Постановление фас восточно-сибирского округа от 03.11.2005 n а19-30022/04-26-27-ф02-5355/05-с1 суд правомерно отказал налоговому органу во взыскании денежных средств, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком положений законодательства при заключении внешнеэкономических контрактов и при их исполнении, а также не установлено, какие именно незаконные действия ответчика повлекли применение к нему мер ответственности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 ноября 2005 г. Дело N А19-30022/04-26-27-Ф02-5355/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 08 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30022/04-26-27 (суд первой инстанции: Колосов В.И.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 17 по Иркутской области, преобразованная в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лесинвест" в доход государства денежных средств в сумме 35079 рублей на основании пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".
Решением суда от 2 февраля 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением кассационной инстанции от 19 мая 2005 года решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 8 августа 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Обжалуя решение суда, налоговая инспекция считает правильным привлечение ООО "Лесинвест" к ответственности на основании пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и считает обоснованным применение в настоящем деле положений статей 104, 115 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лесинвест" отклоняет изложенные в ней доводы, считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности, в связи с чем просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление N 73976 от 20.10.2005, N 73977 от 21.10.2005), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Лесинвест" по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, по результатам которой оформлен акт N 01-1/38 от 17.05.2004, в котором отражено превышение поступившей на счета общества валютной выручки от экспорта товаров в сумме 1125, 50 долларов США (35079 рублей) по 2 внешнеэкономическим контрактам, заключенными с сирийской и американской фирмами.
Постановлением налоговой инспекции N 01-1/56 от 11.06.2004 ООО "Лесинвест" привлечено к ответственности на основании пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" в виде взыскания в доход государства денежных средств в сумме 35079 рублей.
Требованием об уплате санкции N 1410 от 21.06.2004 обществу предложено в добровольном порядке перечислить в десятидневный срок со дня получения настоящего требования сумму налоговой санкции.
Неисполнение указанного требования явилось основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о ее взыскании.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд мотивировал его тем, что заявитель не смог со ссылкой на акты валютного законодательства и акты валютного регулирования Российской Федерации обосновать заявленные требования о взыскании в доход государства всего полученного по недействительной сделке.
Проверив законность и обоснованность судебного акта, принятого по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", действующим в период возникновения спорных правоотношений, сделки, заключенные в нарушение положений настоящего Закона, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все полученное резидентами и нерезидентами по недействительным в силу настоящего Закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий, подлежит взысканию в доход государства (часть 3 статьи 14 Закона).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение обществом положений названного закона при заключении внешнеэкономических контрактов и при его исполнении, а также не установлено, какие именно незаконные действия ответчика повлекли применение к нему мер ответственности, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Перечисление нерезидентом на счет резидента денежных средств сверх суммы причитающихся платежей за экспортируемые товары не может быть квалифицировано как незаконные действия самого экспортера.
При отсутствии фактических и правовых оснований привлечение общества к ответственности является незаконным, в связи с чем заявленные налоговым органом о взыскании санкций на основании такого постановления удовлетворению не подлежат.
Кроме того, налоговым органом ошибочно применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации, а также не учтены положения статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в нарушение ее требований осуществлено привлечение к административной ответственности в июне 2004 года за предполагаемые правонарушения, совершенные в 2001 - 2002 годах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30022/04-26-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.ГУМЕНЮК
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Л.Ю.ПУЩИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также