Постановление фас восточно-сибирского округа от 01.02.2006 n а19-2858/05-27-39-ф02-9/06-с1 суд, отказывая в признании незаконным акта антимонопольного органа по административному делу о нарушении законодательства о рекламе, правомерно исходил из доказанности антимонопольным органом наличия факта нарушения предприятием законодательства о рекламе, выраженного в неисполнении обязанности истребовать предъявления соответствующей лицензии при размещении рекламы деятельности, подлежащей лицензированию.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 1 февраля 2006 г. Дело N
А19-2858/05-27-39-Ф02-9/06-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А.,
Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном
заседании представителей:
Федерального
государственного унитарного предприятия
"Иркутская государственная телевизионная и
радиовещательная компания" - Ивашкевич А.Т.
(доверенность от 25.01.2006), Управления
Федеральной антимонопольной службы по
Иркутской области - Преловской М.В.
(доверенность от 12.01.2006 N 21-9),
рассмотрев
в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального государственного унитарного
предприятия "Иркутская государственная
телевизионная и радиовещательная компания"
на решение от 11 октября 2005 года,
постановление апелляционной инстанции от 28
ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской
области по делу N А19-2858/05-27-39 (суд первой
инстанции: Титов В.М.; суд апелляционной
инстанции: Белоножко Т.В., Сорока Т.Г.,
Буяновер П.И.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное
государственное унитарное предприятие
"Иркутская государственная телевизионная и
радиовещательная компания" (ФГУП "ИГТРК",
предприятие) обратилось в Арбитражный суд
Иркутской области с заявлением о признании
незаконным и отмене постановления
Управления Федеральной антимонопольной
службы по Иркутской области (УФАС по
Иркутской области, антимонопольный орган)
от 21.12.2004 N 45 об административном
правонарушении, предусмотренном статьей 14.3
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Решением суда от 6 мая 2005 года заявленные
требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного
суда Восточно-Сибирского округа от 11
августа 2005 года решение суда отменено. Дело
направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 11 октября 2005 года в
удовлетворении заявленных требований
отказано.
Постановлением апелляционной
инстанции от 28 ноября 2005 года решение суда
от 11 октября 2005 года оставлено без
изменения.
Не согласившись с принятыми
судебными актами, ФГУП "ИГТРК" обратилось в
Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа с кассационной
жалобой, в которой просит их отменить по
основаниям неправильного применения судом
пункта 2 статьи 22 Федерального закона от
18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", статьи 14.3 Кодекса РФ
об административных правонарушениях и
принять новое решение.
По мнению
заявителя кассационной жалобы, судом не
принято во внимание, что оспариваемым
постановлением антимонопольного органа не
установлена причинная связь между
неисполнением обязанности
рекламораспространителя по истребованию
лицензии у рекламодателя и фактом
распространения ненадлежащей рекламы, а
также не установлена вина предприятия в
распространении ненадлежащей рекламы.
Как считает заявитель кассационной жалобы,
судом не учтено, что статьями 22 и 23 Закона "О
рекламе" рекламораспространителю
предоставлено лишь право требовать
документальные подтверждения
достоверности рекламы и расторжения
договора распространения рекламных
материалов, в следствие чего у предприятия
не возникло обязанностей по истребованию
лицензии. Кроме того, рекламодатель
фактически не осуществлял лицензируемые
виды деятельности.
В отзыве на
кассационную жалобу УФАС по Иркутской
области просит оставить судебные акты без
изменения, с доводами кассационной жалобы
не согласно, полагает, что они не основаны
на нормах материального права. Указывает на
доказанность материалами дела факта
распространения ненадлежащей рекламы, при
этом вина ФГУП "ИГТРК" выразилась в
непринятии достаточных мер по соблюдению
требований законодательства о рекламе.
Дело рассматривается в порядке,
установленном главой 35 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
В судебном заседании
представители сторон поддержали доводы,
изложенные в кассационной жалобе и отзыве
на нее.
Проверив в пределах,
установленных статьей 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, соответствие выводов,
содержащихся в обжалуемых судебных актах,
имеющимся в материалах дела
доказательствам, правильность применения
Арбитражным судом Иркутской области норм
материального и соблюдения норм
процессуального права, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
полагает, что кассационная жалоба не
подлежит удовлетворению, исходя из
следующего.
Как установлено
арбитражным судом и следует из материалов
дела, в УФАС по Иркутской области поступило
заявление от закрытого акционерного
общества "Страховая компания "Колымская" о
нарушении законодательства о рекламе при
размещении 20.08.2004 в эфире телеканала "ИГТРК -
пятый канал", принадлежащего ФГУП "ИГТРК",
рекламы услуг страхования муниципального
унитарного предприятия "Ритуал".
При
проведении проверки соблюдения
законодательства о рекламе
антимонопольным органом установлено, что в
эфире телеканала 20.08.2004 была размещена
реклама следующего содержания: "МУП "Ритуал"
оказывает услуги от доставки до погребения
по строго фиксированным государственным
ценам. В хозяйственном ведении предприятия
находятся городские кладбища
Александровское, Маратовское,
Ново-Ленинское. МУП "Ритуал" предоставляет
кредит до года на весь комплекс услуг,
проводит прижизненное страхование
расходов на похороны".
25.11.2004 УФАС по
Иркутской области вынесено определение N 208
о возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении
административного расследования по факту
нарушения рекламного законодательства
ФГУП "ИГТРК".
21.12.2004 УФАС по Иркутской
области составлен протокол N 34 об
административном правонарушении и
вынесено постановление N 45, которым ФГУП
"ИГТРК" привлечено к административной
ответственности, предусмотренной статьей
14.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, с
наложением административного штрафа в
размере 400 минимальных размеров оплаты
труда, в сумме 40000 рублей.
Данное
обстоятельство явилось основанием для
обращения предприятия в арбитражный суд с
заявлением об отмене названного
постановления.
Суд первой и
апелляционной инстанций, отказывая в
удовлетворении заявленных требований,
исходил из доказанности материалами дела
факта нарушения ФГУП "ИГТРК"
законодательства о рекламе и правомерности
привлечения предприятия к
административной ответственности.
Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа считает, что
выводы Арбитражного суда Иркутской области
соответствуют установленным по данному
конкретному делу фактическим
обстоятельствам, имеющимся в деле
доказательствам и основаны на правильном
применении норм материального права.
Пунктом 3 статьи 5 Закона установлено, что
реклама товаров, реклама о самом
рекламодателе, если осуществляемая им
деятельность требует специального
разрешения (лицензии), но такое разрешение
(лицензия) не получено, а также реклама
товаров, запрещенных к производству и
реализации в соответствии с
законодательством Российской Федерации, не
допускается. Если деятельность
рекламодателя подлежит лицензированию, в
рекламе должны быть указаны номер лицензии,
а также наименование органа, выдавшего эту
лицензию.
Эти требования к рекламе
являются обязательными для рекламодателя,
рекламопроизводителя и
рекламораспространителя.
Согласно
пункту 2 статьи 22 Закона, если деятельность
рекламодателя подлежит лицензированию, то
при рекламе соответствующего товара, а
также при рекламе самого рекламодателя
последний обязан предоставлять, а
рекламопроизводитель и
рекламораспространитель обязаны требовать
предъявления соответствующей лицензии или
ее надлежаще заверенной копии.
Данные
требования установлены в целях
предотвращения ненадлежащей рекламы, а
неисполнение рекламораспространителем
обязанности, предусмотренной статьей 22
Закона, также является нарушением
рекламного законодательства.
Довод
заявителя кассационной жалобы о том, что у
предприятия как рекламораспространителя
не возникло обязанностей по истребованию
лицензии, а также о недоказанности наличия
причинной связи между неисполнением этой
обязанности и фактом распространения
ненадлежащей рекламы, противоречит
буквальному смыслу указанных правовых норм
и фактическим обстоятельствам дела.
Из
размещенной рекламной информации следует,
что "МУП "Ритуал" предоставляет кредит до
года на весь комплекс услуг, проводит
прижизненное страхование расходов на
похороны".
В соответствии с пунктом 5
статьи 4, статьей 4.1, пунктом 1 статьи 32
Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1
(в редакции от 20.07.2004) "Об организации
страхового дела в Российской Федерации"
страховая деятельность является
лицензируемым видом деятельности.
Статьей 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1
"О банках и банковской деятельности"
установлено, что осуществление банковских
операций производится только на основании
лицензии, выдаваемой Банком России в
порядке, установленном настоящим
Федеральным законом.
Из текста
рекламной информации однозначно следует,
что именно МУП "Ритуал" осуществляет
указанную деятельность и отсутствуют
сведения об осуществлении услуг по
страхованию иной страховой компанией,
наличии соглашения между МУП "Ритуал" и
открытым акционерным обществом
"Военно-Страховая компания", а также
оказании услуг кредитования "Верхнеленским
обществом взаимного страхования" по
предварительной договоренности.
При
этом суд надлежащим образом, с соблюдением
требований статей 71, 170 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, исследовал и оценил довод
предприятия о том, что рекламную информацию
о "предоставлении кредита до года на весь
комплекс услуг" следует толковать как
коммерческий кредит (отсрочка и рассрочка
оплаты услуг), и обоснованно признал его
несостоятельным, принимая во внимание
буквальное содержание рекламной
информации и требования пункта 1 статьи 5
Федерального закона "О рекламе".
На
основании статьи 30 Закона "О рекламе"
рекламодатель несет ответственность за
нарушение законодательства о рекламе в
части ее содержания, если не доказано, что
указанное нарушение произошло по вине
рекламораспространителя или
рекламопроизводителя.
В данном случае
нарушение установленных Законом
требований к рекламе является очевидным
для рекламораспространителя, оказывающего
услуги в качестве такового на
профессиональной основе.
В
соответствии со статьей 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях нарушение рекламодателем,
рекламопроизводителем или
рекламораспространителем
законодательства о рекламе (ненадлежащая
реклама или отказ от контррекламы) влечет
наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере от четырехсот до
пятисот минимальных размеров оплаты
труда.
Таким образом, соответствует
установленным по делу обстоятельствам
вывод суда двух инстанций о доказанности
антимонопольным органом наличия факта
нарушения предприятием законодательства о
рекламе, выраженного в неисполнении
обязанности истребовать предъявления
соответствующей лицензии при размещении
рекламы деятельности по предоставлению
кредита и проведению страхования,
подлежащей лицензированию, и вины ФГУП
"ИГТРК" в совершении правонарушения.
В
связи с этим доводы заявителя кассационной
жалобы, направленные на переоценку
фактических обстоятельств дела, не могут
быть приняты во внимание судом
кассационной инстанции, учитывая
требования статьи 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации о пределах полномочий
кассационной инстанции.
При таких
условиях Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа не находит
оснований для удовлетворения кассационной
жалобы, доводы которой не влияют на
законность принятых по делу судебных
актов.
Учитывая изложенное,
руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11 октября
2005 года, постановление апелляционной
инстанции от 28 ноября 2005 года Арбитражного
суда Иркутской области по делу N А19-2858/05-27-39
оставить без изменения, а кассационную
жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Л.Ю.ПУЩИНА