Постановление фас восточно-сибирского округа от 05.06.2003 n а19-20828/02-28-ф02-1616/03-с1 суд правомерно признал незаконным постановление налогового органа о привлечении к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения ккм, так как недостоверность обязательных реквизитов на выдаваемом покупателю (клиенту) чеке не может быть квалифицирована как неприменение ккм.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 5 июня 2003 г. Дело N
А19-20828/02-28-Ф02-1616/03-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н.,
Елизовой Н.М.,
представители сторон
участия в судебном заседании не
принимали,
рассмотрев в судебном
заседании кассационную жалобу Межрайонной
инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 9 по
Иркутской области на решение от 27 января 2003
года Арбитражного суда Иркутской области
по делу N А19-20828/02-28 (суд первой инстанции:
Куклина Л.А.), принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью
"Бизнес-Групп" о признании незаконным и
отмене постановления от 11.11.2002 N 04-06/150
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 9
по Иркутской
области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью
"Бизнес-Групп" (далее - ООО "Бизнес-Групп")
обратилось в Арбитражный суд Иркутской
области с заявлением о признании
незаконным и отмене постановления от 11.11.2002
N 04-06/150 Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 9
по Иркутской области (налоговая инспекция),
которым ООО "Бизнес-Групп" привлечено к
административной ответственности,
предусмотренной статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000
рублей.
Решением от 27 января 2003 года
заявленные требования удовлетворены.
В
апелляционной инстанции законность и
обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 27 января 2003
года, налоговая инспекция обратилась в
Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа с кассационной
жалобой, в которой просит его отменить в
связи с нарушением норм материального
права.
По мнению заявителя кассационной
жалобы, к неприменению контрольно-кассовых
машин (далее - ККМ) приравнивается
применение ККМ с выдачей чека, на котором
неправильно указано время проведения
денежного расчета с покупателем товара.
ООО "Бизнес-Групп" отзыв на кассационную
жалобу не представлен.
Стороны о
времени и месте судебного разбирательства
извещены надлежащим образом, однако своих
представителей в судебное заседание не
направили, поэтому дело рассматривается в
их отсутствие.
Дело рассматривается в
порядке, предусмотренном главой 35
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Проверив доводы
кассационной жалобы, исследовав материалы
дела, Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа не находит
оснований для удовлетворения кассационной
жалобы.
Как видно из материалов дела,
05.11.2002 налоговой инспекцией в принадлежащем
ООО "Бизнес-Групп" магазине "Подшипники",
находящемся по адресу: город Усть-Илимск,
улица Героев Труда, дом 33, проведена
проверка по соблюдению Закона Российской
Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении
контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением" (далее - Закон). По результатам
проверки составлены акт от 05.11.2002 без номера
проверочной закупки, акт от 05.11.2002 N 04-06/518
проверки выполнения Закона, протокол
изъятия от 05.11.2002 без номера и протокол от
05.11.2002 N 04-06/169, в соответствии с которыми при
реализации одного подшипника стоимостью 180
рублей продавцом магазина на
контрольно-кассовой машине пробит и выдан
покупателю чек с указанием времени, не
соответствующим фактическому времени
проведения денежной операции.
По
результатам проверки 11.11.2002 руководителем
налоговой инспекции вынесено
постановление N 04-06/150 о привлечении ООО
"Бизнес-Групп" к административной
ответственности, предусмотренной статьей
14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в виде
наложения штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с названным
постановлением, ООО "Бизнес-Групп"
обратилось с заявлением в арбитражный
суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя
заявленные требования, правомерно исходил
из того обстоятельства, что в действиях ООО
"Бизнес-Групп" отсутствует состав
правонарушения, предусмотренный статьей 14.5
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
В
соответствии со статьей 1 Закона денежные
расчеты с населением при осуществлении
торговых операций или оказании услуг на
территории Российской Федерации
производятся всеми предприятиями (в том
числе физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица),
организациями, учреждениями, их филиалами и
другими обособленными подразделениями с
обязательным применением
контрольно-кассовой машины.
Статьей 2
Закона для предприятий, использующих ККМ,
предусмотрена обязанность выдавать
покупателю (клиенту) вместе с покупкой
(после оказания услуги) отпечатанный ККМ
чек за покупку (услугу), подтверждающий
исполнение обязательств по договору
купли-продажи (оказания услуги) между
покупателем (клиентом) и соответствующим
предприятием.
Перечень обязательных
реквизитов на напечатанных ККМ чеках
предусмотрен Положением по применению
контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденным постановлением
Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в
редакции постановления Правительства
Российской Федерации от 07.08.1998 N 904). В
частности, в соответствии с пунктом 4
названного Положения на выдаваемом
покупателям (клиентам) чеке должны
отражаться дата и время покупки (оказания
услуги).
Однако нарушение требований
названных нормативно-правовых актов в
части недостоверности имеющихся на
выдаваемом покупателю (клиенту) чеке
обязательных реквизитов судом
кассационной инстанции не может быть
квалифицировано как неприменение ККМ.
Неприменение ККМ как состав
административного правонарушения
предусмотрен статьей 14.5 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях. В данном случае
законодателем определено, что объективной
стороной названного правонарушения
является противоправное бездействие
организаций и граждан, зарегистрированных
в качестве индивидуальных
предпринимателей, при продаже товаров,
выполнении работ либо оказании услуг.
Имеющимися в материалах дела
доказательствами подтверждается, что при
проведении проверки продавцом магазина
"Подшипники" с использованием ККМ пробит
(отпечатан) чек и выдан проверяющим
лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи
24.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях
обстоятельством, исключающим производство
по делу об административном
правонарушении, является отсутствие
события административного
правонарушения.
Поскольку налоговой
инспекцией не оспаривается факт применения
ООО "Бизнес-Групп" ККМ, а нормы Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях и иных законов не
предусматривают административную
ответственность за применение ККМ с
выдачей чека, содержащего недостоверные
обязательные реквизиты, привлечение его к
административной ответственности,
предусмотренной статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях, является незаконным.
Учитывая изложенное, суд кассационной
инстанции находит решение суда законным и
обоснованным, а кассационную жалобу - не
подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 января
2003 года Арбитражного суда Иркутской
области по делу N А19-20828/02-28 оставить без
изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЕЛИЗОВА