Постановление фас уральского округа от 29.11.2005 n ф09-5369/05-с7 налоговые органы могут обратиться в суд за взысканием налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2005 г. Дело N Ф09-5369/05-С7

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Токмаковой А.Н., судей Анненковой Г.В., Жаворонкова Д.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2005 по делу N А76-18520/05.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЮжУралСпецТранс" (далее - общество) штрафов в общей сумме 2050 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2005 (судья Васильева Т.Н.) заявленные требования удовлетворены частично. С общества взыскан штраф в общей сумме 500 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению налогового органа, при исчислении шестимесячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговых санкций судом не было учтено Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением налогового органа от 04.02.2005 N 1192, принятым на основании акта камеральной налоговой проверки от 29.12.2004 N 1192, общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за несвоевременное представление деклараций и расчетов по авансовым платежам по ряду налогов в виде взыскания штрафов в общей сумме 2050 руб.
В связи с неуплатой указанной суммы штрафов в добровольном порядке инспекция обратилась за их взысканием в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции удовлетворил заявление в части взыскания штрафов в сумме 500 руб. Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд исходил из того, что инспекцией пропущен шестимесячный срок, установленный п. 1 ст. 115 Кодекса.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный судебный акт в части отказа в удовлетворении требований подлежит отмене, поскольку был вынесен судом без учета конституционно-правового смысла положений ст. 115 Кодекса, выявленного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, являющегося общеобязательным и исключающего любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В соответствии с п. 1 ст. 115 Кодекса налоговые органы могут обратиться в суд за взысканием налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 9-П, если налоговое правонарушение, совершенное налогоплательщиком, обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения шестимесячного срока давности взыскания налоговой санкции, как следует из ст. 100, 101, 113 и 115 Кодекса, связывается именно с указанным актом, с принятием которого начинается процесс привлечения к налоговой ответственности, а не с решением руководителя налогового органа. В случаях же, когда акта налоговой проверки не требуется, начало течения шестимесячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной камеральной проверки налоговым органом составлен акт от 29.12.2004 N 1192, на основании которого принято решение от 04.02.2005 N 1192 о привлечении общества к налоговой ответственности. С заявлением о взыскании налоговых санкций инспекция обратилась в арбитражный суд 24.05.2005, т.е. в установленный законодательством срок.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о нарушении налоговым органом сроков, установленных п. 1 ст. 115 Кодекса, неправомерен.
Поскольку обжалуемый судебный акт, принятый по настоящему делу, не соответствует конституционно-правовому смыслу положений ст. 115 Кодекса, выявленному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, кассационная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2005 по делу N А76-18520/05 изменить.
Заявленные требования удовлетворить полностью.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЮжУралСпецТранс" в доход бюджета штраф в размере 1550 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЮжУралСпецТранс" в доход федерального бюджета Российской Федерации госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий
ТОКМАКОВА А.Н.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ЖАВОРОНКОВ Д.В.

Судебная практика (Урал) »
Читайте также