Постановление фас восточно - сибирского округа от 06.02.2003 n а33-15159/02-с3а-ф02-76/03-с1 налоговый орган не мог квалифицировать действия проверяемого лица как неприменение контрольно - кассовой машины. вывод суда об отмене постановления о привлечении к административной ответственности является правильным.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 февраля 2003 г. Дело N А33-15159/02-С3а-Ф02-76/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Елизовой Н.М., Борисова Г.Н.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска на решение от 23 октября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-15159/02-С3а (суд первой инстанции: Порватов В.Ф.), принятое по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Магнат - РД" на постановление от 03.10.2002 N 96 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Магнат - РД" (далее - ООО "Магнат - РД") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с жалобой на вынесенное Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска (далее - налоговая инспекция) постановление от 03.10.2002 N 96 о привлечении ООО "Магнат - РД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.
Решением от 23 октября 2002 года постановление от 03.10.2002 N 96 о привлечении ООО "Магнат - РД" к административной ответственности признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 23 октября 2002 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы контрольно - кассовые машины, применяемые при проведении денежных расчетов с населением, должны соответствовать их эталонным версиям.
Использование контрольно - кассовых машин с нарушением требований, установленных пунктом 7 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.1998 N 904), как полагает налоговая инспекция, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины и влечет применение к правонарушителю административного наказания, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Налоговая инспекция также считает, что налоговые органы в соответствии с Приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно - кассовых машин в налоговых органах" не обязаны уведомлять пользователя контрольно - кассовой машины о недопустимости ее использования.
ООО "Магнат - РД" в отзыве на кассационную жалобу считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (уведомления N 11321 от 24.01.2003, N 11305 от 24.01.2003), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, 19.09.2002 налоговой инспекцией проведена проверка ООО "Магнат - РД" по соблюдению Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993 N 5215-1 (далее - Закон). По результатам проверки составлен протокол от 19.09.2002 N 55, согласно которому на автозаправочной станции (АЗС) по адресу: город Красноярск, улица 2 Брянская, 63, принадлежащей ООО "Магнат - РД", при продаже бензина оператором АЗС применена контрольно - кассовая машина марки АМС-100Ф, не имеющая системной связи с контролером ТРК "Сапсан 2.1".
По результатам проверки 03.10.2002 руководителем налоговой инспекции вынесено постановление от 3.10.2002 N 96 о привлечении ООО "Магнат - РД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, ООО "Магнат - РД" обратилось с жалобой в арбитражный суд.
Вывод арбитражного суда об отмене постановления от 03.10.2002 N 96 о привлечении ООО "Магнат - РД" к административной ответственности является правильным.
В соответствии со статьей 1 Закона денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно - кассовых машин. При этом согласно статьи 2 Закона названные юридические и физические лица обязаны регистрировать контрольно - кассовые машины, использовать исправные контрольно - кассовые машины и выдавать клиенту после продажи товара (оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за товар или услугу, подтверждающий исполнение обязательств по договору.
Требования к контрольно - кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации определяются Положением по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.1998 N 904).
Однако нарушение требований названных нормативно - правовых актов при применении контрольно - кассовых машин, в частности применение контрольно - кассовой машины, не соответствующей эталонной версии (без конкретных устройств сопряжения, программного обеспечения и контролеров управления топливно - раздаточными колонками), утвержденной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам, не может быть квалифицировано как неприменение контрольно - кассовой машины.
Неприменение контрольно - кассовой машины как состав административного правонарушения предусмотрен статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае законодателем определено, что объективной стороной названного правонарушения является противоправное бездействие организаций и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг.
Материалы дела подтверждают, что при проведении проверки оператором АЗС с использованием контрольно - кассовой машины был пробит (отпечатан) чек и выдан проверяющим лицам.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция не могла квалифицировать указанные действия проверяемого лица как неприменение контрольно - кассовой машины.
Поскольку нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных законов не предусматривают административную ответственность за применение контрольно - кассовой машины, не соответствующей эталонной версии (без конкретных устройств сопряжения, программного обеспечения и контролеров управления топливно - раздаточными колонками), утвержденной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам, то привлечение налоговой инспекцией ООО "Магнат - РД" к административной ответственности за неприменение контрольно - кассовой машины неправомерно.
Кроме того, не соответствуют законодательству и доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него обязанности по извещению ООО "Магнат - РД" о необходимости замены используемой контрольно - кассовой машины в случае невозможности ее дальнейшего применения.
В соответствии с пунктом 8 Порядка регистрации контрольно - кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 по окончании срока применения модели контрольно - кассовой машины, указанного в Государственном реестре контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно - кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких контрольно - кассовых машин уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23 октября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-15159/02-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЕЛИЗОВА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также