Постановление фас северо-западного округа от 26.03.2003 n а66-7367-02 вывод суда о том, что налог на игорный бизнес должен уплачиваться налогоплательщиком с момента регистрации игровых автоматов в налоговом органе, необоснован, поскольку указанный налог подлежит уплате с момента начала осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса, что закон связывает с получением лицензии.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2003 года Дело N
А66-7367-02
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Пастуховой М.В.,
судей Корабухиной Л.И., Троицкой Н.В., при
участии от общества с ограниченной
ответственностью "Тверьбол" адвоката
Човушяна В.О. (доверенность от 02.10.2002), от
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 1
по Тверской области специалиста I категории
юридического отдела Кузяева Д.А.
(доверенность от 01.08.2002 N 19), рассмотрев 25.03.2003
в открытом судебном заседании кассационную
жалобу общества с ограниченной
ответственностью "Тверьбол" на решение
Арбитражного суда Тверской области от
23.12.2002 по делу N А66-7367-02 (судья Кожемятова
Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью "Тверьбол"
(далее - общество, ООО "Тверьбол") обратилось
в Арбитражный суд Тверской области с
заявлением о признании недействительным
решения Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 1 по Тверской области
(далее - Инспекция) от 20.09.2002 N 1856-221 о
приостановлении операций по счетам в
банке.
Решением суда от 23.12.2002 в
удовлетворении заявления отказано.
В
апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
В кассационной жалобе
общество, ссылаясь на нарушение судом норм
материального права, просит отменить
решение и удовлетворить заявление.
По
мнению подателя жалобы, суд неправильно
применил статьи 2 и 4 Федерального закона от
31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес"
(далее - Закон о налоге на игорный бизнес),
поскольку законодатель связывает
обязанность по уплате налога на игорный
бизнес с получением лицензии на
осуществление данного вида деятельности, а
не с моментом регистрации игровых
автоматов в налоговом органе.
В отзыве
на кассационную жалобу Инспекция просит
оставить решение суда без изменения, считая
его законным и обоснованным.
В судебном
заседании представитель общества
поддержал доводы кассационной жалобы, а
представитель Инспекции их отклонил.
Законность обжалуемого судебного акта
проверена в кассационном порядке.
Как
видно из материалов дела, Инспекцией 20.09.2002
принято решение N 1856-221 о приостановлении
операций общества по счетам в банке в связи
с непредставлением расчетов по налогу на
игорный бизнес за декабрь 2001 года и январь
2002 года. Указанное решение принято в
порядке пункта 2 статьи 76 Налогового
кодекса Российской Федерации, согласно
которому непредставление
налогоплательщиками налоговой декларации
в налоговый орган в течение двух недель по
истечении установленного срока
представления такой декларации влечет
приостановление операций по счетам в
банке.
Непредставление деклараций
вызвано тем, что, по мнению ООО "Тверьбол",
обязанность по уплате налога на игорный
бизнес и, соответственно, представления
деклараций по налогу возникает не с момента
регистрации игровых автоматов в налоговых
органах (27.12.2001), а с момента получения
лицензии на осуществление
предпринимательской деятельности в
области игорного бизнеса (11.02.2002).
Согласно статье 3 Закона о налоге на игорный
бизнес плательщиками налога на игорный
бизнес признаются организации и физические
лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в области игорного бизнеса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 этого же
закона налогом на игорный бизнес
облагаются следующие виды объектов
игорного бизнеса: игровые столы; игровые
автоматы; кассы тотализаторов; кассы
букмекерских контор.
В статье 2 того же
закона, в которой приводятся основные
понятия, используемые в нем, игорный бизнес
определен как предпринимательская
деятельность, связанная с извлечением
игорным заведением доходов. Игорное
заведение - предприятие, в котором на
основании лицензии на осуществление
предпринимательской деятельности в
области игорного бизнеса проводятся
азартные игры и (или) принимаются ставки на
пари: казино, тотализатор, букмекерская
контора, зал игровых автоматов и иные
игорные дома (места).
Из приведенных
норм следует, что предприятие становится
плательщиком налога на игорный бизнес
только с момента, когда оно начало
осуществлять предпринимательскую
деятельность в области игорного бизнеса
при наличии лицензии.
Сторонами не
оспаривается, что деятельность ООО
"Тверьбол" в сфере игорного бизнеса
началась с момента получения лицензии.
В обоснование своей позиции Инспекция
ссылается на пункт 1 статьи 6 Закона о налоге
на игорный бизнес, согласно которому суммы
налога, подлежащие внесению в федеральный
бюджет и бюджеты субъектов Российской
Федерации, определяются плательщиком
налога самостоятельно, исходя из
количества зарегистрированных объектов
налогообложения и ставок налога.
Кассационная инстанция не может
согласиться с выводом суда первой
инстанции о том, что общество должно было
уплачивать налог на игорный бизнес с
момента регистрации игровых автоматов в
налоговом органе, по следующим
основаниям.
Одним из объектов обложения
рассматриваемым налогом является игровой
автомат. Согласно статье 2 Закона о налоге
на игорный бизнес "игровой автомат -
специальное оборудование (механическое,
электрическое, электронное и иное
техническое оборудование), установленное в
игорном заведении и используемое для
проведения азартных игр с денежным
выигрышем без участия в указанных играх
представителей игорного заведения". При
этом игровой автомат в соответствии с
пунктом 2 статьи 4 закона подлежит
регистрации в налоговом органе до момента
его установки. Следовательно, игровой
автомат становится объектом обложения
налогом на игорный бизнес не при его
регистрации в налоговой инспекции, этот
автомат должен быть установлен в игорном
заведении и использоваться для проведения
азартных игр.
Таким образом, налог на
игорный бизнес должен уплачиваться не с
момента регистрации игровых автоматов, а с
момента начала осуществления
предпринимательской деятельности в
области игорного бизнеса, что закон
связывает с получением лицензии.
С
учетом изложенного следует признать, что
обжалуемый судебный акт подлежит отмене
как принятый с неправильным применением
норм материального права, а кассационная
жалоба ООО "Тверьбол" - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2
части 1) Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Тверской области от
23.12.2002 по делу N А66-7367-02 отменить.
Признать недействительным решение
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 1
по Тверской области от 20.09.2002 N 1856-221 о
приостановлении операций по счетам в
банке.
Возвратить обществу с
ограниченной ответственностью "Тверьбол"
1500 руб. государственной пошлины за
рассмотрение дела в судах первой и
кассационной
инстанций.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
ТРОИЦКАЯ Н.В.