Постановление фас волго-вятского округа от 18.08.2005 n а43-29045/2004-31-1360 действующее законодательство не допускает возможности взыскания налога за счет имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 18 августа 2005 года Дело N А43-29045/2004-31-1360

(извлечение)
Федеральное государственное учреждение (далее по тексту - ФГУ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.10.2004 N 8 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества налогоплательщика-организации.
Решением суда от 23.12.2004 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2005 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статью 47 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 120, 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, установленная статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налога за счет имущества налогоплательщика налоговым органом соблюдена, поскольку обращение взыскания произведено в том числе и на наличные денежные средства, полученные Учреждением от осуществления коммерческой деятельности.
ФГУ в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами Инспекции не согласились, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (заявление от 18.08.2005 N 13-03/5712).
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением Учреждением требований налогового органа об уплате налогов, пени и штрафных санкций на общую сумму 1040897 рублей 47 копеек, заместитель руководителя Инспекции принял постановление от 14.10.2004 N 8 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества ФГУ.
Указанное постановление направлено в Вачское районное подразделение Службы судебных приставов, на основании которого 19.10.2004 возбуждено исполнительное производство N 3003.
Учреждение не согласилось с постановлением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Нижегородской области, удовлетворив заявленное требование, руководствовался статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 120, 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом он исходил из того, что Инспекция необоснованно вынесла оспариваемое постановление, поскольку имущество ФГУ является федеральной собственностью, закреплено за ним на праве оперативного управления и обращение взыскания на такое имущество регулируется нормами гражданского, а не налогового законодательства.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В отношении закрепленного за ним имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (часть 1 статьи 296 Кодекса).
В силу статьи 298 Кодекса учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Как правильно указал Арбитражный суд Нижегородской области, условия и порядок обращения взыскания на имущество учреждения находятся за пределами ведения налогового законодательства (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации) и регулируются нормами гражданского законодательства. Предоставленное налоговым органам в статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации право на принятие решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика-организации может быть реализовано ими только с учетом требований гражданского законодательства. При недостаточности денежных средств взыскание не может быть обращено на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.
Согласно пункту 2 Положения о лесхозе, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 872, ФГУ является федеральным государственным учреждением; имущество, которым лесхоз владеет на праве оперативного управления, является федеральным государственным имуществом.
С учетом изложенного суд первой и апелляционной инстанций обоснованно указал, что взыскание налога (сбора) за счет имущества Учреждения произведено налоговым органом неправомерно. Доказательства, указывающие на то, что у Учреждения имеется имущество, полученное от предпринимательской деятельности, на которое могло быть обращено взыскание судебным приставом-исполнителем в порядке Федерального закона "Об исполнительном производстве", в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области правомерно удовлетворил заявленное Учреждением требование, признав постановление Инспекции от 14.10.2004 N 8 недействительным.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятых судебных актов, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2005 по делу N А43-29045/2004-31-1360 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Волговятский регион) »
Читайте также