Постановление фас уральского округа от 25.04.2005 n ф09-952/05-гк возмещение дополнительных расходов обусловлено их фактическим понесением, что лишает их характера повременных платежей и исключает возможность взыскания на будущее время путем капитализации в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2005 года Дело N
Ф09-952/05-ГК
Федеральный арбитражный
суд Уральского округа рассмотрел в
судебном заседании кассационную жалобу
государственного учреждения Челябинское
региональное отделение Фонда социального
страхования на определение от 14.01.2005
Арбитражного суда Челябинской области по
делу N А76-13193/04 о признании несостоятельным
(банкротом) закрытого акционерного
общества "Комплекс глубокой переработки"
(заявление государственного учреждения
Челябинское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской
Федерации о включении в реестр требований
кредиторов).
Лица, участвующие в деле, о
времени и месте рассмотрения кассационной
жалобы извещены надлежащим образом, их
представители в заседание не
явились.
Государственное учреждение
Челябинское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской
Федерации (далее - ГУ ЧРО ФСС РФ) обратилось
в Арбитражный суд Челябинской области с
заявлением о включении в реестр требований
кредиторов закрытого акционерного
общества "Комплекс глубокой переработки"
(далее - ЗАО "Комплекс глубокой переработки")
в состав первой очереди суммы
капитализированных платежей в размере 1793011
руб. 25 коп.
Определением от 14.01.2005
требования ГУ ЧРО ФСС РФ в размере суммы
капитализируемых платежей пострадавшим
1608491 руб. 52 коп. включены в первую очередь
реестра требований кредиторов ЗАО
"Комплекс глубокой переработки". Во
включении в реестр требований кредиторов
требования в размере суммы
капитализируемых платежей пострадавшим
150405 руб. 13 коп., дополнительных расходов 34114
руб. 60 коп. отказано.
В апелляционной
инстанции определение не
пересматривалось.
В жалобе, поданной в
Федеральный арбитражный суд Уральского
округа, ГУ ЧРО ФСС РФ просит определение
изменить в части отказа во включении в
реестр требований кредиторов, требования
включить в реестр в полном объеме, ссылаясь
на неправильное применение арбитражным
судом ст. 65, 1085, 1092, 1093 Гражданского кодекса
Российской Федерации, ст. 135 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)",
ст. 8 Федерального закона "Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний".
Законность определения
проверена в порядке ст. 274, 284, 286, 290
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Как следует из
материалов дела, ГУ ЧРО ФСС РФ обратилось в
Арбитражный суд Челябинской области с
требованием о включении в реестр
требований кредиторов ЗАО "Комплекс
глубокой переработки" в состав первой
очереди капитализированных платежей в
сумме 1793011 руб. 25 коп. на пострадавшего
Штинова А.Г.
В соответствии со ст. 134
Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" в первую очередь подлежат
удовлетворению требования граждан, перед
которыми должник несет ответственность за
причинение вреда жизни и здоровью, путем
капитализации соответствующих повременных
платежей.
Наличие у должника
обязательств перед Штиновым А.Г., возникших
из причинения вреда здоровью, а также его
согласие на переход данного права
требования к Российской Федерации (в лице
Фонда социального страхования РФ)
заявителем документально подтверждено и
должником не оспорено, поэтому суд первой
инстанции обоснованно в соответствии со ст.
134, ч. 3 ст. 135 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" пришел к
выводу о том, что требования заявителя о
включении в реестр требований ЗАО "Комплекс
глубокой переработки" в состав первой
очереди капитализированных платежей
являются правомерными.
В то же время
арбитражный суд правомерно не принял
представленный ГУ ЧРО ФСС РФ расчет
платежей, включающий помимо ежемесячных
страховых выплат оплату будущих
дополнительных расходов на медицинскую и
социальную реабилитацию и произведенный
заявителем в соответствии с Методикой
расчета капитализируемых платежей,
утвержденной Постановлением Фонда
социального страхования РФ N 72 от 30.07.2001.
Согласно п. 1 ст. 135 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)", размер
требований граждан, перед которыми должник
несет ответственность за причинение вреда
жизни и здоровью, определяется путем
капитализации повременных платежей,
установленных на дату принятия арбитражным
судом решения о признании должника
банкротом и подлежащих выплате гражданам
до достижения ими возраста семидесяти лет,
но не менее чем за десять лет. Порядок и
условия капитализации соответствующих
повременных платежей определяются
Правительством Российской Федерации.
В
силу ст. 232 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" 2002 года
законы и иные нормативные правовые акты,
действующие на территории Российской
Федерации до его вступления в силу и
регулирующие отношения, связанные с
банкротством, до их приведения в
соответствие с указанным федеральным
законом применяются постольку, поскольку
не противоречат ему.
Постановлением
Правительства Российской Федерации N 863 от
17.11.2000 утвержден Порядок внесения в Фонд
социального страхования Российской
Федерации капитализированных платежей при
ликвидации юридических лиц. Кроме того,
Фонду социального страхования Российской
Федерации поручено разработать методику их
расчета, которая впоследствии утверждена
Постановлением Фонда социального
страхования Российской Федерации N 72 от
30.07.2001.
Поскольку ст. 135 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)"
не предусматривает применения повышающих
коэффициентов для расчета капитализации
повременных платежей, а также возможности
капитализации платежей, не являющихся
повременными, данная Методика в части
определения размера капитализированных
платежей противоречит положениям
Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" и, как следствие, в силу ст. 232
Закона о банкротстве, п. 5 ст. 76 Конституции
Российской Федерации, не подлежит
применению в указанной части.
Вывод
суда о том, что дополнительные расходы на
медицинскую и социальную реабилитацию не
подлежат капитализации и включению в
реестр требований кредиторов должника,
является правильным.
В соответствии со
ст. 1085 Гражданского кодекса Российской
Федерации при причинении гражданину увечья
или ином повреждении его здоровья
возмещению подлежат утраченный заработок,
который он имел либо определенно мог иметь,
а также дополнительно понесенные расходы,
вызванные повреждением здоровья, в том
числе расходы на лечение, дополнительное
питание, приобретение лекарств,
протезирование, посторонний уход,
приобретение специальных транспортных
средств, подготовку к другой профессии,
если установлено, что потерпевший
нуждается в этих видах помощи и ухода и не
имеет права на их бесплатное получение.
Таким образом, в силу указанной нормы права,
возмещение дополнительных расходов
обусловлено их фактическим понесением, что
лишает их характера повременных платежей и
исключает возможность взыскания на будущее
время путем капитализации в соответствие
со ст. 135 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
При
таких обстоятельствах представленный
заявителем расчет не мог быть принят
арбитражным судом.
Арбитражный суд
правомерно включил в реестр требований
кредиторов ЗАО "Комплекс глубокой
переработки" требования ГУ ЧРО ФСС РФ,
исчисленные в соответствии со ст. 135
Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)", в размере суммы
капитализируемых платежей пострадавшему
Штинову А.Г. 1608491 руб. 52 коп.
Нарушений
судом норм материального и процессуального
права, которые в соответствии со статьей 288
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации являются основанием
для изменения или отмены судебного акта, не
установлено.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 14.01.2005
Арбитражного суда Челябинской области по
делу N А76-13193/04 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.