Постановление фас уральского округа от 02.11.2005 n ф09-4982/05-с1 дело по заявлению о признании незаконным акта налогового органа о привлечении к административной ответственности в виде взыскания штрафа направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка обязанности предпринимателя применять контрольно-кассовую технику.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2005 г. Дело N Ф09-4982/05-С1

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Варламовой Т.В., Вдовина Ю.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2005 (резолютивная часть от 21.07.2005) по делу N А07-13961/05.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Мунасыпова Мунира Закировна (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 04.05.2005 N 02/34-148420/216-24 о привлечении его к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2005 (судья Симахина И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.07.2005 (резолютивная часть от 21.07.2005; судьи Новикова Л.В., Нигмаджанова И.И., Чернышова С.Л.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность указанных судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере торговли предпринимателем, осуществляющим свою деятельность на территории магазина "Универмаг", расположенного по адресу: с. Кушнаренково, ул. Октябрьская, д. 71, установлен факт реализации товара (одной футболки) на сумму 150 руб. без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
По данному факту налоговым органом составлены акт проверки от 30.04.2005 N 148420/216, протокол об административном правонарушении от 30.04.2005 N 02/34-148420/216-24 и вынесено постановление от 04.05.2005 N 02/34-148420/216-24 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб. за неприменение ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...порядка привлечения общества..." имеется в виду "...порядка привлечения предпринимателя...".
------------------------------------------------------------------
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности.
Однако выводы суда апелляционной инстанции о несоблюдении налоговым органом требований ст. 28.2 Кодекса являются ошибочными на основании следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по данному делу. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно ч. 3, 4 ст. 28.2 Кодекса, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, также ему должна быть предоставлена возможность представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а в случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (ч. 5, 6 ст. 28.2 Кодекса). При этом Кодексом присутствие понятых в случае отказа от подписания протокола в обязательное условие не ставится.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 30.04.2005 N 02/34-148420/216-24, предприниматель отказался от его подписания, что подтверждается соответствующей записью и подписями должностных лиц налогового органа, составивших протокол.
Факт присутствия заявителя при составлении протокола подтверждается материалами дела, в частности, уведомлением о явке в инспекцию для рассмотрения материалов проверки, подписанным предпринимателем 30.04.2005, т.е. в день проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, нарушений требований ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении налоговым органом не допущено.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка обязанности предпринимателя применять контрольно-кассовую технику, поскольку данная обязанность не носит абсолютный характер в силу Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", которым предусмотрена возможность осуществления расчетов и без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2), а также в силу специфики их деятельности либо особенностей их местонахождения (п. 3 ст. 2).
В связи с чем необходимо установить вид деятельности, осуществляемой предпринимателем, признаки специфики такой деятельности, а также особенности местонахождения торговой точки предпринимателя, ее строение и расположение.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций данные обстоятельства не исследовались, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть отмеченные недостатки, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся в деле материалы, при необходимости запросить у предпринимателя документы, свидетельствующие о месторасположении спорного торгового места и специфики осуществляемой им деятельности, добытым доказательствам дать оценку по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в зависимости от установленного принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 09.06.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 25.07.2005 (резолютивная часть от 21.07.2005) Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-13961/05 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
МЕНЬШИКОВА Н.Л.
Судьи
ВАРЛАМОВА Т.В.
ВДОВИН Ю.В.

Судебная практика (Урал) »
Читайте также