Постановление фас уральского округа от 09.12.2010 n ф09-10253/10-с6 по делу n а47-2137/2010 требование: об отмене решения регистрирующего органа и обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимости. обстоятельства: регистрирующий орган отказал в регистрации права собственности на спорный объект, указав, что банк является юридическим лицом, в уставном капитале которого доля российской федерации превышает 25 процентов. решение: в удовлетворении требования отказано, поскольку отказ регистрирующего органа является правомерным, так как в соответствии с действующим законодательством банк не может быть признан покупателем муниципального имущества.суд первой инстанции арбитражный суд оренбургской области
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО
ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 декабря 2010 г. N Ф09-10253/10-С6 Дело N А47-2137/2010 Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Мындря Д.И., Купреенкова В.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Ясненского отделения N 4324 (открытое акционерное общество; далее - Сбербанк) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 по делу N А47-2137/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по тому же делу. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Сбербанка поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Сбербанк обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее - Управление) о признании незаконным решения от 04.03.2010 N 38/001/2010-183 об отказе в государственной регистрации прав на объект недвижимости: встроенное нежилое помещение, общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6; об обязании зарегистрировать право собственности Банка на указанный объект недвижимости, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Ясненский район Оренбургской области (далее - администрация). Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 (судья Александров А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 (судьи Баканов В.В., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе Сбербанк просит обжалуемые решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судами положений, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ). Заявитель, указывая на то, что количество размещенных акций уставного капитала в размере 57,6% принадлежит Банку России, а не Российской Федерации, в связи с чем Сбербанк не считает себя юридическим лицом, в уставном капитале которого имеется доля Российской Федерации, полагает, что вывод судов о том, что Сбербанк не может быть покупателем государственного и муниципального имущества, является ошибочным. В связи с этим Сбербанк считает, что приобретение у муниципального образования недвижимого имущества не нарушает положения действующего законодательства, а также права и законные интересы других лиц. В отзыве на кассационную жалобу Управление (в настоящее время - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) просит оставить обжалуемые решение и постановление судов без изменения. При рассмотрении спора судами установлено, что муниципальное образование Ясненский район Оренбургской области является собственником встроенного нежилого помещения, общей площадью 195,8 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.02.2009 серии 56 АА N 810754 (т. 1, л. д. 64). На основании постановления администрации от 23.11.2009 N 1029-п "О продаже нежилых зданий (помещений) муниципальной собственности с открытого аукциона" в соответствии с прогнозным планом приватизации имущества муниципального образования Ясненского района на 2009 год встроенное нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6, выставлено на продажу (т. 1, л. д. 67). Согласно постановлению администрации от 28.12.2009 N 1162-п "О продаже муниципального имущества с открытого аукциона" Сбербанк признан победителем открытого аукциона по продаже вышеуказанного объекта недвижимости, о чем последний извещен уведомлением от 28.12.2009 N 575 (т. 1, л. д. 73 - 74). По итогам открытого аукциона между администрацией (продавец) и Сбербанком (покупатель) 30.12.2009 заключен договор купли-продажи объектов недвижимого имущества, по условиям которого, продавец передал в собственность покупателя, а покупатель принял и оплатил согласно условиям данного договора недвижимое имущество: встроенное нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6 (т. 1, л. д. 11 - 13). Сбербанк 25.01.2010 обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на встроенное нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6 (т. 1, л. д. 15). Уведомлением от 01.02.2010 N 38/001/2010-183 Управление сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанное имущество в связи с тем, что согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов. Поскольку причины, препятствующие государственной регистрации права собственности, до даты, указанной в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, не устранены, сообщением от 04.03.2010 N 38/001/2010-183 Управление на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) отказало в государственной регистрации права собственности на указанное нежилое помещение (т. 1, л. д. 19 - 21). Сбербанк, полагая, что отказ Управления в государственной регистрации права собственности на названное нежилое помещение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 названного Федерального закона. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ) уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, к которым относятся органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ). Статьей 8 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ установлено, что Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами, в то же время действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сбербанка. Судами установлено, что на основании п. 1.1 Устава Сбербанка учредителем Сбербанка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем Банк России. Из положений п. 3.10 Устава Сбербанка также следует, что не менее 50% голосующих акций банка плюс одна голосующая акция принадлежит Банку России. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению его доли участия до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению его доли участия до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании Федерального закона (т. 1, л. д. 26 - 39). Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что заявитель является юридическим лицом, в уставном капитале которого доля Российской Федерации превышает 25%, суды пришли к обоснованным выводам о том, что Сбербанк не может быть признан покупателем муниципального имущества согласно требованиям п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ. При таких обстоятельствах суды признали правомерным отказ Управления в государственной регистрации права собственности на встроенное нежилое помещение общей площадью 195,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., Ясненский р-н, г. Ясный, ул. Ленина, д. 34, помещение N 6. Доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом исследования судов, и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки установленных обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется, в связи с чем он подлежит отклонению. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. С учетом изложенного решение Арбитражного суда Оренбургской области, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил: решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 по делу N А47-2137/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Ясненского отделения N 4324 - без удовлетворения. Председательствующий МАЛИКОВА Э.М. Судьи МЫНДРЯ Д.И. КУПРЕЕНКОВ В.А. Постановление фас уральского округа от 09.12.2010 n ф09-10244/10-с6 по делу n а76-10991/2010-3-577 требование: о признании итогов торгов по продаже имущества должника аннулированными. обстоятельства: покупатель приобретенное на аукционе имущество оплатил частично. решение: в удовлетворении требования отказано, поскольку возможность аннулирования торгов действующим законодательством не предусмотрена, требование о признании торгов недействительными не заявлялось.суд первой инстанции арбитражный суд челябинской области »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|