Постановление фас волго-вятского округа от 09.12.1999 n а11-4251/99-к2-е-2033 действующим законодательством налоговым органам не предоставлено право обращения в арбитражный суд с иском о ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью по основанию несоответствия его учредительных документов требованиям федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке
законности и
обоснованности решений
(определений,
постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 9 декабря 1999
года Дело N А11-4251/99-К2-Е-2033
Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского округа в
составе: председательствующего Апряткиной
Г.С., судей Князевой Г.А., Лазаревой А.В., без
участия представителей сторон, рассмотрев
кассационную жалобу Государственной
налоговой инспекции по Ковровскому району
Владимирской области на решение от 16.09.99 по
делу N А11-4251/99-К2-Е-2033 Арбитражного суда
Владимирской области, судья: Андрианова
Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Государственная
налоговая инспекция по Ковровскому району
Владимирской области обратилась в
арбитражный суд с иском к товариществу с
ограниченной ответственностью "Резерв" о
ликвидации юридического лица в связи с тем,
что ответчик, созданный до введения в
действие Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ
"Об обществах с ограниченной
ответственностью", вопреки пункту 3 статьи 59
названного закона не привел свою
организационно - правовую форму в
соответствие с данным законом до 01.07.99.
Решением от 16.09.99 Арбитражный суд
Владимирской области в иске истцу отказал,
поскольку действующим законодательством
налоговым органам не предоставлено право
обращения в арбитражный суд с иском о
ликвидации товарищества с ограниченной
ответственностью по основанию
несоответствия его учредительных
документов требованиям Федерального
закона N 14-ФЗ от 03.02.98 "Об обществах с
ограниченной ответственностью".
В
апелляционном порядке дело не
рассматривалось.
Государственная
налоговая инспекция по Ковровскому району
считает состоявшееся решение незаконным.
По ее мнению, судом не приняты во внимание
нормы пункта 11 статьи 7 Закона Российской
Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О государственной
налоговой службе РСФСР", статьи 31
Налогового кодекса Российской Федерации,
согласно которым право предъявления в
арбитражный суд исков о ликвидации
предприятий любой организационно -
правовой формы по основаниям,
установленным законодательством
Российской Федерации, предоставлено
налоговым органам. Таким образом,
законодательно установлены как основания
для ликвидации юридического лица, так и
право налоговых органов на обращение в
арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного
требования, суд нарушил пункт 3 статьи 59
Федерального закона "Об обществах с
ограниченной ответственностью".
Лица,
участвующие в деле, надлежащим образом
извещенные о дне и месте рассмотрения
кассационной жалобы, в заседание не
явились.
Правильность применения норм
материального и процессуального права
Арбитражным судом Владимирской области
проверена Федеральным арбитражным судом
Волго - Вятского округа в порядке,
установленном статьями 174 - 177 Арбитражного
процессуального кодекса.
Изучив
документы кассационного производства,
третья инстанция не находит оснований к
отмене обжалуемого судебного акта.
Как
следует из материалов дела, товарищество с
ограниченной ответственностью "Резерв"
Ковровского района на момент подачи
Государственной налоговой инспекцией по
Ковровскому району данного иска (10.08.99) не
привело свои учредительные документы в
соответствие с Федеральным законом "Об
обществах с ограниченной
ответственностью", что противоречит части 3
статьи 59 названного закона, согласно
которой товарищества с ограниченной
ответственностью, созданные до введения в
действие настоящего Федерального закона,
должны осуществить указанные действия не
позднее 01.01.99.
По названной норме
материального права общества с
ограниченной ответственностью (ТОО),
которые не привели свои учредительные
документы в соответствие с Федеральным
законом "Об обществах с ограниченной
ответственностью" либо не преобразовались
в акционерные общества или
производственные кооперативы, могут быть
ликвидированы в судебном порядке по
требованию органа, осуществляющего
государственную регистрацию юридических
лиц, либо иных государственных органов или
органов местного самоуправления, которым
право на предъявление такого требования
предоставлено федеральным законом.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" и статьей 31
Налогового кодекса Российской Федерации
налоговые органы вправе предъявлять в
арбитражный суд иски о ликвидации
предприятий любой организационно -
правовой формы по основаниям,
установленным законодательством
Российской Федерации.
В данном случае
следует учитывать, что полномочия того или
иного органа по заявлению требований о
ликвидации предприятий должны
соответствовать основным задачам и целям
деятельности этого органа. Для налоговых
инспекций такими задачами являются
контроль за соблюдением налогового
законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов
и других обязательных платежей. Поэтому
право налоговых инспекций заявлять иски о
ликвидации предприятий по конкретным
основаниям должно быть специально
оговорено в законодательном акте
применительно к деятельности налоговой
службы.
Принимая во внимание, что
упомянутые выше нормы налогового
законодательства не предусматривают права
налоговой инспекции предъявлять иск о
ликвидации юридического лица по такому
конкретному основанию, как неприведение
его учредительных документов в
соответствие с требованиями Федерального
закона "Об обществах с ограниченной
ответственностью", а в Федеральном законе
"Об обществах с ограниченной
ответственностью" конкретно не поименованы
органы налоговой инспекции в качестве
субъектов, могущих предъявлять иски
данного основания, потому доводы кассатора
подлежат отклонению.
Руководствуясь
статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Волго - Вятского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.09.99 по
делу N А11-4251/99-К2-Е-2033 Арбитражного суда
Владимирской области оставить без
изменения, кассационную жалобу
Государственной налоговой инспекции по
Ковровскому району Владимирской области -
без удовлетворения.
Постановление
вступает в законную силу с момента его
принятия и обжалованию не
подлежит.
Председательствующий
АПРЯТКИНА Г.С.
Судьи
КНЯЗЕВА Г.А.
ЛАЗАРЕВА А.В.