Постановление фас северо-западного округа от 16.09.2005 n а42-15159/04-31 суд неправомерно отказал в удовлетворении требований фомс о взыскании с администрации города задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поскольку факт наличия недоимки по страховым взносам установлен материалами дела и не оспаривается администрацией.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2005 года Дело N
А42-15159/04-31
Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Блиновой Л.В., судей
Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В., при участии от
Мурманского территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Кондратьевой З.В. (доверенность от 28.02.05 N
420/03), рассмотрев 13.09.05 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу Мурманского
территориального фонда обязательного
медицинского страхования на решение
Арбитражного суда Мурманской области от
09.03.05 (судья Посыпанко Е.Н.) и постановление
Тринадцатого арбитражного апелляционного
суда от 17.06.05 (судьи Протас Н.И., Петренко Т.И.,
Шестакова М.А.) по делу N
А42-15159/04-31,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский
территориальный фонд обязательного
медицинского страхования (далее - фонд)
обратился в Арбитражный суд Республики
Карелия с заявлением о взыскании с
администрации города Мурманска (далее -
администрация) задолженности по страховым
взносам на обязательное медицинское
страхование неработающего населения за 2003
год в сумме 35634882 руб., в том числе 32096580 руб.
недоимки по страховым взносам и 3358302 руб.
пеней.
Решением суда от 09.03.05 в
удовлетворении заявленных требований
отказано.
Постановлением апелляционной
инстанции от 17.06.05 решение суда оставлено
без изменения.
В кассационной жалобе
фонд просит отменить указанные судебные
акты. По мнению подателя жалобы, суд,
отказывая во взыскании задолженности по
уплате страховых взносов на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения и пеней в связи с пропуском срока
на обращение в арбитражный суд, неправильно
применил нормы материального права.
В
отзыве на кассационную жалобу
администрация просит оставить судебные
акты без изменения.
В судебном
заседании представитель фонда поддержал
доводы кассационной жалобы.
Администрация о месте и времени
рассмотрения дела извещена надлежащим
образом, однако представители в судебное
заседание не явились, в связи с чем дело
рассмотрено в их отсутствие.
Как
следует из материалов дела, фондом 12.10.04
вынесено решение N 23 о проведении выездной
проверки своевременности и полноты
перечисления плательщиком страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего населения за
период с 01.01.03 по 31.12.03.
Администрацией
письмом от 18.10.04 было отказано фонду в
проведении выездной проверки по причине
отсутствия у органов фонда соответствующих
полномочий в связи с вступлением с 01.08.04 в
силу Федерального закона от 29.06.04 N 58-ФЗ "О
внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской
Федерации в связи с осуществлением мер по
совершенствованию государственного
управления".
Фондом проведена проверка
администрации по вопросу своевременности и
полноты перечисления страховых взносов на
обязательное медицинское страхование
неработающего населения за период с 01.01.03 по
31.12.03 в Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования.
По
результатам проверки составлен акт от 18.11.04
N 23, в котором отражена выявленная
задолженность по уплате страховых взносов
за 2003 год - 32096580 руб. По результатам
рассмотрения акта проверки принято решение
от 06.12.2004 и направлено администрации
требование от 10.12.04 об уплате 32096580 руб.
недоимки по страховым взносам и 3538302 руб.
пеней.
Поскольку требование в
установленный срок не исполнено, фонд
обратился в арбитражный суд с заявлением о
взыскании недоимки по страховым взносам и
пеней.
Отказывая во взыскании недоимки
по страховым взносам на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения и пеней за просрочку уплаты
страховых взносов, суды обеих инстанций
исходили из того, что фондом пропущен
установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
срок для обращения в арбитражный суд.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: в данном случае и далее по тексту
имеется в виду Закон Российской Федерации
от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
------------------------------------------------------------------
Согласно статье 1 Закона Российской
Федерации от 02.04.1993 N 4741-1 "О медицинском
страховании граждан в Российской
Федерации" (далее - Закон N 4741-1) обязательное
медицинское страхование является
составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает
всем гражданам Российской Федерации равные
возможности в получении медицинской и
лекарственной помощи, предоставляемой за
счет средств обязательного медицинского
страхования в объеме и на условиях,
соответствующих программам обязательного
медицинского страхования.
В силу статьи
4 названного закона медицинское
страхование осуществляется в форме
договора, заключаемого между субъектами
медицинского страхования. Субъекты
медицинского страхования выполняют
обязательства по заключенному договору в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статьей 12 Закона N
4741-1 предусмотрено, что территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования создаются Верховными Советами
республик в составе Российской Федерации и
правительствами республик в составе
Российской Федерации, Советами народных
депутатов автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и соответствующими
органами исполнительной власти и
осуществляют свою деятельность в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, республик в составе
Российской Федерации, нормативными
правовыми актами автономной области,
автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Фонды обязательного медицинского
страхования предназначены для
аккумулирования финансовых средств на
обязательное медицинское страхование,
обеспечения финансовой стабильности
государственной системы обязательного
медицинского страхования и выравнивания
финансовых ресурсов на его проведение.
Порядок сбора страховых взносов на
обязательное медицинское страхование
разрабатывается Правительством Российской
Федерации и утверждается Верховным Советом
Российской Федерации.
Статья 17 Закона N
4741-1 предусматривает, что платежи на
обязательное медицинское страхование
неработающего населения осуществляют
Советы Министров республик в составе
Российской Федерации, органы
государственного управления автономной
области и автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, местная администрация за
счет средств, предусматриваемых в
соответствующих бюджетах при их
формировании на соответствующие годы с
учетом индексации цен.
Статьей 4 Закона
Мурманской области "О порядке
обязательного медицинского страхования
неработающего населения Мурманской
области" также предусмотрено регулирование
договором взаимоотношений между местной
администрацией и фондом.
Судом
установлено, что администрация не
оспаривает наличие 32096580 руб. недоимки по
уплате страховых взносов за 2003 год и 3538302
руб. пеней.
В соответствии с пунктом 26
статьи 54 Федерального закона от 29.06.04 N 58-ФЗ
пункт 2 статьи 82 НК РФ о праве органов
государственных внебюджетных фондов в
пределах своей компетенции осуществлять
налоговый контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах в
порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ, и
наличии у них прав, предусмотренных
указанной главой для налоговых органов,
признан утратившим силу.
В статье 19
Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах" установлено, что страховые
взносы на обязательное медицинское
страхование неработающего населения в
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования производятся
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления в соответствии с Положением
о порядке уплаты страховых взносов в
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования, утвержденным
постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О
порядке финансирования обязательного
медицинского страхования граждан на 1993 год"
(далее - Постановление N 4543-1).
Постановлением N 4543-1 были утверждены
Положение о Федеральном фонде
обязательного медицинского страхования,
Положение о Территориальном фонде
обязательного медицинского страхования и
Положение о порядке уплаты страховых
взносов в Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования.
В силу пункта 8 Положения о
порядке уплаты страховых взносов в
Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования,
утвержденного постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О
порядке финансирования обязательного
медицинского страхования граждан на 1993 год"
(далее - Положение), учет страховых взносов в
Федеральный и территориальные фонды
осуществляется Федеральным и
территориальным фондами обязательного
медицинского страхования совместно с
налоговыми органами.
Согласно пункту 11
указанного положения контроль за
своевременным и полным перечислением
страховых взносов в Федеральный и
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования осуществляется
совместно Федеральным и территориальным
фондами обязательного медицинского
страхования и налоговыми органами.
Из
анализа названных норм следует, что
специальным законодательством о
медицинском страховании территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования наделены правом по учету и
контролю за своевременным и полным
перечислением страховых взносов в
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.
Следовательно, выводы суда об отсутствии у
фонда полномочий по контролю и учету
страховых взносов и, соответственно,
проведению проверок являются
ошибочными.
Согласно пункту 7 Положения
по истечении установленных сроков уплаты
страховых взносов невнесенная сумма
считается недоимкой и взыскивается с
начислением пеней. К недоимке относится и
сумма задолженности, выявленная при
проверке плательщика страховых взносов.
Положением и иными специальными актами не
установлен период, за который может
производиться проверка уплаты страховых
взносов, а также срок давности взыскания
сумм недоимок и пеней, поэтому применению
подлежат соответствующие нормы налогового
законодательства.
В силу статьи 87
Кодекса налоговой проверкой могут быть
охвачены три календарных года деятельности
плательщика, непосредственно
предшествовавшие году проведения
проверки.
Следовательно, фонд по
результатам проверки, проведенной в ноябре
2004 года, мог взыскивать недоимку и пени за
три года, предшествовавшие проверке, в
данном случае - за 2003 год.
Страховые
платежи на обязательное медицинское
страхование не относятся к налоговым
платежам, но являются обязательными
платежами.
В связи с тем, что в
соответствии с пунктом 26 статьи 54
Федерального закона от 29.06.04 N 58-ФЗ пункт 2
статьи 82 НК РФ о праве органов
государственных внебюджетных фондов в
пределах своей компетенции осуществлять
налоговый контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах в
порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ и
наличии у них прав, предусмотренных
указанной главой для налоговых органов,
признан утратившим силу, а специальным
законодательством о медицинском
страховании не предусмотрен порядок
взыскания с юридических лиц в соответствии
с налоговым законодательством, то выводы
судов о пропуске фондом срока на обращение
в арбитражный суд являются ошибочными.
Как следует из материалов дела, фондом
проведена проверка полноты перечисления
плательщиком страховых взносов на
обязательное медицинское страхование за 2003
год, о чем составлен акт проверки от 18.11.04, и
установлено занижение сумм страховых
взносов, подлежащих уплате. По результатам
рассмотрения акта проверки фондом вынесено
решение от 06.12.04 N 23.
Учитывая, что
администрация признала факт задолженности
по уплате страховых взносов, то требования
фонда являются обоснованными и подлежащими
удовлетворению в части взыскания 32096580 руб.
задолженности и 538302 руб. пеней.
Судебные
акты подлежат отмене.
Руководствуясь
статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Мурманской области от
09.03.05 и постановление Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 17.06.05
по делу N А42-15159/04-31 отменить.
Взыскать с
администрации города Мурманска в доход
соответствующих бюджетов Мурманского
территориального фонда обязательного
медицинского страхования 32096580 руб.
задолженности по уплате страховых взносов
на обязательное медицинское страхование и
538302 руб. пеней.
Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
ХОХЛОВ Д.В.