Постановление фас уральского округа от 09.12.2010 n ф09-10253/10-с6 по делу n а47-2137/2010 требование: об отмене решения регистрирующего органа и обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимости. обстоятельства: регистрирующий орган отказал в регистрации права собственности на спорный объект, указав, что банк является юридическим лицом, в уставном капитале которого доля российской федерации превышает 25 процентов. решение: в удовлетворении требования отказано, поскольку отказ регистрирующего органа является правомерным, так как в соответствии с действующим законодательством банк не может быть признан покупателем муниципального имущества.суд первой инстанции арбитражный суд оренбургской области

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2010 г. N Ф09-10253/10-С6
Дело N А47-2137/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Мындря Д.И., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Ясненского отделения N 4324 (открытое акционерное общество; далее - Сбербанк) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 по делу N А47-2137/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Сбербанка поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сбербанк обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее - Управление) о признании незаконным решения от 04.03.2010 N 38/001/2010-183 об отказе в государственной регистрации прав на объект недвижимости: встроенное нежилое помещение, общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6; об обязании зарегистрировать право собственности Банка на указанный объект недвижимости, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Ясненский район Оренбургской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 (судья Александров А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 (судьи Баканов В.В., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сбербанк просит обжалуемые решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судами положений, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ). Заявитель, указывая на то, что количество размещенных акций уставного капитала в размере 57,6% принадлежит Банку России, а не Российской Федерации, в связи с чем Сбербанк не считает себя юридическим лицом, в уставном капитале которого имеется доля Российской Федерации, полагает, что вывод судов о том, что Сбербанк не может быть покупателем государственного и муниципального имущества, является ошибочным. В связи с этим Сбербанк считает, что приобретение у муниципального образования недвижимого имущества не нарушает положения действующего законодательства, а также права и законные интересы других лиц.
В отзыве на кассационную жалобу Управление (в настоящее время - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) просит оставить обжалуемые решение и постановление судов без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что муниципальное образование Ясненский район Оренбургской области является собственником встроенного нежилого помещения, общей площадью 195,8 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.02.2009 серии 56 АА N 810754 (т. 1, л. д. 64).
На основании постановления администрации от 23.11.2009 N 1029-п "О продаже нежилых зданий (помещений) муниципальной собственности с открытого аукциона" в соответствии с прогнозным планом приватизации имущества муниципального образования Ясненского района на 2009 год встроенное нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6, выставлено на продажу (т. 1, л. д. 67).
Согласно постановлению администрации от 28.12.2009 N 1162-п "О продаже муниципального имущества с открытого аукциона" Сбербанк признан победителем открытого аукциона по продаже вышеуказанного объекта недвижимости, о чем последний извещен уведомлением от 28.12.2009 N 575 (т. 1, л. д. 73 - 74).
По итогам открытого аукциона между администрацией (продавец) и Сбербанком (покупатель) 30.12.2009 заключен договор купли-продажи объектов недвижимого имущества, по условиям которого, продавец передал в собственность покупателя, а покупатель принял и оплатил согласно условиям данного договора недвижимое имущество: встроенное нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6 (т. 1, л. д. 11 - 13).
Сбербанк 25.01.2010 обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на встроенное нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6 (т. 1, л. д. 15).
Уведомлением от 01.02.2010 N 38/001/2010-183 Управление сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанное имущество в связи с тем, что согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
Поскольку причины, препятствующие государственной регистрации права собственности, до даты, указанной в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, не устранены, сообщением от 04.03.2010 N 38/001/2010-183 Управление на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) отказало в государственной регистрации права собственности на указанное нежилое помещение (т. 1, л. д. 19 - 21).
Сбербанк, полагая, что отказ Управления в государственной регистрации права собственности на названное нежилое помещение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ) уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, к которым относятся органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ установлено, что Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами, в то же время действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сбербанка.
Судами установлено, что на основании п. 1.1 Устава Сбербанка учредителем Сбербанка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем Банк России. Из положений п. 3.10 Устава Сбербанка также следует, что не менее 50% голосующих акций банка плюс одна голосующая акция принадлежит Банку России. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению его доли участия до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению его доли участия до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании Федерального закона (т. 1, л. д. 26 - 39).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что заявитель является юридическим лицом, в уставном капитале которого доля Российской Федерации превышает 25%, суды пришли к обоснованным выводам о том, что Сбербанк не может быть признан покупателем муниципального имущества согласно требованиям п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ. При таких обстоятельствах суды признали правомерным отказ Управления в государственной регистрации права собственности на встроенное нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6.
Доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом исследования судов, и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки установленных обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется, в связи с чем он подлежит отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Оренбургской области, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 по делу N А47-2137/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Ясненского отделения N 4324 - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЛИКОВА Э.М.
Судьи
МЫНДРЯ Д.И.
КУПРЕЕНКОВ В.А.

Постановление фас уральского округа от 09.12.2010 n ф09-10244/10-с6 по делу n а76-10991/2010-3-577 требование: о признании итогов торгов по продаже имущества должника аннулированными. обстоятельства: покупатель приобретенное на аукционе имущество оплатил частично. решение: в удовлетворении требования отказано, поскольку возможность аннулирования торгов действующим законодательством не предусмотрена, требование о признании торгов недействительными не заявлялось.суд первой инстанции арбитражный суд челябинской области  »
Читайте также