Постановление фас волго-вятского округа от 02.11.2000 n а79-1610/2000-ск1-1490 субъекты рф не вправе устанавливать налоговые льготы в части сумм федеральных налогов и сборов, поступающих в региональные бюджеты.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 ноября 2000 года Дело N А79-1610/2000-СК1-1490

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Бердникова О.Е., судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П., при участии от истца директора закрытого акционерного общества "Военно-мемориальная компания по Чувашской Республике" Воробьева В.В., директора закрытого акционерного общества "Исход" Голумба Ц.А. (доверенность от 25.06.2000 N 1), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары на решение от 10.07.2000 и постановление от 24.08.2000 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-1610/2000-СК1-1490 Арбитражного суда Чувашской Республики, судьи Дроздов Н.В., Петрова С.Н., Михайлова А.Т., Севастьянова Л.С.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания по Чувашской Республике" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары об обязании произвести зачет излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 39009 рублей в счет предстоящих платежей по этому же налогу.
Решением суда от 10.07.2000 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2000 судебное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что Арбитражным судом Чувашской Республики неправильно применены нормы материального и процессуального права, а именно: статья 57 Конституции Российской Федерации, статьи 17, 56 Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". По мнению налогового органа, льгота по уплате налога на пользователей автомобильных дорог не может быть установлена Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 1999 год", поскольку указанный налог является федеральным и порядок его уплаты регулируется исключительно налоговым законодательством Российской Федерации. Суд в нарушение статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта местного органа власти закону Российской Федерации, принял решение, противоречащее акту более высокой юридической силы.
В судебном заседании, в отзыве на кассационную жалобу закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания по Чувашской Республике" с доводами заявителя не согласилось, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Правильность применения Арбитражным судом Чувашской Республики норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания по Чувашской Республике" обратилось в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары с заявлением от 30.06.2000 N 43 о зачете налога на пользователей автомобильных дорог в части, поступающей в территориальный дорожный фонд, уплаченного платежными поручениями от 15.11.1999 N 97 и от 03.04.2000 N 47 за 3 и 4 кварталы 1999 года на общую сумму 39009 рублей, в счет предстоящих платежей по тому же налогу. Налоговый орган в удовлетворении заявления отказал, поскольку данная сумма, по его мнению, не является излишне уплаченной.
Удовлетворяя иск, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался пунктом 7 статьи 3, статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации, законами Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 1999 год", "О республиканском дорожном фонде Чувашской Республики", Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". При этом суд посчитал, что Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 1999 год" освободил от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в части, поступающей в территориальный дорожный фонд, предприятия бытового обслуживания, к которым относится истец. Отсутствие аналогичной нормы в законодательстве о дорожных фондах суд расценил как противоречие, которое должно толковаться в пользу налогоплательщика.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с подпунктом "м" части 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам отнесены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации. Однако, статьей 5 названного Закона предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога. Согласно статье 4 Закона Чувашской Республики "О республиканском дорожном фонде Чувашской Республики" ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемая в республиканский дорожный фонд, равна установленной Федеральным законом. В соответствии с частью 3 той же статьи от уплаты налога освобождаются юридические лица согласно Закону Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Вместе с тем, статьей 10 Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 1999 год" продлено действие налоговых льгот, установленных ранее принятыми законами о республиканском бюджете, в том числе и установленного на 1996 год освобождения от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог предприятий бытового обслуживания населения, при условии, если объем бытовых услуг населению в общем объеме оказываемых услуг составляет не менее 70 процентов. Данная льгота не содержится в законодательстве о дорожных фондах.
В силу пункта 2 статьи 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться при установлении налога, то есть при определении налогоплательщиков и обязательных элементов налогообложения (пункт 1 статьи 17 Кодекса).
Исходя из смысла части первой Кодекса (пункт 5 статьи 3, и статья 17), льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Кодексом (законами Российской Федерации о федеральных налогах и сборах в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), по региональным налогам и сборам - законами субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации Кодексом не предоставлены права по установлению налоговых льгот в части сумм федеральных налогов и сборов, поступающих в региональные бюджеты.
Указанные положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие (статья 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Согласно статье 7 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты о конкретных налогах и сборах с 1 января 1999 г. действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
Таким образом, Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 1999 год" в части предоставления льготы по налогу на пользователей автомобильных дорог не подлежит применению.
На основании вышеизложенного Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что решение от 10.07.2000 и постановление от 24.08.2000 Арбитражного суда Чувашской Республики подлежат отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания по Чувашской Республике" в соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 95, 174, 175 (пунктом 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.07.2000 и постановление от 24.08.2000 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-1610/2000-СК1-1490 отменить.
В иске закрытому акционерному обществу "Военно-мемориальная компания по Чувашской Республике" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Военно-мемориальная компания по Чувашской Республике" в доход федерального бюджета государственную пошлину с искового заявления и апелляционной жалобы в сумме 2398 рублей 35 копеек.
Арбитражному суду Чувашской Республики выдать исполнительный лист Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Военно-мемориальная компания по Чувашской Республике" в доход федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 799 рублей 45 копеек.
Исполнительный лист выдать Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
БЕРДНИКОВ О.Е.
Судьи
ЕВТЕЕВА М.Ю.
МАСЛОВА О.П.

------------------------------------------------------------------

--------------------

Судебная практика (Волговятский регион) »
Читайте также