Постановление фас уральского округа от 13.07.2005 n ф09-2886/05-с7 не признается объектом платы пользование водными объектами в целях забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2005 года Дело N Ф09-2886/05-С7

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Жаворонкова Д.В., судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (правопреемник Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Челябинска; далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 21.02.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 15.04.2005 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-25973/04.
В судебном заседании приняли участие представители: садоводческого некоммерческого товарищества "Металлист-2" (далее - товарищество) - Латыпов Н.З., председатель товарищества, Протас Н.Н. (доверенность от 12.07.2005), Михалин Н.А. (доверенность от 21.12.2004), Буланкина В.М. (доверенность от 12.07.2005); инспекции - Зарубина А.В., специалист юротдела (доверенность от 11.01.2005 N 02-01/17).
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.09.2004 N 1043 в части доначисления платы за пользование водными объектами в сумме 219939 руб., пеней в сумме 49164 руб. 10 коп., привлечения к ответственности по п. 1, 2 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафов в общей сумме 319281 руб. 85 коп.
Инспекция обратилась в тот же суд с встречным заявлением о взыскании с товарищества штрафов, предусмотренных п. 1, 2 ст. 119, п. 1 ст. 122 Кодекса, в общей сумме 309163 руб. 45 коп.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2005 (судья Бояршинова Е.В.) заявленные товариществом требования удовлетворены, в удовлетворении встречного заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.04.2005 (судьи Марухина И.А., Тремасова-Зинова М.В., Смолина Е.В.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований товарищества отказать, встречное заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 1, абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе выездной налоговой проверки установлено, что товарищество в 2002 - 2004 гг. осуществляло забор подземной воды для собственных нужд из трех глубинных скважин без соответствующей лицензии. При этом плата за пользование водными объектами товариществом не исчислялась и не уплачивалась, налоговые декларации не представлялись. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 13.09.2004 N 75 и принято решение от 30.09.2004 N 1043, в частности, о привлечении товарищества к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 43987 руб. 80 коп., по п. 1 ст. 119 Кодекса в сумме 10118 руб. 40 коп., по п. 2 ст. 119 Кодекса в сумме 255057 руб. 25 коп., о доначислении платы за пользование водными объектами за май - сентябрь 2002 г., май - сентябрь 2003 г., май - июль 2004 г. в сумме 219939 руб., пеней в сумме 49164 руб. 10 коп.
Полагая, что доначисление платы и привлечение к налоговой ответственности незаконны, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения инспекции частично недействительным.
В связи с тем, что требование от 11.10.2004 N 71 об уплате штрафов товариществом не исполнено, инспекция обратилась в тот же суд с встречным заявлением о их взыскании.
Удовлетворяя заявленные товариществом требования и отказывая в удовлетворении встречного заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у товарищества льготы, предусмотренной п. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон).
Вывод судов соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 1 Закона плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязательность получения соответствующей лицензии на право использования водных объектов установлена ст. 29, 46 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона, при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользователя на основании лицензии (разрешения).
Вместе с тем, в силу абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона не признается объектом платы пользование водными объектами в целях забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Данное положение действует до 01.01.2003 (его действие было продлено на 2003 г. Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г.", на 2004 г. - Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г.").
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что товарищество в указанные периоды не имело соответствующей лицензии, однако использовало водные объекты для орошения земель садоводческого объединения граждан. Доказательств использования товариществом водных объектов в иных целях инспекцией не представлено.
Таким образом, суды, применив положения п. 7 ст. 3 Кодекса, сделали обоснованный вывод о правомерности применения товариществом спорной льготы и удовлетворили его требования, отказав во взыскании налоговых санкций.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 21.02.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 15.04.2005 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-25973/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
ЖАВОРОНКОВ Д.В.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ТОКМАКОВА А.Н.

Судебная практика (Урал) »
Читайте также