Постановление фас уральского округа от 23.01.2006 n ф09-4570/05-с5 дело по иску о взыскании долга за предоставленные коммунальные услуги направлено на новое рассмотрение, поскольку судами неправильно применены нормы материального и нарушены нормы процессуального права.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2006 г. Дело N Ф09-4570/05-С5

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Матанцева И.В., судей Азанова П.А., Арсенова И.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дочернего государственного унитарного предприятия 941 Федерального казенного предприятия "Управление торговли Приволжского военного округа" в лице филиала ОД N 1 г. Ижевска (далее - ДГУП 941 ФКП "Управление торговли Приволжского военного округа" в лице филиала ОД N 1 г. Ижевска) на решение суда первой инстанции от 22.08.2005 (резолютивная часть от 23.06.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 26.10.2005 (резолютивная часть от 19.10.2005) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-178/04.
В судебном заседании принял участие представитель ДГУП N 941 ФКП "Управление торговли Приволжского военного округа" в лице филиала ОД N 1 г. Ижевска и ДГУП N 941 ФКП Управления торговли Приволжского военного округа - Порозов Б.В. (доверенность от 11.01.2005).
Министерство обороны Российской Федерации в лице Чайковской квартирно-эксплуатационной части п. Марковский Чайковского района Пермской области обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к ДГУП 941 ФКП "Управление торговли Приволжского военного округа" в лице филиала ОД N 1 г. Ижевска о взыскании 501285 руб. 19 коп. долга за предоставленные коммунальные услуги.
Решением суда первой инстанции от 22.08.2005 (резолютивная часть от 23.06.2005; судья Козленко В.Н.) иск удовлетворен, с ДГУП 941 ФКП "Управление торговли Приволжского военного округа" в лице филиала ОД N 1 г. Ижевска в пользу Министерства обороны РФ в лице Чайковской квартирно-эксплуатационной части р. Марковский Чайковского района Пермской области взыскано 501285 руб. 19 коп. долга.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2005 (резолютивная часть от 19.10.2005; судьи Ломаева Е.И., Ухина Л.А., Сидоренко О.А.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ДГУП 941 ФКП "Управление торговли Приволжского военного округа" в лице филиала ОД N 1 г. Ижевска просит судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судами норм материального права (Положение о квартирно-эксплуатационной службе, утвержденное Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключены договоры от 26.09.2000 N 1 на пользование тепловой энергией и горячей водой, от 29.09.2000 N 1 на пользование электрической энергией, от 26.09.2000 N 2 на отпуск холодной воды и прием сточных вод. Во исполнение условий указанных договоров Чайковская КЭЧ производила в период с сентября 2001 г. по февраль 2003 г. отпуск электрической и тепловой энергии, подачу холодной воды.
Указывая, что задолженность ответчика за потребленную электроэнергию в данный период составила 416361 руб. 82 коп., за потребленную холодную воду и прием сточных вод - 1519 руб. 60 коп., за потребленную тепловую энергию - 83403 руб. 77 коп., истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ДГУП 941 ФКП "Управление торговли Приволжского военного округа" в лице филиала ОД N 1 г. Ижевска долга за оказанные услуги в общей сумме 501285 руб. 19 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из требований ст. 309, 310, 539, 541, 544, 545, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также из того, что факт отпуска и потребления энергии подтверждается ведомостями электропотребления, тарифами на электрическую энергию, установленными постановлением правления РЭК Пермской области, оптовыми ценами на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации на территории Пермской области, расчетами потребленной энергии, выставленными счетами-фактурами. Довод ответчика о том, что он не является балансодержателем спорных помещений, в связи с чем не обязан оплачивать коммунальные услуги, суд отклонил, указав, что объекты (торговый центр, комбинат общественного питания и комбинат бытового обслуживания) переданы на основании актов приема-передачи основных средств ФГУП N 941 на праве оперативного управления, согласно Распоряжению Министерства государственного имущества Российской Федерации от 20.12.1999 N 1677-Р, других документов о передаче спорных зданий суду не представлено. При этом суд отметил, что Чайковская КЭЧ является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, в функции которой не входит бесплатное обеспечение коммунальными услугами предприятий единой системы военной торговли при торгово-бытовом обслуживании отдаленных и малочисленных гарнизонов, а обязанность по обеспечению предприятий единой системы военной торговли, в том числе коммунальными услугами, осуществляется войсковыми частями, на территории которых расположены предприятия торговли (то есть войсковой частью 65327).
Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции отметил, что оказанные услуги по трем объектам: торговый центр, комбинат общественного питания и комбинат бытового обслуживания в п. Марковский, которые переданы на баланс ответчика на основании актов приемки-передачи основных средств в соответствии с Распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 20.12.1999, за период с сентября 2001 г. по февраль 2003 г. ответчиком не оплачены, расчеты за предоставленные коммунальные услуги произведены истцом по фактически занимаемым ответчиком площадям на основании письма от 28.09.2000, согласно которому составлен акт консервации неиспользуемых площадей, подписанный обеими сторонами. При этом суд апелляционной инстанции указал, что начисление задолженности за услуги произведено с учетом фактически занимаемых площадей в соответствии с утвержденными тарифами. Суд апелляционной инстанции также отметил, что в соответствии с Положением о квартирно-эксплуатационной службе, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75, в функции истца не входит обязанность по предоставлению за свой счет коммунальных услуг и электроэнергии предприятиям военной торговли.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать достаточно обоснованными.
В соответствии с п. 9 Положения о военной торговле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 873 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.2001 N 740, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 N 625), воинские части, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местах проведения миротворческих и контртеррористических операций, безвозмездно: предоставляют обеспечивающим их подразделениям предприятий единой системы военной торговли авиационный и иные виды транспорта, торговые, производственные, складские и служебные помещения, торговое, технологическое, холодильное и другое оборудование, коммунальные услуги, топливо для приготовления пищи, электроэнергию и мебель. Указанные услуги оказываются безвозмездно подразделениям предприятий единой системы военной торговли при торгово-бытовом обслуживании малочисленных воинских частей и подразделений (пограничных застав, постов противовоздушной обороны, отдельных радиотехнических рот), а также в местах проведения учений и маневров. Подразделениям предприятий общественного питания единой системы военной торговли указанные услуги предоставляются на безвозмездной основе независимо от места дислокации воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Органы квартирно-эксплуатационной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов предоставляют для размещения предприятий единой системы военной торговли соответствующие действующим нормативам и санитарным правилам торговые, производственные, складские и служебные помещения по договорам безвозмездного пользования, оформляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.12.2001 N 504 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.2001 N 740 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 873" обеспечение предприятий единой системы военной торговли коммунальными услугами осуществляется на основании указанного Постановления и настоящего Приказа, в соответствии с которыми федеральные государственные унитарные предприятия единой системы военной торговли топливно-энергетическими ресурсами и водой обеспечиваются через воинские части или довольствующие квартирно-эксплуатационные органы безвозмездно, если они расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в местах проведения миротворческих и контртеррористических операций; включены в перечни подразделений предприятий военной торговли при торгово-бытовом обслуживании малочисленных воинских частей и подразделений; являются предприятиями общественного питания единой системы военной торговли независимо от мест дислокации воинских частей, учреждений и организаций ВС РФ.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Чайковская КЭЧ является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, в функции которой не входит бесплатное обеспечение коммунальными услугами предприятия единой системы военной торговли при торгово-бытовом обслуживании малочисленных гарнизонов, нельзя признать обоснованными.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В нарушение указанной нормы процессуального закона судебные акты судов первой и апелляционной инстанций приняты со ссылкой на Положение о квартирно-эксплуатационной службе, утвержденное Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75, без учета внесенных изменений и дополнений, а также иных действующих нормативно-правовых актов.
Кроме того, указывая, что обязанность по обеспечению предприятий единой системы военной торговли, в том числе коммунальными услугами, осуществляется войсковыми частями, на территории которых расположены предприятия торговли, суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (войсковой части 65327).
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1, 2 п. 2, ч. 4 п. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон, всем имеющимся в деле доказательствам, при необходимости рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле войсковой части 65327 и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 22.08.2005 (резолютивная часть от 23.06.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 26.10.2005 (резолютивная часть от 19.10.2005) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-178/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанции того же суда.
Председательствующий
МАТАНЦЕВ И.В.
Судьи
АЗАНОВ П.А.
АРСЕНОВ И.Г.

Судебная практика (Урал) »
Читайте также