Постановление фас уральского округа от 11.01.2006 n ф09-5624/05-с2 правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2006 г. Дело N Ф09-5624/05-С2

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Юртаевой Т.В., судей Наумовой Н.В., Кангина А.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 03.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-18037/05.
В судебном заседании принял участие представитель Пермской региональной коллегии адвокатов "Адвокат" (далее - коллегия адвокатов, плательщик) - Ткачева М.Н. (доверенность от 10.01.2006).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Коллегия адвокатов обратилась в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании незаконным отказа налогового органа в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании инспекции произвести их возврат, указывая, что уплата взносов произведена по неверным кодам бюджетной классификации.
Решением суда первой инстанции от 03.08.2005 (судья Бояршинова Е.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.09.2005 (судьи Ясикова Е.Ю., Богданова Р.А., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поводом для обращения в суд послужил отказ инспекции произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По мнению налогового органа, указанные взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, к ним не применимы положения, установленные ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), ст. 78 Кодекса, посчитав правомерными требования коллегии адвокатов.
Выводы судов являются правильными, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 2 Федерального закона, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
На основании п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 13 Федерального закона, устанавливает право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 4, 7, 9 ст. 78 Кодекса зачет (возврат) сумм излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 13 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (п. 13 ст. 78 Кодекса).
Судами установлено, и материалами дела подтвержден факт уплаты коллегией адвокатов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по платежному поручению от 31.01.2005 N 7, в котором ошибочно указан код бюджетной классификации, не соответствующий назначению платежа.
Факт наличия излишне уплаченных сумм страховых взносов инспекцией не оспаривается.
Таким образом, выводы судов о правомерности требований плательщика о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке ст. 78 Кодекса являются законными и обоснованными.
Доводы налогового органа, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 03.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-18037/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
ЮРТАЕВА Т.В.
Судьи
НАУМОВА Н.В.
КАНГИН А.В.

Судебная практика (Урал) »
Читайте также