Постановление фас восточно-сибирского округа от 25.10.2005 n а19-7069/05-45-ф02-5209/05-с1 суд правомерно частично отказал налоговому органу во взыскании штрафных санкций за неуплату налогов, поскольку отсутствуют основания для отказа налогоплательщику в применении вычетов по ндс, а также факт занижения ответчиком налоговой базы по единому налогу на вмененный доход.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 октября 2005 г. Дело N А19-7069/05-45-Ф02-5209/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Флагман" - Серединой М.В. (доверенность от 24.10.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 25 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 9 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7069/05-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - общество) налоговых санкций в сумме 62296 рублей 20 копеек.
Решением суда первой инстанции от 25 апреля 2005 года заявленные требования удовлетворены в части взыскания налоговых санкций в сумме 50467 рублей 14 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 9 августа 2005 года решение суда первой инстанции изменено, требования налоговой инспекции удовлетворены в части взыскания суммы в размере 51156 рублей 32 копеек, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Налоговая инспекция, не согласившись с выводами, изложенными в принятых по данному делу судебных актах, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их частично отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом необоснованно не приняты во внимание представленные налоговой инспекцией сведения о площади торгового зала, зафиксированные в протоколе осмотра (обследования) от 11.08.2004 N 04/2, а также сделан ошибочный вывод о соответствии представленных налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость счетов-фактур требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N 73101 от 04.10.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства Российской Федерации, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 24.02.2002 по 31.12.2003.
При проведении проверки налоговой инспекцией установлены в том числе неполная уплата обществом по итогам II, III, IV кварталов 2003 года единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 6656 рублей 30 копеек в результате применения при расчете суммы налога неверного значения физического показателя - площади торгового зала, а также неисчисление налога на добавленную стоимость за III квартал 2003 года в сумме 50000 рублей в результате неотражения операции по приобретению и реализации горюче-смазочных материалов и несоблюдения в отношении указанной операции условий для применения налоговых вычетов, предусмотренных статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившиеся в несоответствии выставленных обществу счетов-фактур требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 30 сентября 2004 года N 04/46, на основании которого налоговой инспекцией вынесено решение от 26 октября 2004 года N 04/46 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной в том числе пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 1331 рубля 30 копеек за неуплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в сумме 10000 рублей за неуплату налога на добавленную стоимость.
На основании вынесенного решения в адрес налогоплательщика направлены требования от 29.10.2004 N 903, 904 об уплате налоговой санкции, которыми обществу в срок до 05.11.2004 предложено уплатить суммы штрафных санкций.
Неисполнение налогоплательщиком указанных требований в установленный срок явилось основанием для обращения налоговой инспекции в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании сумм налоговых санкций в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований налоговой инспекции в части взыскания налоговых санкций в сумме 9808 рублей 56 копеек и в сумме 1331 рубля 30 копеек, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа налогоплательщику в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость, а также об отсутствии факта занижения обществом налоговой базы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, либо приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При проведении проверки налоговой инспекцией установлено несоответствие счетов-фактур, выставленных поставщиком налогоплательщика - обществом с ограниченной ответственностью "Байкал-Бизнес", выразившееся в указании в графах "грузоотправитель и его адрес", "грузополучатель и его адрес" слов "он же". При этом до вынесения оспариваемого решения обществом в адрес налоговой инспекции представлены счета-фактуры, исправленные с соблюдением требований пункта 29 постановления Правительства от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Каких-либо замечаний по наличию и достоверности обязательных реквизитов, установленных статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, к исправленным счетам-фактурам налоговой инспекцией не предъявлено.
Таким образом, выводы арбитражного суда о том, что обществом выполнены все условия, предусмотренные статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, для предъявления к вычету сумм налога, уплаченных поставщику, являются обоснованными.
В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 данной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации для целей главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Как следует из материалов дела, суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности исчислены обществом с применением физического показателя - площадь торгового зала, равного 43 квадратным метрам, согласно техническому паспорту.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" государственный технический учет и техническую инвентаризацию недвижимого имущества осуществляют специализированные государственные унитарные предприятия и учреждения. К указанным органам относятся унитарные предприятия, службы, центры, управления, бюро, жилищные органы, органы градостроительства, органы по управлению государственным и муниципальным имуществом, на которые согласно соответствующим Положениям возложена обязанность по учету и регистрации недвижимого имущества.
В связи с чем судом обоснованно не были приняты во внимание данные обмера площади торгового зала, проведенного налоговой инспекцией в ходе проверки, поскольку налоговой инспекцией не были представлены доказательства проведения обмера площади уполномоченными на то лицами. При этом судом правомерно отказано во взыскании штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленного налоговой инспекцией за неполную уплату единого налога на вмененный доход.
При таких обстоятельствах судебные акты, принятые на основании всестороннего и полного исследования всех представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм права, отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 9 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7069/05-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЮДИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также