Постановление фас северо-западного округа от 26.10.2005 n а52-698/2005/2 суд правомерно отказал в признании недействительным заявленного филиалом регионального отделения фсс рф требования о внесении исправлений в представленную оао отчетность, обоснованного неправомерным применением при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование страхового тарифа в размере 0,7% вместо 1%, поскольку до принятия заявления общества к производству и вынесения судом решения по настоящему делу оспариваемое требование отменено региональным отделением фонда.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2005 года Дело N А52-698/2005/2

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Хохлова Д.В., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Срогиниса Р.П. (доверенность от 29.12.2004 N 11/2-93), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Псковской области от 20.05.2005 по делу N А52-698/2005/2 (судья Героева Н.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным требования Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2 (далее - Филиал N 2) от 26.11.2004 N 2065 о внесении исправлений в представленную Обществом отчетность в связи с неправомерным применением в январе - октябре 2004 года при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование страхового тарифа в размере 0,7 процента вместо 1 процента.
Определением суда от 18.04.2005 в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству Общества произведена замена ответчика с Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 3 на Государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда).
Решением суда первой инстанции от 20.05.2005 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное им требование, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Санкт-Петербург - Витебское отделение Октябрьской железной дороги в феврале - октябре 2004 года представлены в Государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2 промежуточные расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ за январь - октябрь 2004 года.
Филиалом N 2 проведена камеральная проверка полученных документов на предмет правильности применения Обществом страхового тарифа при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании класса профессионального риска по основному виду деятельности. В ходе проверки проверяющие пришли к выводу, что страхователь неправомерно в период с 01.01.2004 по 01.10.2004 производил расчет страховых взносов исходя из страхового тарифа в размере 0,7 процента к начисленной оплате труда по всем видам доходов застрахованных лиц, в то время как обязан был применять страховой тариф в размере 1 процента.
Филиал N 2 направил на основании пункта 16 Методических рекомендаций по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.07.2003 N 87, в редакции Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2004 N 26, (далее - Методические рекомендации) в адрес Общества требование от 26.11.2004 N 2065 о внесении соответствующих исправлений в представленную отчетность.
Общество, считая требование незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заявителем требование не является ненормативным актом. Кроме того, суд указал, что требование Филиала N 2 от 26.11.2004 N 2065 отменено приказом Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.02.2005 N 17-1/05, о чем страхователь уведомлен в письме от 05.03.2005 N 4-36/15/1232. Правомерность применения страхователем страхового тарифа в размере 0,7 процента подтверждена Отделением фонда в результате выездной документальной проверки Общества, оформленной актом от 18.03.2005 N 13.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных актов государственных и иных органов установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из положений части 2 статьи 197 АПК РФ и статьи 198 АПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.
К ненормативным относятся акты индивидуального характера, не содержащие общеобязательных предписаний, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц.
Кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что обжалуемое Обществом требование не является ненормативным актом, которое может быть обжаловано.
Из материалов дела следует, что требование о внесении исправлений в представленную Обществом отчетность в связи с неправомерным применением в январе - октябре 2004 года при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование страхового тарифа в размере 0,7 процента вместо 1 процента:
- подписано директором Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2;
- вынесено на основании пункта 16 Методических рекомендаций;
- касается конкретного страхователя - Общества;
- содержит обязательные для исполнения предписания.
Установлены и последствия неисполнения требования: согласно пункту 16 Методических рекомендаций в случае, если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается страхователю с требованием внести в срок, не превышающий двух рабочих дней, соответствующие исправления в представленную отчетность. Если же страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок, то при наличии оснований полагать, что страхователем допущены правонарушения, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, он рекомендуется для включения в план документальных выездных проверок. В связи с неисполнением требования от 26.11.2004 Общество было включено в план документальных проверок и у него была проведена проверка (акт выездной документальной проверки Отделения фонда от 18.03.2005).
При таких обстоятельствах выставленное филиалом N 2 требование от 26.11.2004 N 2065 по своему содержанию и правовым последствиям обладает признаками ненормативного акта органа.
Однако этот ошибочный вывод не привел к принятию судом неправильного решения.
Заявление Общества принято арбитражным судом к производству определением от 29.03.2005 с назначением предварительного судебного заседания. Затем по ходатайству заявителя судом произведена замена ответчика и определением от 18.04.2005 предварительное судебное заседание отложено. Определением суда от 03.05.2005 дело назначено к судебному разбирательству.
На дату вынесения судом как определения от 29.03.2005, так и определения от 03.05.2005 обжалуемое Обществом требование от 26.11.2004 N 2065 отменено приказом Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.02.2005 N 17-1/05 по жалобе страхователя от 18.02.2005 N 1-2/257. Проведенной Отделением фонда в марте 2005 года выездной проверкой Общества по вопросу начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подтверждена обоснованность применения страхователем страхового тарифа в размере 0,7 процента (акт от 18.03.2005).
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы.
Общество в кассационной жалобе не указывает на то, каким образом отмененное приказом Отделения фонда от 24.02.2005 N 17-1/05 требование Филиала N 2 от 26.11.2004 N 2065 нарушает права и законные интересы страхователя.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, поскольку до принятия заявления Общества к производству и вынесения судом решения по настоящему делу оспариваемое требование отменено.
Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 20.05.2005 по делу N А52-698/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала - Санкт-Петербург - Витебского отделения Октябрьской железной дороги из федерального бюджета 13957 руб. 52 коп. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.03.2005 N 787.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
ХОХЛОВ Д.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также