Постановление фас восточно-сибирского округа от 27.05.2003 n а33-18022/02-с3с-ф02-1484/03-с1 судебные акты о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании штрафных санкций оставлены без изменения, так как налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском за пределами установленного законом срока давности.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 27 мая 2003 г. Дело N
А33-18022/02-С3с-Ф02-1484/03-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Мироновой И.П.,
судей: Кадниковой Л.А.,
Пущиной Л.Ю.,
представители сторон
участия в судебном заседании не
принимали,
рассмотрев в судебном
заседании кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Центральному
административному округу на решение от 16
января 2003 года и постановление
апелляционной инстанции от 12 марта 2003 года
Арбитражного суда Красноярского края по
делу N А33-18022/02-С3с (суд первой инстанции:
Крицкая И.П.; суд апелляционной инстанции:
Бычкова О.И., Смольникова Е.Р., Порватов
В.Ф.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по
Центральному району города Красноярска
(налоговая инспекция) обратилась в
Арбитражный суд Красноярского края с
заявлением о взыскании с государственного
унитарного предприятия "Отдел торговли 467
Управления торговли Сибирского военного
округа Министерства обороны Российской
Федерации Главного управления торговли
Министерства обороны Российской Федерации"
(предприятие) штрафных санкций в сумме 266493
рублей 30 копеек.
Решением от 16 января 2003
года заявление налогового органа
удовлетворено частично - с
государственного унитарного предприятия
"Отдел торговли 467 Управления торговли
Сибирского военного округа Министерства
обороны Российской Федерации Главного
управления торговли Министерства обороны
Российской Федерации" в доход бюджета
взысканы налоговые санкции в сумме 76244
рублей 80 копеек.
В остальной части иска
отказано.
Постановлением апелляционной
инстанции от 12 марта 2003 года решение суда
оставлено без изменения, апелляционная
жалоба - без удовлетворения.
Одним из
оснований к отказу во взыскании штрафа был
факт пропуска срока для обращения в суд за
взысканием санкций, предусмотренных
статьей 115 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Обжалуя судебный акт по
настоящему делу, заявитель ставит вопрос о
проверке его законности и обоснованности,
так как считает, что при принятии решения
арбитражным судом были допущены нарушения
норм материального права.
Так,
налоговый орган полагает, что вывод суда о
нарушении сроков обращения с иском не
основан на законе. Согласно статье 9
Федерального закона "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах" налоговым органам только с 1
января 2001 года было предоставлено право на
осуществление контроля за полнотой и
своевременностью уплаты сборов в
государственные социальные внебюджетные
фонды.
Налоговая инспекция полагает,
что без проведения проверки плательщиков,
на основании одних актов сверки расчетов
плательщиков с фондами инспекция не могла
обратиться в суд за взысканием штрафа.
В
отзыве на кассационную жалобу предприятие
сообщает о своем несогласии с доводами
жалобы и просит оставить судебные акты без
изменения.
Лица, участвующие в деле,
были надлежащим образом извещены о времени
и месте проведения судебного заседания
(почтовые уведомления N 4347, 4381 от 29.04.2003), но в
судебное заседание своих представителей не
направили, в связи с чем дело
рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в кассационной
жалобе, исследовав материалы дела,
Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа пришел к выводу
об отсутствии оснований для удовлетворения
кассационной жалобы и отмены решения и
постановления апелляционной инстанции,
принятых судом по настоящему спору.
Из
материалов дела усматривается, что с 3 по 10
июня 2002 года налоговым органом была
проведена выездная налоговая проверка
предприятия по вопросам правильности
исчисления, удержания, полноты и
своевременности перечисления налога на
доходы физических лиц (подоходного налога),
единого социального налога, страховых
взносов во внебюджетные фонды за период с 1
января 1999 года по 10 июня 2000 года.
По
результатам проверки составлен акт N 05-10/175
от 11 июня 2002 года, в котором установлено
неполное и несвоевременное
перечисление:
- налога на доходы
физических лиц в бюджет в 1999 - 2000 годах в
сумме 381244 рублей;
- страховых взносов в
1999 - 2000 гг. в Фонд занятости населения
Российской Федерации в сумме 11311 рублей;
- страховых взносов в 1999 - 2000 гг. в Пенсионный
фонд Российской Федерации в сумме 647467
рублей 53 копеек;
- страховых взносов в 1999
- 2000 гг. в Фонд социального страхования
Российской Федерации в сумме 108402 рублей 84
копеек;
- страховых взносов в 1999 - 2000 гг. в
Фонд обязательного медицинского
страхования Российской Федерации в сумме
184060 рублей 62 копеек.
Решением N 05-130 от 27
июня 2002 года ответчик привлечен к налоговой
ответственности по статье 123 Налогового
кодекса Российской Федерации в виде штрафа
в размере 20% от суммы налога на доходы
физических лиц (подоходного налога),
своевременно не перечисленного в бюджет, -
76244 рубля 80 копеек и по пункту 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации - в
виде штрафа в размере 20% от неуплаченных
сумм страховых взносов - 190248 рублей 40
копеек.
Решение и требование от 27 июня
2002 года со сроком исполнения 15 июля 2002 года
направлены ответчику заказной почтой.
В
связи с неуплатой штрафа в добровольном
порядке в установленный в требовании срок
налоговый орган обратился в суд с
заявлением о взыскании с ответчика данной
суммы.
Пунктом 7 статьи 9 Налогового
кодекса Российской Федерации органы
государственных внебюджетных фондов
являются участниками отношений,
регулируемых законодательством о налогах и
сборах.
Согласно статье 34.1 Налогового
кодекса Российской Федерации в тех случаях,
когда законодательством о налогах и сборах
на органы государственных внебюджетных
фондов возложены обязанности по налоговому
контролю, это органы пользуются правами и
несут обязанности налоговых органов,
предусмотренные настоящим Кодексом.
Федеральным законом "О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования",
Порядком уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный
фонд Российской Федерации на органы
государственных внебюджетных фондов
возложен контроль за своевременным и
полным поступлением страховых взносов.
Следовательно, на отношения, связанные с
уплатой страховых взносов,
распространяются требования Налогового
кодекса Российской Федерации, а сами органы
государственных внебюджетных фондов
пользуются правами и несут обязанности
налоговых органов. Исходя из норм
Налогового кодекса Российской Федерации,
право на обращение в суд за взысканием
штрафа возникало у вышеназванных
государственных внебюджетных фондов с
момента обнаружения правонарушения и
составления соответствующего акта.
При
таком нормативном регулировании
требования статьи 115 Налогового кодекса
Российской Федерации обязательны для
названных субъектов.
Статьей 9
Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах" установлено, что взыскание суммы
штрафов по платежам в государственные
специальные внебюджетные фонды,
образовавшихся на 1 января 2001 года,
осуществляется налоговыми органами в
порядке, установленном Налоговым кодексом
Российской Федерации. Арбитражным судом
Красноярского края установлено, что
задолженность по платежам в
государственные внебюджетные фонды
образовалась у предприятия в 1999 - 2000
годах.
Следовательно, у Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Центральному району
города Красноярска право на обращение в суд
возникло в силу Закона с 1 января 2001 года,
однако налоговый орган обратился в суд с
иском 19 ноября 2002 года, то есть за пределами
указанного давностного срока, при таких
обстоятельствах суд правомерно отказал
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам в
удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 284, 287 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 января
2003 года и постановление апелляционной
инстанции от 12 марта 2003 года Арбитражного
суда Красноярского края по делу N А33-18022/02-С3с
оставить без изменения, а кассационную
жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Л.Ю.ПУЩИНА