Постановление фас уральского округа от 18.04.2005 n ф09-1468/05-ак налоговые вычеты производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2005 года Дело N Ф09-1468/05-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа рассмотрел в судебном заседании жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Удмуртской Республике; далее - инспекция, налоговый орган) и общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "Иж-металл" (далее - общество, налогоплательщик) на решение суда первой инстанции от 26.10.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.01.2005 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-566/04.
В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Юферова Е.Н. (доверенность от 01.06.2004); общества - Щетникова Ю.В. (доверенность от 11.01.2005).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 17.06.2004 о привлечении налогоплательщика к ответственности, доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2001 - 2002 г. и соответствующей суммы пеней.
Решением суда первой инстанции от 02.10.2004 требования общества удовлетворены частично.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.01.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласно с судебными актами в части отказа в удовлетворении требований, а инспекция, напротив - в части их удовлетворения. В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа стороны просят решение и постановление судов изменить, ссылаясь на неправильное применение ими ст. 81, 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в январе, феврале, марте, июле 2001 г. общество приобрело (оплатило и оприходовало) товары для общехозяйственных нужд и в этих же периодах отнесло к вычету на основании ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), соответственно, 8877 руб. 62 коп., 42356 руб. 42 коп., 12068 руб. 93 коп., 3594 руб. 60 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В последующих налоговых периодах обществом принимались решения об использовании остатков товаров на реконструкцию основных фондов и в этих же периодах производилось восстановление НДС, ранее принятого к вычету. В июле 2001 г. обществом произведен вычет НДС, уплаченного при товаров ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. После корректировки таможенной стоимости товаров в сторону уменьшения в ноябре 2001 налогоплательщик восстановил соответствую часть НДС, ранее принятого к вычету. В апреле, июне, ноябре, октябре 2002 г. открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" - поставщик, предоставило налогоплательщику скидки на ранее приобретенный товар, который был оприходован и оплачен налогоплательщиком в ноябре, декабре 2001 г., апреле, мае, августе, сентябре 2002 г. В периодах получения скидок общество произвело восстановление НДС в общей сумме 409565 руб. 68 коп., который был принят к вычету в периодах оприходования и оплаты товара. Налоговый орган, полагая, что в силу ст. 81 Кодекса в указанных случаях восстановление НДС следовало проводить в периодах его фактического вычета, произвело доначисление соответствующей суммы налога с учетом пеней и штрафа.
Суды первой и апелляционной инстанций с позицией инспекции не согласились и удовлетворили требование общества о признании недействительным решения в части доначисления НДС, пени и штрафа по перечисленным фактам.
Вывод судов является правильным, так как он соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. В силу ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
При отнесении к вычетам в названных периодах сумм НДС, налогоплательщиком были соблюдены установленные законом условия (товар приобретен для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, оприходован и оплачен). Изменение в последующие налоговые периоды целей использования товара (проведение реконструкции), равно как и изменение его стоимости, и восстановление принятых к вычету сумм НДС не являются теми фактами, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает правомерность проведения вычета по НДС и обязанность налогоплательщика внести изменения в налоговую декларацию предыдущего налогового периода.
Согласно ст. 54 Кодекса, налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Статья 81 Кодекса предусматривает, что налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в поданную налоговую декларацию при обнаружении им неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Исходя из смысла приведенных норм права, принимая во внимание, что по правилам бухгалтерского учета хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в периоде их совершения изменение режима использования товара, корректировка стоимости по решению таможенного органа, предоставление скидки должны быть отражены в периоде совершения названных действий. При таких обстоятельствах, учитывая, что при проведении вычета, налогоплательщик действовал в соответствии с требованиями ст. 171, 172 Кодекса и не допустил ошибок, суды обоснованно признали действия общества правильными, а решение налогового органа по рассматриваемым вопросам не соответствующим ст. 81, 171, 172 Кодекса.
В январе 2001 общество произвело вычет НДС в связи с приобретением крана МКС-10, требующего монтажа, стоимость которого была учтена по счету 08 "Вложения во внебюджетные активы".
Полагая, что вычет суммы НДС в силу ст. 171, 172 Кодекса мог быть произведен только после принятия крана на учет в качестве основного средства по счету 01, налоговый орган доначислил обществу соответствующую сумму НДС за январь 2001.
Суды первой и апелляционной инстанций действия налогового органа посчитали правильными и отказали обществу в признании решения недействительным в рассматриваемой части.
Вывод судов соответствует закону.
Статья 172 кодекса предусматривает, что вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов. Основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС, в том числе по основным средствам, согласно ст. 171, 172 Кодекса, являются их назначение (для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, либо для перепродажи), фактическое наличие, учет и оплата.
В январе 2001 приобретенный кран не был принят на учет в качестве основного средства. Отражение стоимости по счету 08 "Вложение во внебюджетные активы" не является доказательством приобретения его в названных целях.
Таким образом, поскольку налогоплательщиком не доказана правомерность проведения вычета, ссылки в его жалобе на незаконность судебных актов не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, суд первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности доначисления обществу НДС от железнодорожного тарифа, предъявленного покупателям в стоимости товаров (работ, услуг), так как НДС выделен отдельной строкой (п. 5 ст. 173 Кодекса).
В связи с изложенным судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 26.10.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.01.2005 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-566/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.

Судебная практика (Урал) »
Читайте также