Постановление фас северо-западного округа от 06.10.2004 n а66-3472-04 суд правомерно удовлетворил требование банка об обязании имнс возвратить излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств, поскольку положения закона рф о дорожных фондах в российской федерации, предусматривающие возможность увеличения ставки данного налога субъектами рф, признаны неконституционными и не подлежат применению с момента признания неконституционными аналогичных положений других законов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2004 года Дело N
А66-3472-04
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кирейковой Г.Г.,
судей Морозовой Н.А. и Троицкой Н.В.,
рассмотрев 05.10.04 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу Межрайонной
инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 5 по Тверской
области на решение Арбитражного суда
Тверской области от 26.05.04 по делу N А66-3472-04
(судья Пугачев А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое
акционерное общество "Акционерный
коммерческий Сберегательный банк
Российской Федерации" (далее - Банк)
обратилось в Арбитражный суд Тверской
области с заявлением об обязании
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 5
по Тверской области (далее - Инспекция)
возвратить 1055 руб. 83 коп. излишне
уплаченного за 2000 - 2002 годы налога с
владельцев транспортных средств.
Решением суда от 26.05.04 заявленные Банком
требования удовлетворены.
В
апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
В кассационной жалобе
Инспекция просит отменить решение от 26.05.04,
ссылаясь на нарушение судом норм
материального права. По мнению подателя
жалобы, определением Конституционного Суда
Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О не
предусмотрен иной порядок вступления этого
определения в силу и особенности его
исполнения, а следовательно, действует
общий, установленный статьей 79
Федерального конституционного закона от
21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде
Российской Федерации". Налоговый орган
считает, что только с момента вступления в
силу определения Конституционного Суда
Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О
признанные неконституционными положения
Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О
дорожных фондах в Российской Федерации"
(далее - Закон "О фондах") и основанные на них
положения Закона Тверской области от 23.11.2000
N 133-ОЗ-2 "Об установлении ставок налога с
владельцев транспортных средств" (далее -
Закон Тверской области) не могут
применяться и реализовываться каким-либо
иным способом. Инспекция в жалобе
указывает, что 213 руб. налога, перечисленные
в бюджет до 10.04.02, не являются излишне
уплаченными, а 842 руб. 83 коп., перечисленные
после этой даты, подлежат возврату на
основании решения суда.
Стороны о
времени и месте слушания дела извещены
надлежащим образом, однако представители в
суд не явились, в связи с чем жалоба
рассмотрена в их отсутствие.
Законность
решения суда от 26.05.04 проверена в
кассационном порядке.
Кассационная
инстанция считает жалобу не подлежащей
удовлетворению.
Как следует из
материалов дела, Банк 03.12.02 направил в
налоговый орган по месту нахождения
филиала (Западнодвинского отделения N 5639)
уточненные декларации по налогу с
владельцев транспортных средств за 2000 - 2002
годы и заявление о возврате излишне
уплаченного налога. По мнению
налогоплательщика, переплатой является
разница между суммой налога с владельцев
транспортных средств, уплаченная им в 2000 -
2002 годах по ставкам, установленным Законом
Тверской области, и суммой налога за
указанный период, исчисленной по ставкам,
предусмотренным Законом "О фондах" (с учетом
применения деноминации).
Инспекция
письмом от 31.12.02 N 06-12/232/18584 отказала Банку в
возврате излишне уплаченного налога с
владельцев транспортных средств.
Налогоплательщик не согласился с решением
Инспекции и обратился с заявлением в
арбитражный суд, в котором заявил к
возврату 1055 руб. 83 коп.
Суд первой
инстанции, удовлетворяя требование
заявителя, указал на то, что с момента
принятия Конституционным Судом Российской
Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и
от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О
фондах", предусматривающие возможность
установления законами субъектов
Российской Федерации повышенных ставок
налога с владельцев транспортных средств
относительно ставок, определенных в
названном Законе, а также положения Закона
Тверской области об установлении
повышенных ставок не подлежат
применению.
Кассационная инстанция
считает выводы суда правильными.
В
пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах"
установлены ставки (размеры) налога с
владельцев транспортных средств.
При
этом согласно пункту 5 названной статьи
увеличение ставок налога относительно
ставок, указанных в этой статье, связанное с
изменением уровня цен и заработной платы,
или полное освобождение отдельных
категорий граждан, предприятий,
организаций и учреждений от уплаты налога
осуществляется законами субъектов
Российской Федерации.
Законом Тверской
области установлены повышенные ставки
налога относительно ставок, указанных в
пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в
определении от 10.04.02 N 104-О признал, что
положение пункта 5 статьи 6 Закона
Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации" о возможности
установления законами субъектов
Российской Федерации ставок налога с
владельцев транспортных средств,
превышающих установленные Законом
Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации", утрачивает силу и не
подлежит применению как аналогичное
положениям, признанным неконституционными
в сохраняющих свою силу постановлениях
Конституционного Суда Российской
Федерации от 08.10.97, 11.11.97 и 30.01.01.
Согласно
статье 87 (часть 2) Федерального
конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации"
признание нормативного акта или договора
либо отдельных их положений не
соответствующими Конституции Российской
Федерации является основанием для отмены в
установленном порядке положений других
нормативных актов, основанных на
нормативном акте или договоре, признанном
неконституционным, либо воспроизводящих
его или содержащих такие же положения,
какие были предметом обращения. Положения
этих нормативных актов и договоров не могут
применяться судами, другими органами и
должностными лицами.
Следовательно, с
момента принятия Конституционным Судом
Российской Федерации постановлений от
08.10.97, 11.11.97 и 30.01.01 положения Закона "О фондах"
относительно возможности установления
законами субъектов Российской Федерации
ставок налога с владельцев транспортных
средств, превышающих определенные
названным законом, а также положения Закона
Тверской области об установлении
повышенных ставок не подлежат применению
судами и налоговыми органами.
Учитывая
изложенное, кассационная инстанция считает
решение суда от 26.05.04 законным и
обоснованным, а жалобу Инспекции - не
подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1
статьи 287 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Тверской области от 26.05.04
по делу N А66-3472-04 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 5 по Тверской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
МОРОЗОВА Н.А.
ТРОИЦКАЯ Н.В.