Постановление фас северо-западного округа от 04.10.2004 n а56-9422/04 поскольку положения закона рф о дорожных фондах в российской федерации, предусматривающие возможность установления законами субъектов рф повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных указанным законом, были признаны неконституционными, суд правомерно признал незаконным бездействие имнс, выразившееся в невозврате данного налога, излишне уплаченного по ставкам, установленным региональным законодательством.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2004 года Дело N
А56-9422/04
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кирейковой Г.Г.,
судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., при
участии от открытого акционерного общества
"Акционерный коммерческий Сберегательный
банк Российской Федерации" Костаревой И.Ю.
(доверенность от 12.02.02 N 01-2/22-751), рассмотрев
28.09.04 в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 3 по Ленинградской
области на решение Арбитражного суда
города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области от 31.05.04 по делу N А56-9422/04 (судья
Згурская М.Л.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое
акционерное общество "Акционерный
коммерческий Сберегательный банк
Российской Федерации" (далее - Банк)
обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с
заявлением о признании незаконным
бездействия Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 3 по Ленинградской
области (далее - Инспекция) и обязании
налогового органа устранить допущенные
нарушения прав и законных интересов
налогоплательщика путем возврата 15623 руб. 92
коп. налога с владельцев транспортных
средств за 2000 - 2002 годы.
В порядке статьи
49 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации заявитель уточнил
требования и просил суд признать
незаконным бездействие Инспекции и обязать
налоговый орган на основании статьи 201
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации устранить допущенные
нарушения прав и законных интересов Банка
путем вынесения решения о возврате 15623 руб.
92 коп. налога с владельцев транспортных
средств за 2000 - 2002 годы.
Решением суда от
31.05.04 заявленные Банком требования
удовлетворены.
В апелляционной
инстанции дело не рассматривалось.
В
кассационной жалобе Инспекция просит
отменить решение от 31.05.04, ссылаясь на
нарушение судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, определением
Конституционного Суда Российской
Федерации от 10.04.02 N 104-О не предусмотрен иной
порядок вступления этого определения в
силу, а следовательно, согласно положениям
Федерального конституционного закона от
21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде
Российской Федерации" оно вступает в силу с
10.04.02. Таким образом, пункт 5 статьи 6 Закона
Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О
дорожных фондах в Российской Федерации"
(далее - Закон "О фондах"), предусматривавший
возможность установления законами
субъектов Российской Федерации ставок
налога с владельцев транспортных средств в
повышенном размере, а также основанные на
этой норме положения законов субъектов
Российской Федерации утрачивают силу и не
подлежат применению с 10.04.02.
В отзыве на
кассационную жалобу Банк, ссылаясь на
несостоятельность доводов жалобы, просит
оставить обжалуемый судебный акт без
изменения.
Инспекция о времени и месте
слушания дела извещена надлежащим образом,
однако представители в суд не явились, в
связи с чем жалоба рассмотрена в их
отсутствие.
В судебном заседании
представитель Банка поддержал доводы
отзыва.
Законность решения суда
проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не
подлежащей удовлетворению.
Как следует
из материалов дела, Банк 26.12.02 направил в
налоговый орган по месту нахождения
филиала - Северо-Западного банка Сбербанка
России - измененные декларации по налогу с
владельцев транспортных средств за 2000 - 2002
годы и заявление о возврате 15623 руб. 92 коп.
излишне уплаченного налога, поскольку
определениями Конституционного Суда
Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и N 107-О
признаны неконституционными положения
пункта 5 статьи 6 Закона "О фондах", которые
предоставляли субъектам Российской
Федерации возможность устанавливать
повышенные ставки налога.
Банк 25.11.03
повторно обратился в налоговый орган с
заявлением N 06-03-02/5346/13109 аналогичного
содержания.
Названные заявления
оставлены Инспекцией без рассмотрения, а
уточненные декларации - без исполнения, в
связи с чем Банк обратился с заявлением в
арбитражный суд.
Суд первой инстанции,
удовлетворяя требования заявителя, указал
на то, что с момента принятия
Конституционным Судом Российской
Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и
от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О
фондах", предусматривающие возможность
установления законами субъектов
Российской Федерации повышенных ставок
налога с владельцев транспортных средств
относительно ставок, определенных в
названном Законе, а также положения Закона
Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-03 "Об
установлении ставок налога с владельцев
транспортных средств" (далее - Закон
Ленинградской области) не подлежат
применению.
Кассационная инстанция
считает выводы суда правильными.
В
пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах"
установлены ставки (размеры) налога с
владельцев транспортных средств.
При
этом согласно пункту 5 названной статьи
увеличение ставок налога относительно
ставок, указанных в этой статье, связанное с
изменением уровня цен и заработной платы,
или полное освобождение отдельных
категорий граждан, предприятий,
организаций и учреждений от уплаты налога
осуществляется законами субъектов
Российской Федерации.
Законом
Ленинградской области установлены
повышенные ставки налога относительно
ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона
"О фондах".
Конституционный Суд
Российской Федерации в определении от 10.04.02
N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6
Закона Российской Федерации "О дорожных
фондах в Российской Федерации" о
возможности установления законами
субъектов Российской Федерации ставок
налога с владельцев транспортных средств,
превышающих установленные Законом
Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации", утрачивает силу и не
подлежит применению как аналогичное
положениям, признанным неконституционными
в сохраняющих свою силу постановлениях
Конституционного Суда Российской
Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального
конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации"
признание нормативного акта или договора
либо отдельных их положений не
соответствующими Конституции Российской
Федерации является основанием для отмены в
установленном порядке положений других
нормативных актов, основанных на
нормативном акте или договоре, признанном
неконституционным, либо воспроизводящих
его или содержащих такие же положения,
какие были предметом обращения. Положения
этих нормативных актов и договоров не могут
применяться судами, другими органами и
должностными лицами.
Следовательно, с
момента принятия Конституционным Судом
Российской Федерации постановлений от
08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона "О
фондах" относительно возможности
установления законами субъектов
Российской Федерации ставок налога с
владельцев транспортных средств,
превышающих определенные названным
законом, а также положения Закона
Ленинградской области об установлении
повышенных ставок не подлежат применению
судами и налоговыми органами.
Учитывая
изложенное, кассационная инстанция считает
решение суда от 31.05.04 законным и
обоснованным, а жалобу Инспекции - не
подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1
статьи 287 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 31.05.04 по делу N
А56-9422/04 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 3 по Ленинградской
области - без
удовлетворения.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
МОРОЗОВА Н.А.