Постановление фас северо-западного округа от 07.10.2004 n а66-3884-04 главой 26.2 упрощенная система налогообложения нк рф не предусмотрена возможность отказа налогового органа в переходе организации на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации юридического лица.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2004 года Дело N
А66-3884-04
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Асмыковича А.В.,
судей Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И., при
участии от Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 8 по Тверской области
специалиста Калинина Д.В. (доверенность от
13.01.2004 N 3), рассмотрев 07.10.2004 в открытом
судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 8
по Тверской области на решение
Арбитражного суда Тверской области от
21.06.2004 по делу N А66-3884-04 (судья Ильина
В.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью
"Селигер-Балашов Лог" (далее - Общество)
обратилось в Арбитражный суд
Калининградской области с заявлением о
признании незаконным уведомления
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам
(далее - МНС РФ) N 8 по Тверской области (далее
- Инспекция) от 25.02.2004 N 1 о невозможности
применения упрощенной системы
налогообложения.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: вместо "...Арбитражный суд
Калининградской области..." имеется в виду
"...Арбитражный суд Тверской области...".
------------------------------------------------------------------
Решением суда от 21.06.2004 заявление Общества
удовлетворено.
В апелляционной
инстанции дело не рассматривалось.
В
кассационной жалобе Инспекция просит
отменить решение суда и принять новое,
указывая на неправильное применение судом
положений пункта 2 статьи 346.13 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По мнению подателя жалобы, заявление о
переходе на упрощенную систему
налогообложения (далее - УСН) должно быть
подано одновременно с подачей заявления о
регистрации юридического лица.
В
судебном заседании представитель
Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте рассмотрения
дела извещено надлежащим образом, однако
представители в судебное заседание не
явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в
их отсутствие.
Законность решения суда
проверена в кассационном порядке, и суд
кассационной инстанции не находит
оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество
19.02.2004 зарегистрировано Инспекцией в
качестве юридического лица и одновременно
поставлено на налоговый учет в налоговом
органе.
Налогоплательщик 20.02.2004
обратился в налоговый орган с заявлением о
переходе с 19.02.2004 на УСН.
Уведомлением от
25.02.2004 N 1 Инспекция отказала Обществу в
праве на применение упрощенной системы
налогообложения, сославшись на то, что,
поскольку в связи с внесением изменений в
действующее законодательство подача
заявления о постановке на налоговый учет
отменена, заявление о переходе на УСН
должно быть подано одновременно с подачей
заявления о регистрации юридического
лица.
Общество не согласилось с
указанными действиями Инспекции и
обратилось в арбитражный суд.
Суд
кассационной инстанции, рассмотрев доводы
кассационной жалобы, проверив правильность
применения судом норм материального и
процессуального права, считает, что суд,
удовлетворяя требования Общества,
правомерно исходил из следующего.
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть
вторую НК РФ и некоторые другие акты
законодательства РФ, а также о признании
утратившими силу отдельных актов
законодательства о налогах и сборах"
дополнил Налоговый кодекс Российской
Федерации главой 26.2 "Упрощенная система
налогообложения", которая введена в
действие с 01 января 2003 года.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2
Налогового кодекса Российской Федерации
организации и индивидуальные
предприниматели, изъявившие желание
перейти на упрощенную систему
налогообложения, подают в период с 1 октября
по 30 ноября года, предшествующего году,
начиная с которого налогоплательщики
переходят на упрощенную систему
налогообложения, в налоговый орган по месту
своего нахождения (месту жительства)
заявление. При этом организации в заявлении
о переходе на упрощенную систему
налогообложения сообщают о размере доходов
за девять месяцев текущего года.
Положениями пункта 2 статьи 346.13 НК РФ
предусмотрено, что вновь созданные
организации и вновь зарегистрированные
индивидуальные предприниматели,
изъявившие желание перейти на упрощенную
систему налогообложения, вправе подать
заявление о переходе на упрощенную систему
налогообложения одновременно с подачей
заявления о постановке на учет в налоговых
органах. В этом случае организации и
индивидуальные предприниматели вправе
применять упрощенную систему
налогообложения в текущем календарном году
с момента создания организации или с
момента регистрации физического лица в
качестве индивидуального
предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК
РФ (являющейся специальной нормой,
регламентирующей порядок и условия
постановки организации на налоговый учет)
предусмотрено, что заявление о постановке
на налоговый учет подается организациями в
налоговый орган в течение 10 дней после их
государственной регистрации.
В
соответствии с пунктом "в" части 4 статьи 3
Федерального закона от 28.12.2003 N 185-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации в части
совершенствования процедур
государственной регистрации и постановки
на учет юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" пункт 3 статьи 83 НК РФ
изложен в следующей редакции: "Постановка
на учет организации или индивидуального
предпринимателя в налоговом органе по
месту нахождения или по месту жительства
осуществляется на основании сведений,
содержащихся соответственно в едином
государственном реестре юридических лиц,
едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей, в
порядке, установленном Правительством
Российской Федерации".
Таким образом,
обязанность подачи заявления о постановке
налогоплательщика на налоговый учет
отменена с 01.01.2004.
Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам
письмом от 28.05.2004 N 09-0-10/2249 прямо разъяснило,
что "в связи с принятием Федерального
закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования
процедур государственной регистрации и
постановки на учет юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в
соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса
постановка на учет организации или
индивидуального предпринимателя в
налоговом органе по месту нахождения или по
месту жительства осуществляется на
основании сведений, содержащихся
соответственно в едином государственном
реестре юридических лиц, едином
государственном реестре индивидуальных
предпринимателей, в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации. Таким
образом, с 01.01.2004 организациями и
индивидуальными предпринимателями
заявление о постановке на учет в налоговом
органе не подается. В целях реализации
вновь созданными организациями и вновь
зарегистрированными индивидуальными
предпринимателями права на применение
упрощенной системы налогообложения в
текущем календарном году с момента
создания организации или с момента
регистрации физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя и
учитывая, что Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам является
регистрирующим и налоговым органом, до
внесения соответствующих изменений в
статью 346.13 Кодекса возможна подача
заявления о переходе на упрощенную систему
налогообложения одновременно с пакетом
документов, подаваемым при государственной
регистрации юридического лица и
физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя".
Следовательно, Общество правомерно подало
заявление о постановке на налоговый учет
после получения свидетельства о
государственной регистрации, то есть после
того, как организация официально получила
статус вновь созданной, и как юридическое
лицо получило возможность выбирать ту или
иную систему налогообложения.
Кроме
того, главой 26.2 Налогового кодекса
Российской Федерации не предусмотрен отказ
налогового органа в переходе организации
на упрощенную систему налогообложения по
причине неодновременной подачи заявления о
переходе на названную систему
налогообложения и заявления о регистрации
юридического лица.
Учитывая изложенное,
кассационная инстанция считает, что
решение суда от 21.06.2004 является законным и
обоснованным.
Руководствуясь статьей
286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Тверской области от
21.06.2004 по делу N А66-3884-04 оставить без
изменения, а кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 8
по Тверской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КОРАБУХИНА Л.И.