Постановление фас северо-западного округа от 28.09.2004 n а56-7371/04 требование имнс о взыскании с ооо штрафа на основании п. 1 ст. 120 нк рф за то, что обществом не велись налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц, не подлежит удовлетворению, поскольку указанное нарушение не подпадает под понятие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и нормы ст. 120 нк рф не распространяются на налоговых агентов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2004 года Дело N
А56-7371/04
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Никитушкиной Л.Л.,
судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при
участии от Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по
Киришскому району Ленинградской области
Никитина И.А. (доверенность от 08.01.2004 N 07-06/129),
рассмотрев 27.09.2004 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Киришскому району
Ленинградской области на решение от 05.04.2004
(судья Левченко Ю.П.) и постановление
апелляционной инстанции от 18.06.2004 (судьи
Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.)
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области по делу N
А56-7371/04,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Киришскому району
Ленинградской области (далее - налоговая
инспекция) обратилась в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с заявлением о взыскании с общества
с ограниченной ответственностью "Актив"
(далее - ООО "Актив", Общество) 5000 руб. штрафа
на основании пункта 1 статьи 120 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
за грубое нарушение правил учета доходов
физических лиц.
Решением суда от 05.04.2004,
оставленным без изменения постановлением
апелляционной инстанции от 18.06.2003,
налоговой инспекции в удовлетворении
заявленных требований отказано.
В
кассационной жалобе налоговый орган просит
отменить принятые судебные акты и
удовлетворить заявление, указывая на
неправильное применение судами норм
материального права.
Общество о времени
и месте слушания дела надлежаще извещено,
представители в судебное заседание не
явились, в связи с чем дело рассмотрено в их
отсутствие.
Законность решения суда и
постановления апелляционной инстанции
проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не
подлежащей удовлетворению.
Как следует
из материалов дела, в ходе выездной
налоговой проверки правильности
исчисления и своевременности перечисления
Обществом в бюджет единого социального
налога за период с 01.01.2001 по 31.03.2003 и налога
на доходы физических лиц за период с 01.08.2000
по 30.06.2003 налоговая инспекция выявила ряд
нарушений, отраженных в акте от 08.08.2003 N
02-09-1/53.
Так, налоговый орган установил,
что в проверяемом периоде в нарушение
пункта 66 Инструкции Государственной
налоговой службы Российской Федерации от
29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических
лиц" и статьи 20 Закона Российской Федерации
"О подоходном налоге с физических лиц",
подпунктов 3, 4 пункта 3 статьи 24 и пунктов 4, 5
статьи 226 НК РФ, Обществом не велись
налоговые карточки по учету доходов
удержанных и перечисленных сумм
подоходного налога в бюджет.
На
основании материалов проверки и акта
рассмотрения разногласий от 20.08.2003 N 02-09-1/6922
налоговый орган вынес решение от 20.08.2003 N
02-09-1/6823 о привлечении Общества к
ответственности на основании пункта 1
статьи 120 НК РФ в виде 5000 руб. штрафа.
Требование налогового органа от 20.08.2003 N 473 с
предложением добровольно уплатить
налоговую санкцию в срок до 30.08.2003 ООО
"Актив" не исполнило, в связи с чем налоговая
инспекция обратилась с заявлением в
арбитражный суд.
Суды, отказывая
налоговой инспекции в удовлетворении
требований, указали, что выявленные
заявителем и послужившие основанием для
привлечения ООО "Актив" к ответственности
по пункту 1 статьи 120 НК РФ нарушения не
подпадают под понятие грубого нарушения
правил учета доходов и расходов и
налогообложения.
Кассационная
инстанция также считает, что налоговый
орган необоснованно привлек Общество к
налоговой ответственности по статье 120 НК
РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта
3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны
вести учет выплаченных налогоплательщикам
доходов, удержанных и перечисленных в
бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том
числе персонально по каждому
налогоплательщику.
Одновременно
статьей 230 НК РФ установлена обязанность
налоговых агентов вести учет доходов,
полученных от них физическими лицами в
налоговом периоде, по форме, которая
установлена Министерством Российской
Федерации по налогам и сборам.
В целях
реализации положений главы 23 "Налог на
доходы физических лиц" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
приказом Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N
БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по
налогу на доходы физических лиц"
утверждены, как указано в самом приказе, две
формы отчетности:
- форма N 1-НДФЛ
"Налоговая карточка по учету доходов и
налога на доходы физических лиц" (с
приложением о порядке ее заполнения);
-
форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического
лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее
заполнения и представления).
Налоговая
карточка формы N 1-НДФЛ содержит
персональную информацию о физическом лице -
получателе дохода, необходимую для
правильного исчисления налога и
представления в налоговые органы сведений
о доходах такого лица.
Таким образом, из
содержания вышеуказанных нормативных
актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая
карточка по учету доходов и налога на
доходы физических лиц" является документом
налогового учета и отчетности, на основе
которого налоговые агенты представляют в
налоговые органы сведения о доходах
физических лиц, а также выдают физическим
лицам справки о доходах.
Между тем
пунктом 1 статьи 120 НК РФ предусмотрена
ответственность за грубое нарушение
организацией правил учета доходов и (или)
расходов и (или) объектов налогообложения,
если эти деяния совершены в течение одного
налогового периода.
При этом под грубым
нарушением правил учета доходов и расходов
и объектов налогообложения понимается
отсутствие первичных документов или
отсутствие счетов-фактур, или регистров
бухгалтерского учета, систематическое
несвоевременное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета и
в отчетности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых
вложений налогоплательщика.
Согласно
статье 9 Закона Российской Федерации "О
бухгалтерском учете" первичные учетные
документы предназначены для оформления
хозяйственных операций и на их основе
ведется бухгалтерский учет.
Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N
71а в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.07.97
N 835 "О первичных учетных документах"
утверждены согласованные с Минфином России
и Минэкономики России унифицированные
формы первичной учетной документации, в
частности по учету труда и по его оплате.
Налоговая карточка не входит в указанный
перечень первичных документов
бухгалтерского учета.
Таким образом,
форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету
доходов и налога на доходы физических лиц"
не относится к первичным документам,
отсутствие которых подпадает под
определение понятия "грубое нарушение
правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения", приведенное в пункте 3
статьи 120 НК РФ.
Кроме того, нормы статьи
120 НК РФ не распространяются на налоговых
агентов, что прямо указано в абзаце третьем
пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Учитывая
изложенное, кассационная инстанция считает
принятые судебные акты законными, а жалобу
налоговой инспекции - не подлежащей
удовлетворению.
Руководствуясь статьей
286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.04.2004 и
постановление апелляционной инстанции от
18.06.2004 Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
по делу N А56-7371/04 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Киришскому району
Ленинградской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
НИКИТУШКИНА Л.Л.
Судьи
КУЗНЕЦОВА
Н.Г.
ШЕВЧЕНКО А.В.