействительным решения таможенного органа об отказе в возврате дополнительной импортной пошлины, суд исходил из того, что товар ввезен на таможенную территорию россии и продекларирован истцом до вступления нормативного акта в юридическую силу.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 11 ноября 2002 г. Дело N
А33-4707/02-С3-Ф02-3297/02-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Гуменюк Т.А.,
судей: Елфимовой Г.В.,
Косачевой О.И.,
при участии в судебном
заседании: представителей Красноярской
таможни - Папсуева В.Н. (доверенность N 18/12 от
22.02.2002), открытого акционерного общества
"Сивинит" - Калиниченко И.В. (доверенность N
1-501 от 27.02.2002),
рассмотрев в судебном
заседании кассационную жалобу
Красноярской таможни на решение от 31 мая 2002
года и постановление апелляционной
инстанции от 13 августа 2002 года Арбитражного
суда Красноярского края по делу N А33-4707/02-С3
(суд первой инстанции: Фролов Н.Н., Гурский
А.Ф., Крицкая И.П.; суд апелляционной
инстанции: Бычкова О.И., Смольникова Е.Р.,
Радзиховская В.В.), принятые по иску
открытого акционерного общества "Сивинит" к
Красноярской таможне о признании
недействительным ее решения от 05.12.2001 N
21-13/9947 об отказе в возврате дополнительной
импортной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Открытое
акционерное общество (ОАО) "Сивинит"
обратилось в Арбитражный суд Красноярского
края с иском, уточненным в порядке,
предусмотренном статьей 37 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, к Красноярской таможне о
признании недействительным ее решения от
05.12.2001 N 21-13/9947 об отказе в возврате
дополнительной импортной пошлины в сумме
29094,36 доллара США.
Решением суда от 31 мая
2002 года иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от
13 августа 2002 решение суда оставлено без
изменения.
Красноярская таможня
обратилась в Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа с кассационной
жалобой, в которой просит об отмене
вышеуказанных судебных актов и принятии
нового решения об отказе в иске.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на
то обстоятельство, что в момент принятия
грузовой таможенной декларации N 11300/30128/005221
действовало постановление Правительства N
791, устанавливающее дополнительную
импортную пошлину, следовательно, ОАО
"Сивинит" уплатило ее правомерно.
В
кассационной жалобе также оспаривается
вывод суда о том, что указанная пошлина
взыскивается в отношении ввозимых товаров,
но не уже ввезенных. Ответчик считает, что
понятие "ввозимые" товары определяет статус
товара, то есть указывает на их перемещение
через таможенную границу Российской
Федерации, и может быть применено в том
числе и по отношению к уже ввезенным
товарам.
В отзыве на кассационную
жалобу истец указывает, что данный налог не
был законно установлен; обращает внимание
на недопустимость придания обратной силы
законам, ухудшающим положение
налогоплательщиков; считает, что взыскание
дополнительной импортной пошлины возможно
только в отношении ввозимых товаров, но не
уже ввезенных.
ОАО "Сивинит" просит
оставить судебные акты, принятые по
настоящему делу, без изменения, а
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Дело рассматривается в
порядке, предусмотренном главой 35
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Как следует из
материалов дела, между ОАО "Сивинит" и
фирмой "INGRA" (г. Загреб, Хорватия) был
заключен контракт N 11041057633811408 от 24.02.1997 на
поставку технологического оборудования -
станции для непрерывного фильтрования
вискозы, которое ввезено на таможенную
территорию Российской Федерации в период с
1997 года - 1 полугодие 1998 года и помещено
истцом на таможенный склад с оформлением
соответствующего режима по грузовым
таможенным декларациям N 11300/27038/001203,
11300/30038/001216, 11300/18058/001931, 11300/18058/001932,
11300/31078/003122.
В феврале 1999 года ввезенное
оборудование заявлено к новому таможенному
режиму "выпуск для свободного обращения".
Таможенное оформление товара
производилось в соответствии с
постановлением Правительства Российской
Федерации от 23.10.1998 N 1235 "О мерах по ускорению
таможенного оформления технического
оборудования, находящегося на складах
временного хранения и таможенных складах",
приказом ГТК РФ от 02.11.1998 N 740 "Об исполнении
постановления Правительства Российской
Федерации от 23.10.1998 N 1235". Данными актами
таможенным органам разрешалось
производить таможенное оформление
предназначенного для изготовления
продукции и оказания услуг
технологического оборудования,
комплектующих и запасных частей к нему,
ввезенных на таможенную территорию
Российской Федерации до 31 декабря 1998 года,
при условии согласования
организациями-получателями с ГТК России в
рамках соглашения, предусматривающего
механизм валютной оговорки, графиков
погашения задолженности по уплате
таможенных платежей в течение двух лет с
даты подписания соглашения, а также
согласования гарантированных обязательств
организаций-должников в соответствии с
постановлением Правительства Российской
Федерации от 13 августа 1997 года N 1002 "О
дополнительных мерах по обеспечению
полноты поступлений таможенных платежей в
федеральный бюджет".
26.02.1999 между ОАО
"Сивинит" и Красноярской таможней заключено
соглашение N 11 о порядке погашения
задолженности по таможенным платежам,
пеням и штрафам, в котором предусмотрено
среди прочих условие об уплате
дополнительной импортной пошлины в размере
3%, установленной постановлением
Правительства Российской Федерации от
17.07.1998 N 791 "О введении дополнительной
импортной пошлины", что составило 29094,36
доллара США. Данное условие включено в
соглашение по требованию Красноярской
таможни.
Таможенные платежи
уплачивались обществом согласно графику,
предусмотренному соглашением N 11 от
26.02.1999.
Считая включение условия о
взыскании дополнительной импортной
пошлины не соответствующим
законодательству, ОАО "Сивинит" обратилось
с письмом N 15-2716 от 26.11.2001 в Красноярскую
таможню с просьбой о зачете излишне
уплаченной суммы дополнительной импортной
пошлины в размере 29094,36 доллара США в счет
будущих таможенных платежей.
Письмом
Красноярской таможни от 05.12.2001 N 21-13/9947 в
удовлетворении просьбы отказано в связи с
тем, что на момент принятия грузовой
таможенной декларации N 11300/30120/0005221
действовало постановление Правительства
России от 17.07.1998 N 791 и приказ ГТК России от
31.07.1998 N 533, следовательно, дополнительная
импортная пошлина возврату не подлежит.
Жалоба ОАО "Сивинит" на действия
Красноярской таможни оставлена Сибирским
таможенным управлением без
удовлетворения.
Принимая решение об
удовлетворении иска, арбитражный суд
исходил из того, что товар ввезен на
таможенную территорию Российской
Федерации до введения в действие
постановления Правительства Российской
Федерации от 17.07.1998 N 791, следовательно,
дополнительная импортная пошлина в
отношении указанного товара взиматься не
может.
Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа считает
судебные акты, принятые по настоящему делу,
законными и обоснованными.
Статьей 168
Таможенного кодекса Российской Федерации
установлено, что декларированию
таможенному органу Российской Федерации
подлежат товары и транспортные средства,
перемещаемые через таможенную границу
Российской Федерации, товары и
транспортные средства, таможенный режим
которых изменяется, а также другие товары и
транспортные средства в случаях,
определяемых актами законодательства
Российской Федерации.
Как видно из
материалов дела, ОАО "Сивинит", перемещая
через таможенную границу Российской
Федерации технологическое оборудование,
приобретенное им по вышеуказанному
внешнеэкономическому контракту в период с
1997 года по 1 полугодие 1998 года, в
соответствии с требованиями таможенного
законодательства продекларировало его
таможенному органу в установленные сроки,
которые не могут превышать 15 дней с даты
представления товаров таможенному органу
(статья 171 Таможенного кодекса Российской
Федерации). Таможенные декларации были
приняты Красноярской таможней, что
подтверждается ее штампами на грузовых
таможенных декларациях, имеющихся в
материалах дела, после чего товар был
помещен на таможенный склад с оформлением
соответствующего таможенного режима.
При заявлении истцом таможенного режима
"выпуск для свободного обращения" в феврале
1999 года происходит повторное
декларирование оборудования путем подачи
импортером грузовой таможенной декларации
N 11300/30128/005221.
В соответствии со статьей 5
Таможенного кодекса Российской Федерации
законодательство Российской Федерации о
таможенном деле состоит из настоящего
Кодекса, Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе", иных актов
законодательства Российской Федерации,
принятых в соответствии с настоящим
Кодексом.
В таможенном деле применяются
акты законодательства, действующие на день
принятия таможенной декларации и иных
документов таможенным органом Российской
Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Кодексом и иными
актами законодательства Российской
Федерации.
Исходя из смысла
вышеназванных норм применительно к
обстоятельствам данного дела днем принятия
таможенных деклараций следует признать
день первоначального декларирования
товаров при помещении их под режим
таможенного склада и применить к спорным
правоотношениям законодательство,
действующее на день их принятия.
При
этом следует учесть норму статьи 57
Конституции Российской Федерации,
запрещающей придание обратной силы
законам, устанавливающим новые налоги или
ухудшающим положение
налогоплательщиков.
Данная
конституционная норма конкретизирована
статьей 5 Налогового кодекса Российской
Федерации, в соответствии с которой акты
законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые налоги и (или) сборы,
повышающие налоговые ставки, размеры
сборов, устанавливающие или отягчающие
ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые обязанности или иным
образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков
сборов, а также иных участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и
сборах, обратной силы не имеют (пункт 2).
Положения, предусмотренные настоящей
статьей, распространяются также на
нормативные правовые акты, регулирующие
порядок взимания налогов и сборов,
подлежащих уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу
Российской Федерации (пункт 5 статьи 5
Налогового кодекса Российской
Федерации).
Вышеуказанные нормы
Конституции Российской Федерации,
Таможенного кодекса Российской Федерации и
Налогового кодекса Российской Федерации,
толкуемые в их системной связи, приводят к
выводу о том, что применение постановления
Правительства Российской Федерации от
17.07.1998 N 791 "О введении дополнительной
импортной пошлины" к возникшим между ОАО
"Сивинит" и Красноярской таможней
правоотношениям по ее взысканию означало
бы придание обратной силы акту,
устанавливающему новый налог, что
запрещено действующим
законодательством.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от
23.10.1998 N 1235 и приказом ГТК России от 02.11.1998 N 740,
в соответствии с которыми производилось
таможенное оформление технологического
оборудования, принадлежащего ОАО "Сивинит",
не предусматривалось включение в
соглашение о порядке погашения
задолженности по таможенным платежам,
пеням и штрафам условия об уплате
дополнительной импортной пошлины в размере
3%, установленной постановлением
Правительства Российской Федерации от
17.07.1998 N 791.
Грамматическое толкование
текста постановления Правительства от
17.07.1998 N 791 дает основание для вывода о
распространении его действия на ввозимые
на таможенную территорию Российской
Федерации товары, но не на уже ввезенные.
Следовательно, включение в соглашение N 11 от
26.02.1999 о порядке погашения задолженности по
таможенным платежам, пеням и штрафам,
заключенное между ОАО "Сивинит" и
Красноярской таможней, условия об уплате
дополнительной импортной пошлины в размере
3%, что составило 29094,36 доллара США, является
незаконным, поскольку оборудование было
уже ввезено на таможенную территорию
Российской Федерации и продекларировано
истцом до вступления указанного
постановления в юридическую силу.
С
учетом изложенного взыскание с ОАО
"Сивинит" дополнительной импортной пошлины
в размере 29094,36 доллара США следует признать
незаконным.
На основании статьи 78
Налогового кодекса Российской Федерации и
в соответствии с Порядком возврата излишне
уплаченных или взысканных таможенных
платежей, утвержденным приказом ГТК России
от 25.08.1995 N 01-20/12098 по согласованию с Минфином
России, излишне уплаченная дополнительная
пошлина в размере 29094,36 доллара США должна
быть возвращена истцу.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 31 мая 2002
года и постановление апелляционной
инстанции от 13 августа 2002 года Арбитражного
суда Красноярского края по делу N А33-4707/02-С3
оставить без изменения, а кассационную
жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.ГУМЕНЮК
Судьи:
Г.В.ЕЛФИМОВА
О.И.КОСАЧЕВА