Постановление фас северо-западного округа от 07.12.2005 n а05-7217/05-29 отказывая в признании недействительным требования ифнс о представлении оао счетов-фактур для проведения камеральной проверки декларации по ндс, суд указал, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного нк рф порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщику продавцом сумм налога к вычету, а значит, налогоплательщик обязан представить по требованию налогового органа спорные первичные документы, необходимые для подтверждения его права на налоговые вычеты.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2005 года Дело N А05-7217/05-29

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2005 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Морозовой Н.А., Мунтян Л.Б., рассмотрев 05.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архэнергоремонт" на решение от 28.07.2005 (судья Никитин С.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 09.09.2005 (судьи Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В., Волков Н.А.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7217/05-29,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Архэнергоремонт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску (далее - инспекция) от 19.05.2005 N 22-17/17995 о представлении обществом документов для проведения камеральной проверки по декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2005 года в части истребования первичных документов (счетов-фактур и актов приема-передачи основных средств).
Решением суда от 28.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2005, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, в ходе проведения камеральной проверки налоговый орган в силу статей 31 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не вправе запрашивать первичные учетные документы (счета-фактуры и акты приема-передачи основных средств).
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 11.05.2005 представило в инспекцию декларацию по НДС за март 2005 года, согласно которой сумма налога, подлежащая вычету, составляет 325724 руб., из которых 14735 руб. - налог по принятым на учет нематериальным активам и (или) основным средствам, не требующим сборки, монтажа, приобретенным по договорам купли-продажи (код строки декларации - 311).
В ходе камеральной проверки декларации инспекция направила обществу требование от 19.05.2005 N 22-17/17995 о представлении следующих документов, необходимых для проведения камеральной проверки декларации по НДС за март 2005 года:
- книги покупок, книги продаж;
по строке 311 декларации:
- счетов-фактур;
- документов, подтверждающих фактическую уплату (платежных поручений, выписок банка);
- актов приема-передачи основных средств (форма ОС-1).
Общество посчитало указанное требование инспекции незаконным в части истребования первичных документов (счетов-фактур и актов приема-передачи основных средств) и обжаловало его в этой части в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, сделали вывод о том, что налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации общества по НДС за март 2005 года добросовестно исполнил свои обязанности и правомерно в силу статей 31, 88, 93, 171 и 172 НК РФ истребовал у налогоплательщика необходимые для проверки документы, в связи с чем оспариваемое требование инспекции не противоречит действующему законодательству.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы общества.
Право налоговых органов запрашивать у налогоплательщиков при проведении камеральных проверок необходимые для проверки документы предусмотрено статьями 88 и 31 НК РФ.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьями 87 - 88 НК РФ.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки дополнительные сведения и документы прямо предусмотрено статьей 88 НК РФ.
Кроме того, в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ указано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную за налоговый период, на сумму налоговых вычетов. Согласно пункту 2 названной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты только на основании соответствующих первичных документов, подтверждающих факт оприходования товара и уплату поставщику сумм налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик обязан представить по требованию налогового органа для проверки документы, необходимые для подтверждения права на налоговые вычеты.
В случае непредставления налоговому органу таких документов в рамках камеральной налоговой проверки инспекция вправе отказать налогоплательщику в применении налоговых вычетов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что инспекция правомерно направила обществу требование от 19.05.2005 N 22-17/17995 о представлении документов, подтверждающих право общества на применение налоговых вычетов по декларации по НДС за март 2005 года.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 09.09.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7217/05-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архэнергоремонт" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
МОРОЗОВА Н.А.
МУНТЯН Л.Б.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также