Постановление фас восточно-сибирского округа от 27.05.2003 n а33-18022/02-с3с-ф02-1484/03-с1 судебные акты о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании штрафных санкций оставлены без изменения, так как налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском за пределами установленного законом срока давности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 мая 2003 г. Дело N А33-18022/02-С3с-Ф02-1484/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному административному округу на решение от 16 января 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-18022/02-С3с (суд первой инстанции: Крицкая И.П.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Смольникова Е.Р., Порватов В.Ф.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Отдел торговли 467 Управления торговли Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации Главного управления торговли Министерства обороны Российской Федерации" (предприятие) штрафных санкций в сумме 266493 рублей 30 копеек.
Решением от 16 января 2003 года заявление налогового органа удовлетворено частично - с государственного унитарного предприятия "Отдел торговли 467 Управления торговли Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации Главного управления торговли Министерства обороны Российской Федерации" в доход бюджета взысканы налоговые санкции в сумме 76244 рублей 80 копеек.
В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 марта 2003 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Одним из оснований к отказу во взыскании штрафа был факт пропуска срока для обращения в суд за взысканием санкций, предусмотренных статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуя судебный акт по настоящему делу, заявитель ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности, так как считает, что при принятии решения арбитражным судом были допущены нарушения норм материального права.
Так, налоговый орган полагает, что вывод суда о нарушении сроков обращения с иском не основан на законе. Согласно статье 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" налоговым органам только с 1 января 2001 года было предоставлено право на осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты сборов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Налоговая инспекция полагает, что без проведения проверки плательщиков, на основании одних актов сверки расчетов плательщиков с фондами инспекция не могла обратиться в суд за взысканием штрафа.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие сообщает о своем несогласии с доводами жалобы и просит оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания (почтовые уведомления N 4347, 4381 от 29.04.2003), но в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения и постановления апелляционной инстанции, принятых судом по настоящему спору.
Из материалов дела усматривается, что с 3 по 10 июня 2002 года налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц (подоходного налога), единого социального налога, страховых взносов во внебюджетные фонды за период с 1 января 1999 года по 10 июня 2000 года.
По результатам проверки составлен акт N 05-10/175 от 11 июня 2002 года, в котором установлено неполное и несвоевременное перечисление:
- налога на доходы физических лиц в бюджет в 1999 - 2000 годах в сумме 381244 рублей;
- страховых взносов в 1999 - 2000 гг. в Фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 11311 рублей;
- страховых взносов в 1999 - 2000 гг. в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 647467 рублей 53 копеек;
- страховых взносов в 1999 - 2000 гг. в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 108402 рублей 84 копеек;
- страховых взносов в 1999 - 2000 гг. в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 184060 рублей 62 копеек.
Решением N 05-130 от 27 июня 2002 года ответчик привлечен к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20% от суммы налога на доходы физических лиц (подоходного налога), своевременно не перечисленного в бюджет, - 76244 рубля 80 копеек и по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм страховых взносов - 190248 рублей 40 копеек.
Решение и требование от 27 июня 2002 года со сроком исполнения 15 июля 2002 года направлены ответчику заказной почтой.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке в установленный в требовании срок налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с ответчика данной суммы.
Пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, это органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные настоящим Кодексом.
Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования", Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации на органы государственных внебюджетных фондов возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов. Следовательно, на отношения, связанные с уплатой страховых взносов, распространяются требования Налогового кодекса Российской Федерации, а сами органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов. Исходя из норм Налогового кодекса Российской Федерации, право на обращение в суд за взысканием штрафа возникало у вышеназванных государственных внебюджетных фондов с момента обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.
При таком нормативном регулировании требования статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации обязательны для названных субъектов.
Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что взыскание суммы штрафов по платежам в государственные специальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Арбитражным судом Красноярского края установлено, что задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды образовалась у предприятия в 1999 - 2000 годах.
Следовательно, у Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска право на обращение в суд возникло в силу Закона с 1 января 2001 года, однако налоговый орган обратился в суд с иском 19 ноября 2002 года, то есть за пределами указанного давностного срока, при таких обстоятельствах суд правомерно отказал Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 января 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-18022/02-С3с оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Л.Ю.ПУЩИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также