Постановление фас северо-западного округа от 16.12.2005 n а44-2478/2005-13 ифнс неправомерно отказала налогоплательщику в возмещении ндс из бюджета, сославшись на отсутствие в представленных счетах-фактурах фактического адреса поставщиков экспортной продукции, поскольку в названных документах указаны адреса поставщиков по месту их государственной регистрации, что не противоречит нормам нк рф.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2005 года Дело N
А44-2478/2005-13
Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Михайловской Е.А.,
судей Дмитриева В.В., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 14.12.2005 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 9
по Новгородской области на решение
Арбитражного суда Новгородской области от
24.08.2005 по делу N А44-2478/2005-13 (судья Бочарова
Н.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью "Лесэкспорт"
(далее - Общество) обратилось в арбитражный
суд с заявлением о признании
недействительным решения Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 9
по Новгородской области (далее - Инспекция)
от 21.06.2005 N 05-12/585 в части отказа в возмещении
из федерального бюджета 807260 руб. 65 коп.
налога на добавленную стоимость (далее -
НДС) за февраль 2005 года.
Решением суда от
24.08.2005 заявленные требования
удовлетворены.
В апелляционном порядке
дело не пересматривалось.
В
кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на
неправильное применение судом норм
материального права, просит отменить
решение суда. По мнению подателя жалобы, в
нарушение пунктов 2 и 5 статьи 169 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
счета-фактуры, представленные Обществом,
содержат недостоверные сведения об адресах
поставщиков экспортной продукции и не
могут служить основанием для принятия сумм
НДС к вычету или возмещению.
В отзыве на
кассационную жалобу Общество просит
решение суда оставить в силе, считая его
законным и обоснованным.
Стороны
извещены надлежащим образом о времени и
месте слушания дела, однако представителей
в судебное заседание не направили, в связи с
чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта
проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит
оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с
реализацией товара на экспорт Общество
представило в Инспекцию декларацию по НДС
по ставке 0 процентов за февраль 2005 года,
согласно которой подлежащая возмещению
сумма НДС составила 4467984 руб., а также
документы, предусмотренные пунктом 1 статьи
165 НК РФ.
По результатам камеральной
проверки представленных декларации и
документов Инспекция приняла решение от
21.06.2005 N 05-12/585 об отказе в возмещении из
бюджета 807260 руб. 65 коп. НДС за февраль 2005
года. Отказ в возмещении НДС мотивирован
тем, что в нарушение пункта 5 статьи 169 НК РФ
в счетах-фактурах не указан фактический
адрес поставщиков экспортной продукции -
общество с ограниченной ответственностью
"ПромТехИнжиниринг" (далее - ООО
"ПромтехИнжиниринг") и индивидуальный
частный предприниматель Паскаль А.Н.,
установить местонахождение которых не
представляется возможным, в связи с чем
невозможно провести встречную налоговую
проверку и подтвердить факт формирования
источника возмещения НДС в бюджете.
Общество, не согласившись с решением
налогового органа, обжаловало его в
арбитражный суд.
Кассационная
инстанция, рассмотрев доводы жалобы,
проверив правильность применения судом
норм материального и процессуального
права, считает, что требования Общества
удовлетворены правомерно.
Право
налогоплательщика на возмещение из бюджета
НДС и порядок реализации этого права при
осуществлении экспортных операций
установлены статьей 165, пунктами 1 - 2 статьи
171, пунктами 1, 3 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176
НК РФ. В силу названных норм для
подтверждения права на возмещение налога,
уплаченного при реализации товаров,
вывезенных в таможенном режиме экспорта
(подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ),
налогоплательщик должен представить в
налоговый орган отдельную декларацию по
ставке 0 процентов и указанные в пункте 1
статьи 165 НК РФ документы, на основании
которых налоговый орган обязан в
трехмесячный срок принять решение о
возмещении налога или об отказе в его
возмещении (полностью или частично). Вместе
с тем согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ
налоговые вычеты, предусмотренные статьей
171 НК РФ, производятся на основании
счетов-фактур, выставленных продавцами при
приобретении налогоплательщиком товаров
(работ, услуг), и документов, подтверждающих
фактическую уплату им сумм налога, после
принятия на учет указанных товаров (работ,
услуг).
Названными нормами Налогового
кодекса Российской Федерации право
налогоплательщика на возмещение НДС не
связывается с фактическим внесением сумм
налога в бюджет поставщиками товаров
(работ, услуг). Не устанавливается ими и
обязанность экспортера подтвердить эти
обстоятельства при предъявлении НДС к
возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ
возмещение налога производится не позднее
трех месяцев со дня представления в
налоговый орган декларации по ставке 0
процентов и предусмотренных статьей 165 НК
РФ документов, а не с момента поступления в
бюджет сумм налога, уплаченных
поставщиками товаров (работ, услуг). При
таких обстоятельствах несостоятельны
доводы Инспекции о невозможности
проведения встречной проверки поставщиков
Общества и, как следствие, установить факт
формирования источника возмещения НДС из
бюджета.
В данном случае Общество
вместе с декларацией по ставке 0 процентов
за февраль 2005 года представило в налоговый
орган полный пакет документов,
предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ и
подтверждающий обоснованность применения
налоговой ставки 0 процентов по операции
реализации товаров на экспорт.
Суд
установил и материалами дела
подтверждается, что Общество выполнило все
условия, с которыми закон связывает
применение налоговых вычетов: подтвердило
документами уплату им НДС поставщикам
экспортируемого товара, принятие на учет
данных товаров, наличие первичных
документов и цель приобретения товаров.
Довод жалобы налогового органа о том, что
представленные Обществом счета-фактуры в
силу пункта 2 статьи 169 НК РФ не могут
являться основанием для предъявления сумм
налога к вычету, поскольку в них в нарушение
подпункта 2 пункта 5 названной статьи
Кодекса указаны адреса, которые не
соответствуют фактическому
местонахождению поставщиков экспортной
продукции, следует признать
необоснованным.
Требования к
оформлению счетов-фактур установлены в
статье 169 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 169
НК РФ счета-фактуры, составленные и
выставленные с нарушением порядка,
установленного пунктами 5 и 6 данной статьи
Кодекса, не могут являться основанием для
принятия предъявленных покупателю
продавцом сумм налога к вычету или
возмещению. В то же время невыполнение
требований к оформлению счета-фактуры, не
предусмотренных названными пунктами
статьи 169 НК РФ, не является основанием для
отказа принять к вычету суммы налога,
предъявленные продавцом.
В
соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи
169 НК РФ в счете-фактуре должен быть указан
адрес продавца и покупателя. Вместе с тем
названная норма права не содержит
конкретного требования о том, какой именно
адрес следует указывать продавцу при
оформлении счета-фактуры, то есть адрес,
указанный в учредительных документах или
его фактический адрес.
Из материалов
следует, что в представленных Обществом
счетах-фактурах указаны адреса продавцов,
которые соответствуют их адресам по месту
государственной регистрации (л.д. 10). Кроме
того, суд установил, что предприниматель
Паскаль А.Н. представил 07.06.2005 в налоговый
орган документы для проведения встречной
проверки (л.д. 125, т. 1).
Таким образом,
счета-фактуры, представленные
налогоплательщиком, оформлены надлежащим
образом и содержат все необходимые
сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи
169 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд
правомерно признал решение Инспекции от
21.06.2005 N 05-12/585 недействительным в части
отказа в возмещении из бюджета 807260 руб. 65
коп. НДС за февраль 2005 года.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьей 286,
пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Новгородской области от
24.08.2005 по делу N А44-2478/2005-13 оставить без
изменения, а кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 9 по Новгородской области
- без
удовлетворения.
Председательствующий
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
Судьи
ДМИТРИЕВ
В.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.