Постановление фас северо-западного округа от 19.08.2004 n а44-956/04-с15 поскольку законодательством не предусмотрено освобождение лесхозов от уплаты ндс по операциям реализации товаров, в том числе древесины, полученной в результате осуществления мер ухода за лесом и рубок промежуточного пользования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2004 года Дело N А44-956/04-С15

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А., при участии от Федерального государственного учреждения "Пестовский лесхоз" юрисконсульта Цветкова Я.В. (доверенность от 18.08.2004 N 429), Фомина В.Е. (доверенность от 18.12.2003), рассмотрев 19.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Пестовский лесхоз" на решение от 30.03.2004 (судья Пестунов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2004 (судьи Духнов В.П., Бочарова Н.В., Куропова Л.А.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-956/04-С15,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Пестовский лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 09.12.2003 N 20 о привлечении Лесхоза к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 30.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2004, в удовлетворении заявленных требований Лесхозу отказано.
В кассационной жалобе Лесхоз просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы материального права о формировании облагаемого налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) оборота и сделал неправомерный вывод о том, что Лесхоз при продаже древесины, полученной от реализации рубок ухода за лесом, получал выручку от реализации продукции. Лесхоз не осуществляет предпринимательскую деятельность и не является плательщиком НДС. Кроме того, по мнению Лесхоза, полученные от реализации древесины денежные средства являются финансированием из федерального бюджета и направляются исключительно по целевому назначению на ведение лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель Лесхоза поддержал доводы жалобы.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты Лесхозом НДС за период с 01.07.2001 по 30.06.2003, о чем составила акт от 14.11.2003.
Рассмотрев материалы проверки, Инспекция вынесла решение от 09.12.2003 N 20 о привлечении Лесхоза к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде взыскания 18567 руб. штрафа с предложением уплатить 92843 руб. 68 коп. недоимки по НДС за март 2003 года и 11343 руб. пеней.
Как установлено налоговой проверкой, с 01.01.2001 Лесхоз получил освобождение от обязанностей плательщика НДС в соответствии с положениями статьи 145 НК РФ.
Однако в I квартале 2003 года выручка Лесхоза от реализации лесопродукции превысила 1 млн. рублей. При этом обороты от операций Лесхоза по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, а также от реализации продукции побочного пользования не включались Лесхозом в облагаемую базу при исчислении НДС.
Отказывая Лесхозу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что по спорной реализации в соответствии с НК РФ Лесхоз является плательщиком НДС, а основания для применения льготы, предусмотренной положениями статьи 149 НК РФ, отсутствуют.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов.
Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, является государственным учреждением; имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках; осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок; принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В силу действующей с 01.01.01 статьи 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, которыми согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а следовательно, и Лесхоз.
Объекты обложения названным налогом определены пунктом 1 статьи 146 НК РФ, в том числе и реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а в пункте 2 этой статьи приведен исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения. В частности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ в действующей с 01.01.02 редакции не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по НДС предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае Лесхоз в I квартале 2003 года осуществлял реализацию древесины, полученной в результате рубок ухода за лесом. Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар, Лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями Лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Таким образом, Инспекция обоснованно решением от 09.12.2003 N 20 вменила Лесхозу в вину занижение налогооблагаемой базы, начислив суммы недоимки по НДС и пеней, а также привлекла налогоплательщика к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Несостоятелен, по мнению кассационной инстанции, и довод Лесхоза о том, что в соответствии с положениями статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации полученные от реализации древесины денежные средства являются финансированием из федерального бюджета и направляются исключительно по целевому назначению на ведение лесного хозяйства. В данном случае положениями статьи 149 НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения реализации древесины, полученной от рубок по уходу за лесом. Кроме того, к неналоговым доходам пункт 4 статьи 51 Бюджетного кодекса РФ относит доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...пункт 4 статьи 51 Бюджетного кодекса РФ..." имеется в виду "...пункт 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ...".
------------------------------------------------------------------
Лесхозу, являющемуся государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, следует возвратить из федерального бюджета 500 руб. госпошлины, ошибочно уплаченной при подаче кассационной жалобы, поскольку в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной пошлине" от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются истцы и ответчики, финансируемые из федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2004 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-956/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Пестовский лесхоз" - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному учреждению "Пестовский лесхоз" из федерального бюджета России 500 руб., ошибочно уплаченных при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ЛОМАКИН С.А.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также