Постановление фас северо-западного округа от 09.12.2004 n а56-13988/04 довод имнс о неправомерном предъявлении обществом к возмещению ндс в связи с отсутствием отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы таможенной территории рф, отклонен, поскольку транспортировка товара производилась через границу с республикой белоруссия, являющейся государством - участником таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, и наличия отметки таможни на транспортных и товаросопроводительных документах не требуется.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2004 года Дело N А56-13988/04

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ФосАгро-Транс" Зорикова С.В. (доверенность от 29.10.2003 N 110), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Чижаковской Ю.В. (доверенность от 29.10.2004 N 19-05/23211), рассмотрев 07.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 09.06.2004 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 02.09.2004 (судьи Бойко А.Е., Исаева И.А., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13988/04,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФосАгро-Транс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 26.12.2003 N 0376 в части отказа в возмещении 56696 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года.
Решением суда от 09.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2004, требования Общества удовлетворены частично. Решение Инспекции от 26.12.2003 N 0376 признано недействительным в части отказа Обществу в возмещении 54799 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по данному делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на то, что в нарушение подпункта 4 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на товаросопроводительных документах, представленных налогоплательщиком в подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов, отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в феврале - марте 2003 года Общество оказывало транспортно-экспедиционные услуги по перевозке экспортных товаров по линиям железных дорог Российской Федерации и государств СНГ.
В представленной в Инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за август 2003 года Общество предъявило к возмещению 2178715 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при реализации работ по транспортировке экспортируемых товаров, в том числе 860248 руб. налога, ранее уплаченного с авансов и предоплаты.
В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в Инспекцию документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
По результатам камеральной проверки декларации и документов Инспекция составила акт от 26.12.2003 N 0376 и приняла решение от 26.12.2003 N 0376, которым отказала Обществу в возмещении 56696 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года, в том числе 26210 руб. налога, уплаченных ранее с авансов и предоплаты.
Отказ в возмещении указанной суммы налога на добавленную стоимость мотивирован тем, что в нарушение подпункта 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ на представленных налогоплательщиком копиях железнодорожных накладных отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, представленные Обществом счета-фактуры, по которым предъявлено к вычету 1897 руб. налога на добавленную стоимость, оформлены с нарушением порядка, установленного статьей 169 НК РФ, а именно не указан адрес грузополучателя.
Считая незаконным отказ налогового органа в возмещении 56696 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 26.12.2003 N 0376 в части отказа в возмещении указанной суммы налога.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили право Общества на возмещение только 54 799 руб. налога на добавленную стоимость, указав на необоснованность предъявления налогоплательщиком к вычету 1897 руб. налога, поскольку представленные Обществом счета-фактуры оформлены с нарушением установленного статьей 169 НК РФ порядка.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении названных операций установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на применение ставки 0 процентов и возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, приведен в пункте 4 статьи 165 НК РФ. В числе этих документов налогоплательщик должен представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Положения подпункта 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ указано, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, экспортером в налоговый орган представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" на границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия отменен таможенный контроль.
Во исполнение данного Указа Государственным таможенным комитетом Российской Федерации издан приказ от 07.07.95 N 443, пунктом 1 которого предписано не осуществлять таможенный контроль и не производить таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия через границу Российской Федерации с Республикой Белоруссия российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Белоруссия.
Поскольку таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых товаров на границе Российской Федерации и Республики Белоруссия отменены, невозможно проставление таможенным органом каких-либо отметок о вывозе товара.
Согласно пункту 2 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" подтверждение фактического вывоза товара через внешнюю границу Таможенного союза осуществляется в соответствии с порядком, приведенным в Приложении 3 к приказу, пунктом 3 которого предусмотрено проставление на обратной стороне грузовой таможенной декларации заверенной отметки "Товар вывезен полностью" и даты фактического перемещения товаров через внешнюю границу Таможенного союза по информации таможенного органа государства - участника Таможенного союза, что необходимо для осуществления налогового контроля.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании всесторонней оценки представленных по делу доказательств установили, что в подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов Общество представило в налоговый орган все документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ, в том числе копии товаросопроводительных документов.
Факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации подтверждается представленными Обществом грузовыми таможенными декларациями с необходимыми отметками таможенных органов.
Поскольку транспортировка товара за пределы территории Российской Федерации производилась через границу с Республикой Белоруссия, являющейся государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, наличия отметки пограничных таможенных органов на транспортных и товаросопроводительных документах не требуется.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о правомерности предъявления Обществом к возмещению 54799 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года.
Кассационная инстанция считает, что суды правомерно отклонили требование Общества о признании недействительным решения Инспекции в части отказа в возмещении 1897 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года.
В статье 169 НК РФ счет-фактура определен как документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в счете-фактуре.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ к таким сведениям относятся в том числе наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
В силу пункта 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Как видно из материалов дела, в счетах-фактурах от 13.03.2003 N 192/7, от 18.03.2003 N 381 и от 11.03.2003 N 00000015, представленных Обществом в подтверждение обоснованности предъявления к вычету 1897 руб. налога на добавленную стоимость, не указан адрес грузополучателя.
Следовательно, названные счета-фактуры не могут служить основанием для принятия к вычету налога на добавленную стоимость, в связи с чем налоговый орган правомерно отказал Обществу в возмещении 1897 руб. налога.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 02.09.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13988/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ДМИТРИЕВ В.В.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
НИКИТУШКИНА Л.Л.

Постановление фас северо-западного округа от 09.12.2004 n а56-1353/04 отказывая в связи с пропуском срока исковой давности в иске о взыскании задолженности по кредитному договору и процентов, суд не принял во внимание, что уплата ответчиком процентов за пользование денежными средствами по кредитному договору свидетельствует о признании им своего долга, в связи с чем срок исковой давности прерывается и начинает течь заново. указанное обстоятельство является основанием для отмены принятого по данному иску решения суда и направлению дела на новое рассмотрение.  »
Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также