Постановление фас уральского округа от 18.04.2005 n ф09-1468/05-ак налоговые вычеты производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2005 года Дело N
Ф09-1468/05-АК
Федеральный арбитражный
суд Уральского округа рассмотрел в
судебном заседании жалобы Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 9
по Удмуртской Республике (правопреемник
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 9
по Удмуртской Республике; далее - инспекция,
налоговый орган) и общества с ограниченной
ответственностью
"Производственно-коммерческое предприятие
"Иж-металл" (далее - общество,
налогоплательщик) на решение суда первой
инстанции от 26.10.2004 и постановление суда
апелляционной инстанции от 06.01.2005
Арбитражного суда Удмуртской Республики по
делу N А71-566/04.
В судебном заседании
приняли участие представители: инспекции -
Юферова Е.Н. (доверенность от 01.06.2004);
общества - Щетникова Ю.В. (доверенность от
11.01.2005).
Общество обратилось в Арбитражный
суд Удмуртской Республики с заявлением о
признании недействительным решения
инспекции от 17.06.2004 о привлечении
налогоплательщика к ответственности,
доначислении налога на добавленную
стоимость (далее - НДС) за 2001 - 2002 г. и
соответствующей суммы пеней.
Решением
суда первой инстанции от 02.10.2004 требования
общества удовлетворены частично.
Постановлением суда апелляционной
инстанции от 06.01.2005 решение суда первой
инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласно с судебными актами в
части отказа в удовлетворении требований, а
инспекция, напротив - в части их
удовлетворения. В жалобах, поданных в
Федеральный арбитражный суд Уральского
округа стороны просят решение и
постановление судов изменить, ссылаясь на
неправильное применение ими ст. 81, 171, 172, 173
Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс).
Законность обжалуемых
судебных актов проверена судом
кассационной инстанции в порядке,
предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
Как следует из материалов
дела, в январе, феврале, марте, июле 2001 г.
общество приобрело (оплатило и
оприходовало) товары для общехозяйственных
нужд и в этих же периодах отнесло к вычету
на основании ст. 171 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс),
соответственно, 8877 руб. 62 коп., 42356 руб. 42 коп.,
12068 руб. 93 коп., 3594 руб. 60 коп. налога на
добавленную стоимость (далее - НДС). В
последующих налоговых периодах обществом
принимались решения об использовании
остатков товаров на реконструкцию основных
фондов и в этих же периодах производилось
восстановление НДС, ранее принятого к
вычету. В июле 2001 г. обществом произведен
вычет НДС, уплаченного при товаров ввозе на
таможенную территорию Российской
Федерации. После корректировки таможенной
стоимости товаров в сторону уменьшения в
ноябре 2001 налогоплательщик восстановил
соответствую часть НДС, ранее принятого к
вычету. В апреле, июне, ноябре, октябре 2002 г.
открытое акционерное общество
"Магнитогорский металлургический комбинат"
- поставщик, предоставило
налогоплательщику скидки на ранее
приобретенный товар, который был
оприходован и оплачен налогоплательщиком в
ноябре, декабре 2001 г., апреле, мае, августе,
сентябре 2002 г. В периодах получения скидок
общество произвело восстановление НДС в
общей сумме 409565 руб. 68 коп., который был
принят к вычету в периодах оприходования и
оплаты товара. Налоговый орган, полагая, что
в силу ст. 81 Кодекса в указанных случаях
восстановление НДС следовало проводить в
периодах его фактического вычета,
произвело доначисление соответствующей
суммы налога с учетом пеней и штрафа.
Суды первой и апелляционной инстанций с
позицией инспекции не согласились и
удовлетворили требование общества о
признании недействительным решения в части
доначисления НДС, пени и штрафа по
перечисленным фактам.
Вывод судов
является правильным, так как он
соответствует закону и фактическим
обстоятельствам дела.
В соответствии со
ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право
уменьшить общую сумму налога, исчисленную в
соответствии со статьей 166 настоящего
Кодекса, на установленные данной статьей
налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы
налога, предъявленные налогоплательщику и
уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) на территории Российской
Федерации либо уплаченные
налогоплательщиком при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской
Федерации в отношении: товаров (работ,
услуг), приобретаемых для осуществления
операций, признаваемых объектами
налогообложения в соответствии с главой 21
Кодекса; товаров (работ, услуг),
приобретаемых для перепродажи. В силу ст. 172
Кодекса налоговые вычеты производятся
после принятия на учет указанных товаров
(работ, услуг) на основании счетов-фактур,
выставленных продавцами при приобретении
налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и
документов, подтверждающих фактическую
уплату сумм налога.
При отнесении к
вычетам в названных периодах сумм НДС,
налогоплательщиком были соблюдены
установленные законом условия (товар
приобретен для осуществления операций,
признаваемых объектами налогообложения в
соответствии с главой 21 Кодекса,
оприходован и оплачен). Изменение в
последующие налоговые периоды целей
использования товара (проведение
реконструкции), равно как и изменение его
стоимости, и восстановление принятых к
вычету сумм НДС не являются теми фактами, с
которыми законодательство о налогах и
сборах связывает правомерность проведения
вычета по НДС и обязанность
налогоплательщика внести изменения в
налоговую декларацию предыдущего
налогового периода.
Согласно ст. 54
Кодекса, налогоплательщики - организации
исчисляют налоговую базу по итогам каждого
налогового периода на основе регистров
бухгалтерского учета и (или) на основе иных
документально подтвержденных данных об
объектах, подлежащих налогообложению либо
связанных с налогообложением.
При
обнаружении ошибок (искажений) в исчислении
налоговой базы, относящихся к прошлым
налоговым (отчетным) периодам, в текущем
(отчетном) налоговом периоде перерасчет
налоговых обязательств производится в
периоде совершения ошибки. В случае
невозможности определения конкретного
периода корректируются налоговые
обязательства отчетного периода, в котором
выявлены ошибки (искажения).
Статья 81
Кодекса предусматривает, что
налогоплательщик обязан внести
необходимые дополнения и изменения в
поданную налоговую декларацию при
обнаружении им неотражения или неполноты
отражения сведений, а равно ошибок,
приводящих к занижению суммы налога,
подлежащей уплате.
Исходя из смысла
приведенных норм права, принимая во
внимание, что по правилам бухгалтерского
учета хозяйственные операции отражаются в
бухгалтерском учете в периоде их
совершения изменение режима использования
товара, корректировка стоимости по решению
таможенного органа, предоставление скидки
должны быть отражены в периоде совершения
названных действий. При таких
обстоятельствах, учитывая, что при
проведении вычета, налогоплательщик
действовал в соответствии с требованиями
ст. 171, 172 Кодекса и не допустил ошибок, суды
обоснованно признали действия общества
правильными, а решение налогового органа по
рассматриваемым вопросам не
соответствующим ст. 81, 171, 172 Кодекса.
В
январе 2001 общество произвело вычет НДС в
связи с приобретением крана МКС-10,
требующего монтажа, стоимость которого
была учтена по счету 08 "Вложения во
внебюджетные активы".
Полагая, что вычет
суммы НДС в силу ст. 171, 172 Кодекса мог быть
произведен только после принятия крана на
учет в качестве основного средства по счету
01, налоговый орган доначислил обществу
соответствующую сумму НДС за январь 2001.
Суды первой и апелляционной инстанций
действия налогового органа посчитали
правильными и отказали обществу в
признании решения недействительным в
рассматриваемой части.
Вывод судов
соответствует закону.
Статья 172 кодекса
предусматривает, что вычеты сумм налога,
предъявленных продавцами
налогоплательщику при приобретении либо
уплаченных при ввозе на таможенную
территорию Российской Федерации основных
средств и (или) нематериальных активов,
указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171
настоящего Кодекса, производятся в полном
объеме после принятия на учет данных
основных средств и (или) нематериальных
активов. Основными факторами,
определяющими право налогоплательщика на
вычет сумм НДС, в том числе по основным
средствам, согласно ст. 171, 172 Кодекса,
являются их назначение (для осуществления
операций, признаваемых объектами
налогообложения в соответствии с главой 21
Кодекса, либо для перепродажи), фактическое
наличие, учет и оплата.
В январе 2001
приобретенный кран не был принят на учет в
качестве основного средства. Отражение
стоимости по счету 08 "Вложение во
внебюджетные активы" не является
доказательством приобретения его в
названных целях.
Таким образом,
поскольку налогоплательщиком не доказана
правомерность проведения вычета, ссылки в
его жалобе на незаконность судебных актов
не могут быть приняты во внимание.
Кроме
того, суд первой и апелляционной инстанций
пришли к обоснованному выводу о законности
доначисления обществу НДС от
железнодорожного тарифа, предъявленного
покупателям в стоимости товаров (работ,
услуг), так как НДС выделен отдельной
строкой (п. 5 ст. 173 Кодекса).
В связи с
изложенным судебные акты следует оставить
без изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286,
287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой
инстанции от 26.10.2004 и постановление суда
апелляционной инстанции от 06.01.2005
Арбитражного суда Удмуртской Республики по
делу N А71-566/04 оставить без изменения,
кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 9 по
Удмуртской Республике - без
удовлетворения.