Постановление фас северо-западного округа от 13.09.2005 n а42-15144/04-27 поскольку нормы главы 21 налогового кодекса рф не содержат требования об обязательном представлении налогоплательщиком одновременно с подачей декларации по ндс документов, подтверждающих его право на налоговые вычеты, имнс пришла к ошибочному выводу о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по ндс.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2005 года Дело N
А42-15144/04-27
Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В.,
судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 08.09.2005 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу Инспекции
Федеральной налоговой службы по городу
Мурманску на решение Арбитражного суда
Мурманской области от 11.05.2005 по делу N
А42-15144/04-27 (судья Галко
Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Дорош
Ольга Владимировна, осуществляющая свою
деятельность без образования юридического
лица, обратилась в Арбитражный суд
Мурманской области с заявлением о
признании незаконным решения от 13.09.2004 N 87/3
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу
Мурманску Мурманской области (после
реорганизации - Инспекция Федеральной
налоговой службы по городу Мурманску; далее
- Инспекция) о привлечении ее к
ответственности за совершение налогового
правонарушения, предусмотренного пунктом 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания
82640 руб. 80 коп. штрафа и доначислении 413204 руб.
налога на добавленную стоимость (далее -
НДС) и 23659 руб. 58 коп. пеней за его
несвоевременную уплату.
Решением суда
от 11.05.2005 заявленные Дорош О.В. требования
удовлетворены.
В апелляционной
инстанции дело не рассматривалось.
В
кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на
неправильное применение судом норм
материального права, просит отменить
принятое по делу решение. Податель жалобы
считает, что налогоплательщик
документально не подтвердил право на
налоговые вычеты; документы в соответствии
с требованием от 28.05.2004 представлены в
Инспекцию только 12.07.2004. Инспекция также
указывает, что арбитражным судом при
вынесении решения не учтены положения
статьи 81 НК РФ.
Представители сторон,
надлежащим образом извещенных о месте и
времени рассмотрения дела, в судебное
заседание не явились, в связи с чем жалоба
рассмотрена в их отсутствие.
Законность
обжалуемого судебного акта проверена в
кассационном порядке. Как видно из
материалов дела, Дорош О.В. 20.04.2004
представила в Инспекцию налоговую
декларацию по НДС за март 2004 года, в которой
заявила к вычету 413484 руб.
Налоговый
орган провел камеральную проверку
представленной декларации, в ходе которой в
соответствии со статьей 88 НК РФ
предпринимателю было направлено
требование от 28.05.2005 N 60-04.1-55/82462 о
представлении в срок до 08.06.2004 реестров по
счетам-фактурам, платежным поручениям,
чекам контрольно-кассовых машин,
подтверждающим факт оплаты товара.
В
связи с неисполнением указанного
требования Инспекция направила
предпринимателю письмо от 01.07.2004 N 70-04.1/55-100974,
которым сообщило о доначислении налога за
март 2004 года в сумме 413204 руб., об открытии
производства по делу о налоговом
правонарушении и о необходимости
представления в срок до 23.07.2004 объяснений,
возражений по факту налогового
правонарушения.
Дорош О.В. 12.07.2004
представила в Инспекцию документы и
объяснительную, в которой сообщила, что с
20.05.2004 по 30.06.2004 находилась в отпуске, в связи
с чем на требование налогового органа от
28.05.2004 ответить не могла.
По результатам
камеральной проверки налоговый орган
принял решение от 13.09.2004 N 87/3 о привлечении
Дорош О.В. к ответственности за совершение
налогового правонарушения,
предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в
виде взыскания 82640 руб. 80 коп. штрафа,
доначислении 413204 руб. НДС за март 2004 года и
23659 руб. 58 коп. пеней за его несвоевременную
уплату. В обоснование принятого решения
Инспекция указала на наличие расхождений
данных налогоплательщика с данными
налогового органа в связи с отсутствием
документального подтверждения налоговых
вычетов (истребованных реестров).
Дорош
О.В. не согласилась с решением налогового
органа и обратилась с заявлением в
арбитражный суд.
Арбитражный суд,
удовлетворяя требования Дорош О.В., указал,
что налогоплательщик не обязан
одновременно с налоговой декларацией
представлять счета-фактуры; налоговый
орган в нарушение пункта 1 статьи 172 НК РФ
истребовал у предпринимателя реестры,
составление которых законом не
предусмотрено. Суд также указал, что в
нарушение пункта 1 статьи 101 НК РФ налоговый
орган заблаговременно не известил
предпринимателя о месте и времени
рассмотрения материалов проверки, не
оценил приводимые налогоплательщиком
доводы в свою защиту. При этом суд пришел к
выводу, что в действиях Дорош О.В.
отсутствовала вина в совершении налогового
правонарушения, что является
обстоятельством, исключающим налоговую
ответственность.
Кассационная
инстанция, изучив материалы дела, проверив
доводы жалобы, заслушав пояснения сторон,
считает, что принятый по делу судебный акт
является законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ
налогоплательщик имеет право уменьшить
общую сумму налога, исчисленную в
соответствии со статьей 166 НК РФ, на
установленные статьей 171 НК РФ налоговые
вычеты.
В соответствии с пунктом 1
статьи 172 НК РФ налоговые вычеты,
предусмотренные статьей 171 НК РФ,
производятся на основании счетов-фактур,
выставленных продавцами при приобретении
налогоплательщиком товаров (работ, услуг),
документов, подтверждающих фактическую
уплату сумм налога, документов,
подтверждающих уплату сумм налога,
удержанного налоговыми агентами, либо на
основании иных документов в случаях,
предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК
РФ.
Таким образом, довод Инспекции о том,
что налогоплательщик документально не
подтвердил право на налоговые вычеты, так
как не представил реестры по
счетам-фактурам, платежным поручениям,
чекам контрольно-кассовых машин,
подтверждающим факт оплаты, является
несостоятельным. Представление указанного
реестра налоговым законодательством не
предусмотрено, следовательно, не может
служить и основанием для отказа в
применении налоговых вычетов.
Ссылка
Инспекции в обоснование законности
принятого решения на то, что Дорош О.В.
представила истребуемые документы
(реестры) через 12 дней после приезда в
Мурманск, отклоняется судом кассационной
инстанции. Несвоевременное представление
документов не может служить основанием для
отказа в предоставлении налоговых вычетов
и привлечения к ответственности за
совершение налогового правонарушения,
предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК
РФ.
Довод налогового органа о
непредставлении налогоплательщиком
документов, подтверждающих право на
налоговые вычеты, одновременно с подачей
декларации обоснованно отклонен судом
первой инстанции и не принимается
кассационной инстанцией. Налоговое
законодательство не содержит требования о
представлении указанных документов
одновременно с декларацией.
С учетом
изложенного арбитражный суд пришел к
правильному выводу о том, что оспариваемое
решение Инспекции от 13.09.2004 N 87/3 является
незаконным, принято с нарушением норм
налогового законодательства и нарушает
права налогоплательщика.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1
статьи 287 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Мурманской области от
11.05.2005 по делу N А42-15144/04-27 оставить без
изменения, а кассационную жалобу Инспекции
Федеральной налоговой службы по городу
Мурманску - без
удовлетворения.
Председательствующий
СТАРЧЕНКОВА В.В.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
МОРОЗОВА Н.А.