Постановление фас северо-западного округа от 19.08.2004 n а44-956/04-с15 поскольку законодательством не предусмотрено освобождение лесхозов от уплаты ндс по операциям реализации товаров, в том числе древесины, полученной в результате осуществления мер ухода за лесом и рубок промежуточного пользования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2004 года Дело N
А44-956/04-С15
Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Асмыковича А.В.,
судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А., при
участии от Федерального государственного
учреждения "Пестовский лесхоз"
юрисконсульта Цветкова Я.В. (доверенность
от 18.08.2004 N 429), Фомина В.Е. (доверенность от
18.12.2003), рассмотрев 19.08.2004 в открытом
судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного учреждения
"Пестовский лесхоз" на решение от 30.03.2004
(судья Пестунов О.В.) и постановление
апелляционной инстанции от 20.05.2004 (судьи
Духнов В.П., Бочарова Н.В., Куропова Л.А.)
Арбитражного суда Новгородской области по
делу N А44-956/04-С15,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное
государственное учреждение "Пестовский
лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось в
Арбитражный суд Новгородской области с
заявлением о признании недействительным
решения Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 8 по Новгородской области
(далее - Инспекция) от 09.12.2003 N 20 о привлечении
Лесхоза к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения,
предусмотренной пунктом 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ).
Решением суда от 30.03.2004,
оставленным без изменения постановлением
апелляционной инстанции от 20.05.2004, в
удовлетворении заявленных требований
Лесхозу отказано.
В кассационной жалобе
Лесхоз просит отменить судебные акты и
удовлетворить заявленные требования в
полном объеме. По мнению подателя жалобы,
суд неправильно применил нормы
материального права о формировании
облагаемого налогом на добавленную
стоимость (далее - НДС) оборота и сделал
неправомерный вывод о том, что Лесхоз при
продаже древесины, полученной от
реализации рубок ухода за лесом, получал
выручку от реализации продукции. Лесхоз не
осуществляет предпринимательскую
деятельность и не является плательщиком
НДС. Кроме того, по мнению Лесхоза,
полученные от реализации древесины
денежные средства являются
финансированием из федерального бюджета и
направляются исключительно по целевому
назначению на ведение лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель
Лесхоза поддержал доводы жалобы.
Инспекция о месте и времени рассмотрения
дела извещена надлежащим образом, однако
представители в судебное заседание не
явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в
их отсутствие.
Законность обжалуемых
судебных актов проверена в кассационном
порядке, и суд кассационной инстанции не
находит оснований для удовлетворения
жалобы.
Как видно из материалов дела,
Инспекция провела выездную налоговую
проверку правильности исчисления и уплаты
Лесхозом НДС за период с 01.07.2001 по 30.06.2003, о
чем составила акт от 14.11.2003.
Рассмотрев
материалы проверки, Инспекция вынесла
решение от 09.12.2003 N 20 о привлечении Лесхоза к
ответственности, предусмотренной пунктом 1
статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в
результате занижения налоговой базы в виде
взыскания 18567 руб. штрафа с предложением
уплатить 92843 руб. 68 коп. недоимки по НДС за
март 2003 года и 11343 руб. пеней.
Как
установлено налоговой проверкой, с 01.01.2001
Лесхоз получил освобождение от
обязанностей плательщика НДС в
соответствии с положениями статьи 145 НК
РФ.
Однако в I квартале 2003 года выручка
Лесхоза от реализации лесопродукции
превысила 1 млн. рублей. При этом обороты от
операций Лесхоза по реализации древесины,
полученной от рубок ухода за лесом, а также
от реализации продукции побочного
пользования не включались Лесхозом в
облагаемую базу при исчислении НДС.
Отказывая Лесхозу в удовлетворении
заявленных требований, судебные инстанции
исходили из того, что по спорной реализации
в соответствии с НК РФ Лесхоз является
плательщиком НДС, а основания для
применения льготы, предусмотренной
положениями статьи 149 НК РФ, отсутствуют.
Кассационная инстанция считает такой
вывод суда правильным.
В соответствии
со статьей 53 Лесного кодекса Российской
Федерации территориальные органы
федерального органа управления лесным
хозяйством включают в себя органы
управления лесным хозяйством в субъектах
Российской Федерации и лесхозы
федерального органа управления лесным
хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы,
опытные и другие специализированные
лесхозы. Лесхозы и национальные парки
федерального органа управления лесным
хозяйством осуществляют ведение лесного
хозяйства в той мере, в какой это необходимо
для осуществления функций
государственного управления в области
использования охраны, защиты лесного фонда,
воспроизводства лесов.
Лесхоз в
соответствии с Положением о лесхозе,
утвержденным приказом Федеральной службы
лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188,
является государственным учреждением;
имеет самостоятельный баланс, бюджетный,
текущий и иные счета в органах федерального
казначейства и банках; осуществляет уход за
лесами, в том числе рубки промежуточного
пользования, если нет иного исполнителя
этих рубок; принимает меры по эффективному
воспроизводству лесов, созданию новых
лесов.
В силу действующей с 01.01.01 статьи
143 НК РФ плательщиками НДС признаются
организации, которыми согласно пункту 2
статьи 11 НК РФ являются юридические лица,
образованные в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а
следовательно, и Лесхоз.
Объекты
обложения названным налогом определены
пунктом 1 статьи 146 НК РФ, в том числе и
реализация товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации, а в пункте
2 этой статьи приведен исчерпывающий
перечень операций, которые не признаются
объектом налогообложения. В частности, в
соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи
146 НК РФ в действующей с 01.01.02 редакции не
признается объектом налогообложения
выполнение работ (оказание услуг) органами,
входящими в систему органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, в рамках выполнения
возложенных на них исключительных
полномочий в определенной сфере
деятельности в случае, если обязательность
выполнения указанных работ (оказания услуг)
установлена законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов
Российской Федерации, актами органов
местного самоуправления.
Льготы по НДС
предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта
2 статьи 149 НК РФ, согласно которому
освобождаются от налогообложения лесные
подати, арендная плата за пользование
лесным фондом и другие платежи в бюджет за
право пользования природными ресурсами.
Освобождение от налогообложения
реализации товаров, в том числе древесины,
полученной от мер ухода за лесом и в
результате осуществления рубок
промежуточного пользования,
законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ также не
исключает реализацию товаров из
предусмотренных пунктом 1 этой статьи
объектов налогообложения.
В данном
случае Лесхоз в I квартале 2003 года
осуществлял реализацию древесины,
полученной в результате рубок ухода за
лесом. Поскольку в соответствии с пунктом 3
статьи 38 НК РФ товаром для целей
налогообложения признается любое
имущество, реализуемое либо
предназначенное для реализации, а
реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39
НК РФ признается передача на возмездной
основе права собственности на товар, Лесхоз
в проверяемый период осуществлял операции
по реализации товаров (древесины).
Операции по реализации указанной древесины
не относятся к операциям по выполнению
работ (оказанию услуг), а также не являются
исключительными полномочиями Лесхоза,
поскольку в соответствии со статьей 83
Лесного кодекса Российской Федерации
данные операции могут выполняться и
лесопользователями.
Следовательно,
операции по реализации древесины,
полученной от мер ухода за лесом и в
результате осуществления рубок
промежуточного пользования, подлежат
налогообложению на общих основаниях.
Таким образом, Инспекция обоснованно
решением от 09.12.2003 N 20 вменила Лесхозу в вину
занижение налогооблагаемой базы, начислив
суммы недоимки по НДС и пеней, а также
привлекла налогоплательщика к
ответственности, установленной пунктом 1
статьи 122 НК РФ.
Несостоятелен, по мнению
кассационной инстанции, и довод Лесхоза о
том, что в соответствии с положениями
статьи 51 Бюджетного кодекса Российской
Федерации полученные от реализации
древесины денежные средства являются
финансированием из федерального бюджета и
направляются исключительно по целевому
назначению на ведение лесного хозяйства. В
данном случае положениями статьи 149 НК РФ не
предусмотрено освобождение от
налогообложения реализации древесины,
полученной от рубок по уходу за лесом. Кроме
того, к неналоговым доходам пункт 4 статьи 51
Бюджетного кодекса РФ относит доходы от
использования имущества, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, после уплаты налогов и
сборов, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: вместо "...пункт 4 статьи 51
Бюджетного кодекса РФ..." имеется в виду
"...пункт 4 статьи 41 Бюджетного кодекса
РФ...".
------------------------------------------------------------------
Лесхозу, являющемуся государственным
учреждением, финансируемым из федерального
бюджета, следует возвратить из
федерального бюджета 500 руб. госпошлины,
ошибочно уплаченной при подаче
кассационной жалобы, поскольку в силу
подпункта 6 пункта 3 статьи 5 Федерального
закона "О государственной пошлине" от
уплаты госпошлины по делам,
рассматриваемым в арбитражных судах,
освобождаются истцы и ответчики,
финансируемые из федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1)
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.03.2004 и
постановление апелляционной инстанции от
20.05.2004 Арбитражного суда Новгородской
области по делу N А44-956/04-С15 оставить без
изменения, а кассационную жалобу
федерального государственного учреждения
"Пестовский лесхоз" - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному
учреждению "Пестовский лесхоз" из
федерального бюджета России 500 руб.,
ошибочно уплаченных при подаче
кассационной
жалобы.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ЛОМАКИН С.А.