Постановление фас северо-западного округа от 28.09.2004 n а56-7371/04 требование имнс о взыскании с ооо штрафа на основании п. 1 ст. 120 нк рф за то, что обществом не велись налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц, не подлежит удовлетворению, поскольку указанное нарушение не подпадает под понятие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и нормы ст. 120 нк рф не распространяются на налоговых агентов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2004 года Дело N А56-7371/04

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области Никитина И.А. (доверенность от 08.01.2004 N 07-06/129), рассмотрев 27.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области на решение от 05.04.2004 (судья Левченко Ю.П.) и постановление апелляционной инстанции от 18.06.2004 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7371/04,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Актив" (далее - ООО "Актив", Общество) 5000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за грубое нарушение правил учета доходов физических лиц.
Решением суда от 05.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2003, налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявление, указывая на неправильное применение судами норм материального права.
Общество о времени и месте слушания дела надлежаще извещено, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности перечисления Обществом в бюджет единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.03.2003 и налога на доходы физических лиц за период с 01.08.2000 по 30.06.2003 налоговая инспекция выявила ряд нарушений, отраженных в акте от 08.08.2003 N 02-09-1/53.
Так, налоговый орган установил, что в проверяемом периоде в нарушение пункта 66 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и статьи 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", подпунктов 3, 4 пункта 3 статьи 24 и пунктов 4, 5 статьи 226 НК РФ, Обществом не велись налоговые карточки по учету доходов удержанных и перечисленных сумм подоходного налога в бюджет.
На основании материалов проверки и акта рассмотрения разногласий от 20.08.2003 N 02-09-1/6922 налоговый орган вынес решение от 20.08.2003 N 02-09-1/6823 о привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 120 НК РФ в виде 5000 руб. штрафа.
Требование налогового органа от 20.08.2003 N 473 с предложением добровольно уплатить налоговую санкцию в срок до 30.08.2003 ООО "Актив" не исполнило, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суды, отказывая налоговой инспекции в удовлетворении требований, указали, что выявленные заявителем и послужившие основанием для привлечения ООО "Актив" к ответственности по пункту 1 статьи 120 НК РФ нарушения не подпадают под понятие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и налогообложения.
Кассационная инстанция также считает, что налоговый орган необоснованно привлек Общество к налоговой ответственности по статье 120 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Между тем пунктом 1 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет.
Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета.
Таким образом, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых подпадает под определение понятия "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", приведенное в пункте 3 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает принятые судебные акты законными, а жалобу налоговой инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7371/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
НИКИТУШКИНА Л.Л.
Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
ШЕВЧЕНКО А.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также