Постановление фас волго-вятского округа от 10.09.2001 n а29-2761/01а суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины, т.к. факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 сентября 2001 года Дело N А29-2761/01А

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шишкиной Е.Н., судей Ногтевой В.А., Прониной С.А., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Королева Ивана Георгиевича на решение от 03.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 25.06.2001 по делу N А29-2761/01А Арбитражного суда Республики Коми, судьи Баублис С.Л., Елькин С.К., Полицинский В.Н., Галаева Т.И., Борлакова Р.А., Козлов О.Г.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Коми обратился индивидуальный предприниматель Королев И.Г. с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару о наложении на него штрафа в сумме 5000 рублей за неприменение контрольно-кассовой машины.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару заявлен встречный иск о взыскании с индивидуального предпринимателя Королева И.Г. вышеназванного штрафа.
Решением от 03.05.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2001, исковые требования индивидуального предпринимателя Королева И.Г. отклонены, а встречный иск Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару удовлетворен.
На состоявшиеся судебные акты предпринимателем Королевым И.Г. подана кассационная жалоба, в которой он настаивает на их отмене как принятых с нарушением норм материального права.
Основной довод кассационной жалобы состоит в том, что суд при рассмотрении дела не применил часть 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 78 Устава автомобильного транспорта РСФСР, пункт 10 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, из которых следует, что на проезд в автобусах городских маршрутов пассажир обязан иметь билет установленной Министерством автомобильного транспорта РСФСР формы.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, поэтому продаваемые пассажирам билеты не являются для него документом строгой отчетности.
По его мнению, продажа билетов, образец которых не утвержден Министерством финансов Российской Федерации, не повлекла никаких вредных последствий.
Отзыва на кассационную жалобу не поступало.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Республики Коми при рассмотрении дела N А29-2761/01А проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы кассационного производства, суд округа не находит оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов.
Как следует из представленных в дело материалов и установлено арбитражным судом, решением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару от 19.03.2001 N 07-38/1 предприниматель Королев И.Г. привлечен к ответственности на основании статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
Указанное решение принято по материалам проверки соблюдения Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", проведенной 13.03.2001 сотрудниками УФСНП по Республике Коми и ИМНС Российской Федерации по г. Сыктывкару.
В результате проверки установлено что 13.03.2001 в пассажирском автобусе маршрута N 15 КАВЗ-3270, государственный номер А 584 СС 11, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Королеву И.Г., при осуществлении денежных расчетов с пассажирами кондуктор автобуса выдавал билеты стоимостью 2,00 руб. при стоимости проезда 4,00 руб. Кроме того, форма выдаваемых билетов не соответствовала утвержденным Министерством финансов Российской Федерации образцам.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Согласно пункту 1 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовые машины в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
Формы билетов на проезд в городском автобусе утверждены письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.1996 N 16-0030-58. Судом установлено, что билеты, выдававшиеся пассажирам автобуса, принадлежащего предпринимателю Королеву И.Г., не соответствуют указанной форме. Кроме того, предприниматель не назвал производителя билетов и не указал источник их приобретения.
При таких обстоятельствах выводы суда о правомерности привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин соответствуют действующему законодательству и являются законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.
Уплата единого налога на вмененный доход не освобождает предпринимателя от соблюдения требований Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Ответственность за нарушение требований вышеназванного Закона применяется независимо от наступления вредных последствий.
В силу изложенного суд третьей инстанции не находит оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов и отклоняет доводы кассатора.
В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины в кассационной инстанции относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 25.06.2001 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2761/01А оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Королева Ивана Георгиевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
ШИШКИНА Е.Н.
Судьи
НОГТЕВА В.А.
ПРОНИНА С.А.

Судебная практика (Волговятский регион) »
Читайте также