Постановление фас уральского округа от 04.07.2005 n ф09-1660/04-с5 поскольку понесенные обществом в связи с предоставлением льгот сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим с ними, убытки не были возмещены, истец обратился в арбитражный суд с иском.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2005 года Дело N Ф09-1660/04-С5

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Арсенова И.Г., судей Вербенко Т.Л., Матанцева И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение суда первой инстанции от 19.01.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 11.03.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-15932/03.
В заседании приняли участие представители: Открытого акционерного общества "Газ-Сервис" (далее - ОАО "Газ-Сервис") - Филатов А.В. (доверенность от 02.04.2005 N 11-25/ФАВ); Слепнев А.Е. (доверенность от 02.04.2005 N 11-23/АС); Минфина РФ - Мамбеткулова З.Р. (доверенность от 24.01.2005).
ОАО "Газ-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Управлению федерального казначейства Минфина России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в невозмещении расходов истца по предоставлению льгот некоторым категориям граждан, и о взыскании с ответчика 115693 руб. 06 коп. убытков, возникших у истца в период с 1998 г. по 2001 г. включительно.
Определением суда первой инстанции от 29.10.2003 (судья Искандаров У.С.) в порядке, предусмотренном ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Минфин России в лице Управления Федерального казначейства Минфина России по Республике Башкортостан. Также в порядке, установленном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел Республики Башкортостан, Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, Башкортостанская таможня Приволжского таможенного управления ГТК РФ, Управление Госнаркоконтроля России по Республике Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 05.02.2004 (судья Искандаров У.С.) признано незаконным бездействие Минфина России, выразившееся в невозмещении расходов ОАО "Газ-Сервис" по предоставлению льгот в оплате за газ некоторым категориям граждан и в невозмещении этих расходов, повлекших убытки истца. Взыскана из федерального бюджета в пользу ОАО "Газ-Сервис" сумма убытков от предоставления льгот в оплате за газ некоторым категориям граждан в размере 9212944 руб. 82 коп.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.04.2004 (судьи Новикова Л.В., Чернышова С.Л., Михайлина О.Г.) решение оставлено без изменения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 08.06.2004 (судьи Варламова Т.В., Вербенко Т.Л., Столяров А.А.) решение и постановление апелляционной инстанции в части взыскания из федерального бюджета - казны Российской Федерации - 8578032 руб. 45 коп. убытков от предоставления льгот по оплате за газ сотрудникам МВД России отменены. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Определением суда первой инстанции от 12.10.2004 (судья Искандаров У.С.) в порядке, установленном ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в невозмещении расходов ОАО "Газ-Сервис" по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, взыскать с Минфина России в пользу истца сумму убытков в размере 4164377 руб. 40 коп. за счет казны Российской Федерации, взыскать с Министерства финансов Республики Башкортостан в пользу истца сумму убытков в размере 4413655 руб. 05 коп. за счет казны Республики Башкортостан.
Определением суда первой инстанции от 17.01.2005 (судья Искандаров У.С.) производство по делу в отношении Министерства финансов Республики Башкортостан прекращено в связи с заключением мирового соглашения.
Решением суда первой инстанции от 19.01.2005 (судья Искандаров У.С.) признано незаконным бездействие Минфина России, выразившееся в невозмещении расходов ОАО "Газ-Сервис" по предоставлению льгот сотрудникам милиции и членам их семей, совместно с ними проживающим. Из федерального бюджета (казны) взыскана в пользу ОАО "Газ-Сервис" сумма убытков от предоставления льгот в оплате за газ некоторым категориям граждан в размере 4164377 руб. 40 коп. за счет казны Российской Федерации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.03.2005 (резолютивная часть от 09.03.2005; судьи Чернышова С.Л., Новикова Л.В., Нигмаджанова И.И.) решение оставлено без изменения.
Минфин России в кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, просит решение суда первой инстанции от 19.01.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 11.03.2005 отменить, ссылаясь на нарушение судами п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 83, 165, 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 1998 г. по 2001 г. включительно ОАО "Газ-Сервис" на основании федерального законодательства предоставляло льготы по оплате за газ отдельным категориям граждан.
В результате предоставления данной льготы у истца возникли убытки: по льготе, предоставленной сотрудникам милиции и лицам, приравненным к ним, - 11136584 руб. 17 коп.; по льготе, предоставленной сотрудникам налоговой полиции, - 111326 руб. 15 коп.; по льготе, предоставленной должностным лицам таможенных органов, - 18982 руб. 74 коп.; всего 11256893 руб. 06 коп. убытков.
Поскольку понесенные ОАО "Газ-Сервис" в связи с предоставлением льгот сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим с ними, убытки не были возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих неисполнение ответчиком возникшего в силу закона или из договора обязательства, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков.
На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ), сотрудникам милиции и проживающим с ними членам семей предоставляется 50% скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах, коммунальных услуг. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей из средств бюджетов, за счет которых финансируются соответствующие подразделения милиции.
Статья 35 данного Закона предусматривает финансирование милиции за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов.
Из имеющегося в материалах дела письма МВД Республики Башкортостан от 01.10.2004 N 12/1326 (т. 3, л. д. 36) видно, что соотношение фактической среднесписочной численности аттестованных сотрудников ОВД по источникам содержания составляет в 2000 г. из бюджета РФ - 29,3%; вневедомственной охраны - 19,2%; из бюджета Республики Башкортостан - 49,6%; из местного бюджета - 1,9%; в 2001 г. из бюджета РФ - 30,7%; вневедомственной охраны - 17,6%; из бюджета Республики Башкортостан - 48,3%; из местного бюджета - 3,4%.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что именно на основании указанных объемов финансирования в бюджетах соответствующих уровней должны предусматриваться средства для компенсации предоставленных льгот.
Соответствуют ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этого федерального закона осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов.
Поскольку Федеральными законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" денежные средства на реализацию Закона Российской Федерации "О милиции" не предусматривались и, следовательно, для погашения предоставленных льгот ОАО "Газ-Сервис" целевым назначением в 2000 - 2001 г. не перечислялись, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав представленные истцом акты сверок, ведомственные списки льготников, сделали обоснованный вывод о причинении ОАО "Газ-Сервис" убытков в результате невозмещения расходов от предоставления льгот сотрудникам милиции в 2000 - 2001 г. и правомерно удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации.
При этом суды правильно указали, что обязанность по компенсации предоставляемых сотрудникам ОВД льгот по оплате газа на отделы вневедомственной охраны не возложена, так как они финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2005 (резолютивная часть от 17.01.2005) и постановление апелляционной инстанции от 11.03.2005 (резолютивная часть от 09.03.2005) Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-15932/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
АРСЕНОВ И.Г.
Судьи
ВЕРБЕНКО Т.Л.
МАТАНЦЕВ И.В.

Судебная практика (Урал) »
Читайте также