Постановление фас восточно - сибирского округа от 06.02.2003 n а33-15159/02-с3а-ф02-76/03-с1 налоговый орган не мог квалифицировать действия проверяемого лица как неприменение контрольно - кассовой машины. вывод суда об отмене постановления о привлечении к административной ответственности является правильным.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 6 февраля 2003 г. Дело N
А33-15159/02-С3а-Ф02-76/03-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Елизовой Н.М., Борисова Г.Н.,
представители сторон участия в судебном
заседании не принимали,
рассмотрев в
судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Советскому
району города Красноярска на решение от 23
октября 2002 года Арбитражного суда
Красноярского края по делу N А33-15159/02-С3а (суд
первой инстанции: Порватов В.Ф.), принятое по
жалобе общества с ограниченной
ответственностью "Магнат - РД" на
постановление от 03.10.2002 N 96 Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Советскому району
города Красноярска о привлечении к
административной
ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью "Магнат - РД"
(далее - ООО "Магнат - РД") обратилось в
Арбитражный суд Красноярского края с
жалобой на вынесенное Инспекцией
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Советскому району
города Красноярска (далее - налоговая
инспекция) постановление от 03.10.2002 N 96 о
привлечении ООО "Магнат - РД" к
административной ответственности,
предусмотренной статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях, в виде наложения штрафа в
размере 30000 рублей.
Решением от 23
октября 2002 года постановление от 03.10.2002 N 96 о
привлечении ООО "Магнат - РД" к
административной ответственности признано
незаконным и отменено.
В апелляционной
инстанции законность и обоснованность
решения не проверялись.
Не согласившись
с решением от 23 октября 2002 года, налоговая
инспекция обратилась в Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа с кассационной жалобой, в которой
просит его отменить в связи с нарушением
норм материального права.
По мнению
заявителя кассационной жалобы контрольно -
кассовые машины, применяемые при
проведении денежных расчетов с населением,
должны соответствовать их эталонным
версиям.
Использование контрольно -
кассовых машин с нарушением требований,
установленных пунктом 7 Положения по
применению контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденного Постановлением
Совета Министров -Правительства Российской
Федерации от 30.07.1993 N 745 (в редакции
Постановления Правительства Российской
Федерации от 07.08.1998 N 904), как полагает
налоговая инспекция, должно
рассматриваться как осуществление
денежных расчетов с населением без
применения контрольно - кассовой машины и
влечет применение к правонарушителю
административного наказания,
предусмотренного статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Налоговая инспекция
также считает, что налоговые органы в
соответствии с Приказом Государственной
налоговой службы Российской Федерации от
22.06.1995 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка
регистрации контрольно - кассовых машин в
налоговых органах" не обязаны уведомлять
пользователя контрольно - кассовой машины о
недопустимости ее использования.
ООО
"Магнат - РД" в отзыве на кассационную жалобу
считает решение суда законным и
обоснованным и просит оставить его без
изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Стороны о времени и
месте судебного разбирательства извещены
надлежащим образом (уведомления N 11321 от
24.01.2003, N 11305 от 24.01.2003), однако своих
представителей в судебное заседание не
направили, поэтому дело рассматривается в
их отсутствие.
Дело рассматривается в
порядке главы 35 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
Проверив доводы
кассационной жалобы, исследовав материалы
дела, Федеральный арбитражный суд Восточно
- Сибирского округа не находит оснований
для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, 19.09.2002
налоговой инспекцией проведена проверка
ООО "Магнат - РД" по соблюдению Закона
Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением" от 18.06.1993 N 5215-1 (далее - Закон). По
результатам проверки составлен протокол от
19.09.2002 N 55, согласно которому на
автозаправочной станции (АЗС) по адресу:
город Красноярск, улица 2 Брянская, 63,
принадлежащей ООО "Магнат - РД", при продаже
бензина оператором АЗС применена
контрольно - кассовая машина марки АМС-100Ф,
не имеющая системной связи с контролером
ТРК "Сапсан 2.1".
По результатам проверки
03.10.2002 руководителем налоговой инспекции
вынесено постановление от 3.10.2002 N 96 о
привлечении ООО "Магнат - РД" к
административной ответственности,
предусмотренной статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях, в виде наложения штрафа в
размере 30000 рублей.
Не согласившись с
названным постановлением, ООО "Магнат - РД"
обратилось с жалобой в арбитражный суд.
Вывод арбитражного суда об отмене
постановления от 03.10.2002 N 96 о привлечении ООО
"Магнат - РД" к административной
ответственности является правильным.
В
соответствии со статьей 1 Закона денежные
расчеты с населением при осуществлении
торговых операций или оказании услуг на
территории Российской Федерации
производятся всеми предприятиями (в том
числе физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или
оказания услуг), организациями,
учреждениями, их филиалами и другими
обособленными подразделениями (далее -
предприятия) с обязательным применением
контрольно - кассовых машин. При этом
согласно статьи 2 Закона названные
юридические и физические лица обязаны
регистрировать контрольно - кассовые
машины, использовать исправные контрольно -
кассовые машины и выдавать клиенту после
продажи товара (оказания услуги)
отпечатанный контрольно - кассовой машиной
чек за товар или услугу, подтверждающий
исполнение обязательств по договору.
Требования к контрольно - кассовым машинам,
включая порядок и условия их применения и
регистрации определяются Положением по
применению контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденным Постановлением
Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в
редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 07.08.1998 N 904).
Однако нарушение требований названных
нормативно - правовых актов при применении
контрольно - кассовых машин, в частности
применение контрольно - кассовой машины, не
соответствующей эталонной версии (без
конкретных устройств сопряжения,
программного обеспечения и контролеров
управления топливно - раздаточными
колонками), утвержденной Государственной
межведомственной экспертной комиссией по
контрольно - кассовым машинам, не может быть
квалифицировано как неприменение
контрольно - кассовой машины.
Неприменение контрольно - кассовой машины
как состав административного
правонарушения предусмотрен статьей 14.5
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях. В данном
случае законодателем определено, что
объективной стороной названного
правонарушения является противоправное
бездействие организаций и граждан,
зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей, при
продаже товаров, выполнении работ либо
оказании услуг.
Материалы дела
подтверждают, что при проведении проверки
оператором АЗС с использованием контрольно
- кассовой машины был пробит (отпечатан) чек
и выдан проверяющим лицам.
При таких
обстоятельствах налоговая инспекция не
могла квалифицировать указанные действия
проверяемого лица как неприменение
контрольно - кассовой машины.
Поскольку
нормы Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и иных
законов не предусматривают
административную ответственность за
применение контрольно - кассовой машины, не
соответствующей эталонной версии (без
конкретных устройств сопряжения,
программного обеспечения и контролеров
управления топливно - раздаточными
колонками), утвержденной Государственной
межведомственной экспертной комиссией по
контрольно - кассовым машинам, то
привлечение налоговой инспекцией ООО
"Магнат - РД" к административной
ответственности за неприменение
контрольно - кассовой машины
неправомерно.
Кроме того, не
соответствуют законодательству и доводы
заявителя кассационной жалобы об
отсутствии у него обязанности по извещению
ООО "Магнат - РД" о необходимости замены
используемой контрольно - кассовой машины в
случае невозможности ее дальнейшего
применения.
В соответствии с пунктом 8
Порядка регистрации контрольно - кассовых
машин в налоговых органах, утвержденного
Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N
ВГ-3-14/36 по окончании срока применения
модели контрольно - кассовой машины,
указанного в Государственном реестре
контрольно - кассовых машин, используемых
на территории Российской Федерации,
налоговые органы снимают с учета
контрольно - кассовые машины этих моделей.
При этом организации о снятии с учета таких
контрольно - кассовых машин уведомляются за
30 дней до истечения срока их применения.
Учитывая изложенное, суд кассационной
инстанции находит решение суда первой
инстанции законным и обоснованным, а
кассационную жалобу - не подлежащей
удовлетворению.
Руководствуясь
статьями 274, 286 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, арбитражный
суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23 октября 2002
года Арбитражного суда Красноярского края
по делу N А33-15159/02-С3а оставить без изменения,
а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЕЛИЗОВА