Постановление фас северо-западного округа от 28.10.2005 n а56-21436/2005 суд неправомерно отказал в удовлетворении заявления фсс рф о взыскании с ооо штрафа за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования, указав на неуведомление фондом общества о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном правонарушении, поскольку ооо имело возможность представить свои возражения по заявлению фонда фсс рф непосредственно в судебное заседание.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2005 года Дело N
А56-21436/2005
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Блиновой Л.В., судей
Ветошкиной О.В., Хохлова Д.В., при участии от
государственного учреждения -
Ленинградского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской
Федерации Введенского А.Е. (доверенность от
02.04.04), рассмотрев 25.10.05 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу
государственного учреждения -
Ленинградского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской
Федерации на решение Арбитражного суда
города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области от 30.06.05 по делу N А56-21436/2005 (судья
Никитушева
М.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное
учреждение - Ленинградское региональное
отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации (далее - отделение ФСС)
обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с
заявлением о взыскании с общества с
ограниченной ответственностью "Простор"
(далее - общество) 1000 руб. штрафа за
несвоевременное представление в отделение
ФСС расчетной ведомости по средствам
социального страхования за 2004 год.
Решением суда от 30.06.05 в удовлетворении
заявленных требований отказано.
В
апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
В кассационной жалобе
отделение ФСС, ссылаясь на неправильное
применение норм материального права,
просит отменить принятый по делу судебный
акт и вынести новое решение.
В судебном
заседании представитель отделения ФСС
поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела
извещено надлежащим образом, однако
представители в судебное заседание не
явились, в связи с чем дело рассмотрено в их
отсутствие.
Законность обжалуемого
судебного акта проверена в кассационном
порядке.
Кассационная инстанция, изучив
материалы дела, проверив правильность
применения судом первой инстанции норм
материального и процессуального права,
считает, что жалоба подлежит
удовлетворению.
Как следует из
материалов дела, отделение ФСС провело
камеральную проверку своевременности
представления обществом расчетной
ведомости по средствам социального
страхования за 2004 год. В ходе проверки
установлено, что ответчик,
зарегистрированный в качестве
страхователя, не представил в
установленный законом срок расчетную
ведомость (форма 4-ФСС РФ) за 2004 год. На
основании результатов проверки отделение
ФСС приняло решение от 25.02.05 N 109 о
привлечении общества к ответственности в
виде взыскания 1000 руб. штрафа,
предусмотренного статьей 19 Федерального
закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
На
основании указанного решения ответчику
выставлено требование от 25.02.05 N 109 об уплате
штрафной санкции с указанием срока для
добровольной уплаты. Поскольку в
установленный срок требование об уплате
штрафа обществом не исполнено, отделение
ФСС обратилось с заявлением в арбитражный
суд.
Суд первой инстанции сделал
обоснованный вывод о правомерности
привлечения общества к ответственности за
непредставление расчетной ведомости за 2004
год. В то же время суд отказал во взыскании
штрафа в связи с нарушением отделением ФСС
процедуры привлечения к ответственности,
предусмотренной статьей 101 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ),
а также в связи с непредставлением
доказательств, свидетельствующих о
надлежащем извещении страхователя о месте
и времени вынесения решения о привлечении
его к налоговой ответственности.
В
соответствии со статьей 24 Закона N 125-ФЗ
страхователи ежеквартально не позднее 15-го
числа месяца, следующего за истекшим
кварталом, представляют в установленном
порядке страховщику по месту их
регистрации отчетность по форме,
установленной страховщиком (абзац введен
Федеральным законом от 22.04.03 N 47-ФЗ).
Страхователь и его должностные лица несут
установленную законодательством
Российской Федерации ответственность за
непредставление или недостоверность
статистической, а также бухгалтерской
отчетности.
Согласно статье 17 Закона N
125-ФЗ страхователь обязан вести учет
начисления и перечисления страховых
взносов и производимых им страховых выплат,
обеспечивать сохранность имеющихся у него
документов, являющихся основанием для
обеспечения по страхованию, и представлять
страховщику отчетность по установленной
страховщиком форме.
В силу статьи 19
Закона N 125-ФЗ нарушение срока представления
страховщику установленной отчетности или
ее непредставление влечет взыскание штрафа
в размере одной тысячи рублей, а повторное
совершение указанных деяний в течение
календарного года - в размере пяти тысяч
рублей.
Постановлением Фонда
социального страхования Российской
Федерации (далее - ФСС РФ) от 01.12.03 N 130
утверждена форма расчетной ведомости
(форма 4-ФСС РФ), подлежащая применению в 2004
году.
Юридическое лицо становится
страхователем с момента регистрации в ФСС
РФ и, следовательно, в соответствии с
вышеназванными нормами обязано в
установленные законом сроки представлять
страховщику отчетность. Факт
непредставления отчетности установлен
отделением ФСС, что отражено в решении от
25.02.05 N 109.
Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ
привлечение страхователя к
ответственности осуществляется
страховщиком в порядке, аналогичном
порядку, установленному Налоговым кодексом
Российской Федерации для привлечения к
ответственности за налоговые
правонарушения.
Как следует из пункта 1
статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ,
налогоплательщик может быть привлечен к
налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения только по
основаниям, предусмотренным главой 16
Налогового кодекса Российской Федерации, и
в порядке, установленном главами 14 и 15
Налогового кодекса Российской Федерации, а
налоговый орган обязан соблюдать этот
порядок при осуществлении производства по
делу о налоговом правонарушении.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок
привлечения налогоплательщика
(плательщика сбора или налогового агента) к
налоговой ответственности, который
отделение ФСС обязано соблюдать при
выявлении им правонарушения в ходе
осуществления налогового контроля в любой
предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.
Согласно пункту 30 постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах
применения части первой Налогового кодекса
Российской Федерации" по смыслу пункта 6
статьи 101 НК РФ нарушение должностным лицом
налогового органа требований данной статьи
не влечет безусловного признания судом
соответствующего решения налогового
органа недействительным. В данном случае
суд оценивает характер допущенных
нарушений и их влияние на законность и
обоснованность вынесенного налоговым
органом решения.
В пункте 37 того же
постановления разъяснено, что Налоговым
кодексом Российской Федерации не
предусмотрено составление налоговым
органом акта по результатам использования
в отношении налогоплательщика иных, помимо
выездной налоговой проверки, форм
налогового контроля.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 101 НК РФ о времени и месте
рассмотрения материалов проверки
налоговый орган (отделение ФСС) извещает
налогоплательщика заблаговременно, причем
независимо от представления или
непредставления налогоплательщиком
возражений по акту проверки. Если
налогоплательщик, несмотря на извещение, не
явился, материалы проверки, включая
представленные им возражения, объяснения,
другие документы и материалы,
рассматриваются в его отсутствие.
Из
материалов дела видно, что решение
отделения ФСС о привлечении общества к
ответственности за несвоевременное
представление расчетной ведомости по
средствам социального страхования
вынесено без извещения последнего о месте и
времени рассмотрения материалов проверки о
выявленном правонарушении. По мнению суда,
это лишило ответчика возможности
реализовать свои права, предусмотренные
статьей 21 НК РФ. Однако вывод суда о том, что
нарушение отделением ФСС установленного
Налоговым кодексом Российской Федерации
порядка производства по делу о налоговом
правонарушении (в данном случае в силу
пункта 6 статьи 101 НК РФ) привело к ущемлению
прав и законных интересов общества, не
основан на материалах дела.
Налогоплательщик имел возможность
представить свои возражения по заявлению
отделения ФСС и доказательства, их
подтверждающие, непосредственно в судебном
заседании, чем он не воспользовался. Таким
образом, не доказано, что нарушение
отделением ФСС требований статьи 101 НК РФ
повлияло на законные интересы общества.
Поэтому у суда первой инстанции
отсутствовали основания для отказа в
удовлетворении требований отделения ФСС о
взыскании штрафа за непредставление
расчетной ведомости при наличии
установленного факта совершения
правонарушения.
При таких
обстоятельствах судебный акт подлежит
отмене, а требования отделения ФСС о
взыскании 1000 руб. штрафа -
удовлетворению.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации с общества в
доход федерального бюджета следует
взыскать 1500 руб. государственной пошлины за
рассмотрение дела в судах первой и
кассационной инстанций.
Руководствуясь
статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 30.06.05 по делу N
А56-21436/2005 отменить.
Взыскать с общества с
ограниченной ответственностью "Простор"
(ИНН 4704042501; находится по адресу: 188836,
Ленинградская область, город Выборг, улица
Выборгская, дом 21, зарегистрировано
Ленинградской областной регистрационной
палатой правительства Ленинградской
области 20.11.2000, свидетельство N 61251) в доход
бюджета государственного учреждения -
Ленинградского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской
Федерации 1000 руб. штрафа.
Взыскать с
общества с ограниченной ответственностью
"Простор" в доход федерального бюджета 1500
руб. государственной пошлины за
рассмотрение дела в судах первой и
кассационной
инстанций.
Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
ВЕТОШКИНА О.В.
ХОХЛОВ Д.В.