Постановление фас северо-западного округа от 16.12.2005 n а44-2478/2005-13 ифнс неправомерно отказала налогоплательщику в возмещении ндс из бюджета, сославшись на отсутствие в представленных счетах-фактурах фактического адреса поставщиков экспортной продукции, поскольку в названных документах указаны адреса поставщиков по месту их государственной регистрации, что не противоречит нормам нк рф.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2005 года Дело N А44-2478/2005-13

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Дмитриева В.В., Троицкой Н.В., рассмотрев 14.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.08.2005 по делу N А44-2478/2005-13 (судья Бочарова Н.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесэкспорт" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 21.06.2005 N 05-12/585 в части отказа в возмещении из федерального бюджета 807260 руб. 65 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2005 года.
Решением суда от 24.08.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, в нарушение пунктов 2 и 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) счета-фактуры, представленные Обществом, содержат недостоверные сведения об адресах поставщиков экспортной продукции и не могут служить основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит решение суда оставить в силе, считая его законным и обоснованным.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией товара на экспорт Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за февраль 2005 года, согласно которой подлежащая возмещению сумма НДС составила 4467984 руб., а также документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
По результатам камеральной проверки представленных декларации и документов Инспекция приняла решение от 21.06.2005 N 05-12/585 об отказе в возмещении из бюджета 807260 руб. 65 коп. НДС за февраль 2005 года. Отказ в возмещении НДС мотивирован тем, что в нарушение пункта 5 статьи 169 НК РФ в счетах-фактурах не указан фактический адрес поставщиков экспортной продукции - общество с ограниченной ответственностью "ПромТехИнжиниринг" (далее - ООО "ПромтехИнжиниринг") и индивидуальный частный предприниматель Паскаль А.Н., установить местонахождение которых не представляется возможным, в связи с чем невозможно провести встречную налоговую проверку и подтвердить факт формирования источника возмещения НДС в бюджете.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что требования Общества удовлетворены правомерно.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены статьей 165, пунктами 1 - 2 статьи 171, пунктами 1, 3 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названных норм для подтверждения права на возмещение налога, уплаченного при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и указанные в пункте 1 статьи 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган обязан в трехмесячный срок принять решение о возмещении налога или об отказе в его возмещении (полностью или частично). Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату им сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Названными нормами Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг). Не устанавливается ими и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган декларации по ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг). При таких обстоятельствах несостоятельны доводы Инспекции о невозможности проведения встречной проверки поставщиков Общества и, как следствие, установить факт формирования источника возмещения НДС из бюджета.
В данном случае Общество вместе с декларацией по ставке 0 процентов за февраль 2005 года представило в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ и подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по операции реализации товаров на экспорт.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Общество выполнило все условия, с которыми закон связывает применение налоговых вычетов: подтвердило документами уплату им НДС поставщикам экспортируемого товара, принятие на учет данных товаров, наличие первичных документов и цель приобретения товаров.
Довод жалобы налогового органа о том, что представленные Обществом счета-фактуры в силу пункта 2 статьи 169 НК РФ не могут являться основанием для предъявления сумм налога к вычету, поскольку в них в нарушение подпункта 2 пункта 5 названной статьи Кодекса указаны адреса, которые не соответствуют фактическому местонахождению поставщиков экспортной продукции, следует признать необоснованным.
Требования к оформлению счетов-фактур установлены в статье 169 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В то же время невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных названными пунктами статьи 169 НК РФ, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должен быть указан адрес продавца и покупателя. Вместе с тем названная норма права не содержит конкретного требования о том, какой именно адрес следует указывать продавцу при оформлении счета-фактуры, то есть адрес, указанный в учредительных документах или его фактический адрес.
Из материалов следует, что в представленных Обществом счетах-фактурах указаны адреса продавцов, которые соответствуют их адресам по месту государственной регистрации (л.д. 10). Кроме того, суд установил, что предприниматель Паскаль А.Н. представил 07.06.2005 в налоговый орган документы для проведения встречной проверки (л.д. 125, т. 1).
Таким образом, счета-фактуры, представленные налогоплательщиком, оформлены надлежащим образом и содержат все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение Инспекции от 21.06.2005 N 05-12/585 недействительным в части отказа в возмещении из бюджета 807260 руб. 65 коп. НДС за февраль 2005 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.08.2005 по делу N А44-2478/2005-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также