Постановление фас северо-западного округа от 07.12.2005 n а05-7217/05-29 отказывая в признании недействительным требования ифнс о представлении оао счетов-фактур для проведения камеральной проверки декларации по ндс, суд указал, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного нк рф порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщику продавцом сумм налога к вычету, а значит, налогоплательщик обязан представить по требованию налогового органа спорные первичные документы, необходимые для подтверждения его права на налоговые вычеты.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2005 года Дело N
А05-7217/05-29
Резолютивная часть
постановления объявлена 05 декабря 2005
года.
Полный текст постановления
изготовлен 07 декабря 2005 года.
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ломакина С.А., судей
Морозовой Н.А., Мунтян Л.Б., рассмотрев 05.12.2005
в открытом судебном заседании кассационную
жалобу открытого акционерного общества
"Архэнергоремонт" на решение от 28.07.2005 (судья
Никитин С.Н.) и постановление апелляционной
инстанции от 09.09.2005 (судьи Бекарова Е.И.,
Тряпицына Е.В., Волков Н.А.) Арбитражного
суда Архангельской области по делу N
А05-7217/05-29,
УСТАНОВИЛ:
Открытое
акционерное общество "Архэнергоремонт"
(далее - общество) обратилось в Арбитражный
суд Архангельской области с заявлением о
признании недействительным требования
Инспекции Федеральной налоговой службы по
городу Северодвинску (далее - инспекция) от
19.05.2005 N 22-17/17995 о представлении обществом
документов для проведения камеральной
проверки по декларации по налогу на
добавленную стоимость (далее - НДС) за март
2005 года в части истребования первичных
документов (счетов-фактур и актов
приема-передачи основных средств).
Решением суда от 28.07.2005, оставленным без
изменения постановлением апелляционной
инстанции от 09.09.2005, в удовлетворении
заявленного требования отказано.
В
кассационной жалобе общество, ссылаясь на
неправильное применение судами первой и
апелляционной инстанций норм
материального права, просит отменить
судебные акты и принять новое решение об
удовлетворении заявления. По мнению
подателя жалобы, в ходе проведения
камеральной проверки налоговый орган в
силу статей 31 и 88 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) не
вправе запрашивать первичные учетные
документы (счета-фактуры и акты
приема-передачи основных средств).
Стороны, извещенные надлежащим образом о
времени и месте слушания дела, своих
представителей в судебное заседание не
направили, в связи с чем жалоба рассмотрена
в их отсутствие.
Законность обжалуемых
судебных актов проверена в кассационном
порядке.
Как следует из материалов дела,
общество 11.05.2005 представило в инспекцию
декларацию по НДС за март 2005 года, согласно
которой сумма налога, подлежащая вычету,
составляет 325724 руб., из которых 14735 руб. -
налог по принятым на учет нематериальным
активам и (или) основным средствам, не
требующим сборки, монтажа, приобретенным по
договорам купли-продажи (код строки
декларации - 311).
В ходе камеральной
проверки декларации инспекция направила
обществу требование от 19.05.2005 N 22-17/17995 о
представлении следующих документов,
необходимых для проведения камеральной
проверки декларации по НДС за март 2005
года:
- книги покупок, книги продаж;
по строке 311 декларации:
-
счетов-фактур;
- документов,
подтверждающих фактическую уплату
(платежных поручений, выписок банка);
-
актов приема-передачи основных средств
(форма ОС-1).
Общество посчитало
указанное требование инспекции незаконным
в части истребования первичных документов
(счетов-фактур и актов приема-передачи
основных средств) и обжаловало его в этой
части в арбитражный суд.
Суды первой и
апелляционной инстанций, отказывая в
удовлетворении заявления, сделали вывод о
том, что налоговый орган при проведении
камеральной проверки декларации общества
по НДС за март 2005 года добросовестно
исполнил свои обязанности и правомерно в
силу статей 31, 88, 93, 171 и 172 НК РФ истребовал у
налогоплательщика необходимые для
проверки документы, в связи с чем
оспариваемое требование инспекции не
противоречит действующему
законодательству.
Кассационная
инстанция не находит оснований для
удовлетворения жалобы общества.
Право
налоговых органов запрашивать у
налогоплательщиков при проведении
камеральных проверок необходимые для
проверки документы предусмотрено статьями
88 и 31 НК РФ.
Порядок проведения
камеральной налоговой проверки установлен
статьями 87 - 88 НК РФ.
Согласно статье 88 НК
РФ камеральная налоговая проверка
проводится по месту нахождения налогового
органа на основе налоговых деклараций и
документов, представленных
налогоплательщиком, служащих основанием
для исчисления и уплаты налога, а также
других документов о деятельности
налогоплательщика, имеющихся у налогового
органа.
При проведении камеральной
проверки налоговый орган вправе
истребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения, получить
объяснения и документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты налогов.
Таким образом, право
налогового органа истребовать у
налогоплательщика в ходе камеральной
проверки дополнительные сведения и
документы прямо предусмотрено статьей 88 НК
РФ.
Кроме того, в подпункте 1 пункта 1
статьи 31 НК РФ указано, что налоговые органы
вправе требовать от налогоплательщика или
налогового агента документы по формам,
установленным государственными органами и
органами местного самоуправления, служащие
основаниями для исчисления и уплаты
(удержания и перечисления) налогов, а также
пояснения и документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления)
налогов.
Обязанность налогоплательщика
представлять налоговым органам и их
должностным лицам в предусмотренных
Налоговым кодексом Российской Федерации
случаях документы, необходимые для
исчисления и уплаты налогов, установлена
подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Порядок исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость установлен главой 21
Налогового кодекса Российской
Федерации.
В соответствии с пунктом 1
статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет
право уменьшить общую сумму НДС,
исчисленную за налоговый период, на сумму
налоговых вычетов. Согласно пункту 2
названной статьи вычетам подлежат суммы
налога, предъявленные налогоплательщику и
уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) на территории Российской
Федерации либо уплаченные
налогоплательщиком при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской
Федерации в таможенных режимах выпуска для
свободного обращения, временного ввоза и
переработки вне таможенной территории в
отношении:
1) товаров (работ, услуг),
приобретаемых для осуществления операций,
признаваемых объектами налогообложения в
соответствии с главой 21 Налогового кодекса
Российской Федерации, за исключением
товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170
НК РФ;
2) товаров (работ, услуг),
приобретаемых для перепродажи.
Порядок
применения налоговых вычетов установлен
статьей 172 НК РФ.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты
производятся на основании счетов-фактур,
выставленных продавцами при приобретении
налогоплательщиком товаров (работ, услуг),
документов, подтверждающих фактическую
уплату сумм налога, документов,
подтверждающих уплату сумм налога,
удержанного налоговыми агентами, либо на
основании иных документов в случаях,
предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК
РФ.
Вычетам подлежат, если иное не
установлено статьей 172 НК РФ, только суммы
налога, предъявленные налогоплательщику и
уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) либо фактически уплаченные им
при ввозе товаров на таможенную территорию
Российской Федерации, после принятия на
учет указанных товаров (работ, услуг) с
учетом особенностей, предусмотренных
статьей 172 НК РФ, и при наличии
соответствующих первичных документов.
Таким образом, налогоплательщик вправе
применить налоговые вычеты только на
основании соответствующих первичных
документов, подтверждающих факт
оприходования товара и уплату поставщику
сумм налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ
счет-фактура является документом, служащим
основанием для принятия предъявленных сумм
налога к вычету или возмещению в порядке,
предусмотренном главой 21 Налогового
кодекса Российской Федерации.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ
счета-фактуры, составленные и выставленные
с нарушением порядка, установленного
пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут
являться основанием для принятия
предъявленных покупателю продавцом сумм
налога к вычету или возмещению.
Из
приведенных норм Налогового кодекса
Российской Федерации следует, что
налогоплательщик обязан представить по
требованию налогового органа для проверки
документы, необходимые для подтверждения
права на налоговые вычеты.
В случае
непредставления налоговому органу таких
документов в рамках камеральной налоговой
проверки инспекция вправе отказать
налогоплательщику в применении налоговых
вычетов.
Учитывая изложенное,
кассационная инстанция считает, что
инспекция правомерно направила обществу
требование от 19.05.2005 N 22-17/17995 о представлении
документов, подтверждающих право общества
на применение налоговых вычетов по
декларации по НДС за март 2005 года.
Доводы общества, приведенные в
кассационной жалобе, по существу
направлены на переоценку фактических
обстоятельств дела, установленных судами
первой и апелляционной инстанций, что в
силу статьи 286 и части 2 статьи 287
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации не допускается при
рассмотрении спора в суде кассационной
инстанции.
При таких обстоятельствах
кассационная инстанция не находит
оснований для отмены или изменения
принятых по делу судебных актов и
удовлетворения жалобы общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1
статьи 287 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.07.2005 и
постановление апелляционной инстанции от
09.09.2005 Арбитражного суда Архангельской
области по делу N А05-7217/05-29 оставить без
изменения, а кассационную жалобу открытого
акционерного общества "Архэнергоремонт" -
без
удовлетворения.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
МОРОЗОВА Н.А.
МУНТЯН Л.Б.