Постановление фас северо-западного округа от 11.01.2005 n а05-7961/04-13 поскольку налоговым законодательством не установлены сроки представления декларации по налогу с владельцев транспортных средств, а сроки, предусмотренные инструкцией мнс рф от 04.04.2000 n 59, не подлежат применению, так как в соответствии с нк рф инструкции мнс рф не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, суд обоснованно признал неправомерным решение имнс о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение срока представления декларации по спорному налогу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2005 года Дело N А05-7961/04-13

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества "Двина-Лада" Стенюшкина А.Н. (доверенность от 01.01.2005), рассмотрев 11.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2004 по делу N А05-7961/04-13 (судья Сметанин К.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Двина-Лада" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области (далее - Инспекция, ИМНС) от 07.06.2004 N 42/1345.
Решением суда от 18.08.2004 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 18.08.2004 и отказать в удовлетворении требования заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 31.12.2002. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 26.04.2004 N 42-05/36ДСП.
ИМНС, в частности, установлена неуплата налогоплательщиком налога на имущество предприятий и организаций ввиду невключения в налоговую базу стоимости незавершенной строительством станции технического обслуживания, а также непредставление налоговых деклараций по налогу с владельцев транспортных средств.
На основании материалов проверки Инспекцией принято решение от 07.06.2004 N 42/1345 о доначислении заявителю 182696 руб. налога на имущество, начислении 66230 руб. 53 коп. пеней, а также о взыскании 35623 руб. 20 коп. штрафа за неполную уплату налога на имущество, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Названным решением Общество также привлечено к ответственности за непредставление деклараций с владельцев транспортных средств в виде 552 руб. штрафа (статья 119 НК РФ).
Из материалов дела следует, что ИМНС отказала заявителю в праве на исключение из объектов обложения налогом на имущество стоимости незавершенного строительства станции технического обслуживания.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.
В целях приведения порядка определения налоговой базы по данному налогу, установленного Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" в соответствие с нормой Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.11.2000 N БГ-3-04/389 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" в подпункт "а" пункта 4 названной Инструкции включены затраты организации, отражаемые на бухгалтерском счете 08 "Капитальные вложения". При этом расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
Приведенные положения Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 (далее - Инструкция N 33) разъяснены в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350.
Как следует из раздела 2 ("О порядке включения в налоговую базу затрат на капитальные вложения") названного письма, при приобретении объектов недвижимости до перевода их в состав основных средств затраты организаций, учитываемые в составе капитальных вложений, подлежат обложению налогом на имущество предприятий. Однако здесь же уточняется, что налогообложению подлежат затраты организаций, учитываемые в составе капитальных вложений на счете 08 "Капитальные вложения" на приобретение объектов недвижимости, до перевода их в состав основных средств в следующих случаях:
- если нормативный срок строительства истек, но строительство объекта не завершено;
- если строительство завершено в срок, но объект не принят в эксплуатацию в установленном порядке;
- если строительство завершено и объект передан заказчику по акту приемки в эксплуатацию в срок, но права собственника на объект недвижимости не зарегистрированы в установленном порядке;
- если объект по договору купли-продажи передан на баланс покупателю, но права собственника на объект не зарегистрированы в установленном порядке;
- в иных аналогичных случаях.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Следовательно, именно налогоплательщик обязан представить доказательства, подтверждающие правомерность использования им льготы по невключению в объект обложения налогом стоимости капитальных вложений в строительство станции технического обслуживания.
Судом первой инстанции не установлено, что строительство спорного объекта должно быть завершено в 2003 году. Более того, в этом году было зарегистрировано право собственности Общества на объект незавершенного строительства.
Таким образом, суд не исследовал фактические обстоятельства для подтверждения законности исключения Обществом из объектов обложения налогом стоимость незавершенного строительства.
Согласно статье 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" статья 15 НК РФ вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат приведению в соответствие с нею; изданные до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой данного Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Таким образом, поскольку до 01.01.2003 статьей 3 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" в качестве объекта обложения налогом определялась среднегодовая стоимость имущества по данным бухгалтерского учета, то на основании статей 20 и 25 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 5 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" в силу своего правового положения именно Госналогслужба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации конкретизировали в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, данные каких счетов бухгалтерского учета подлежат включению в базу, облагаемую налогом на имущество, а следовательно, оснований для неприменения положений Инструкции N 33 у суда не имелось.
Вместе с тем кассационная инстанция считает, что при рассмотрении данного дела необходимо учитывать, что срок строительства основных средств может быть продлен. Для этого могут быть внесены изменения в договор с подрядчиком, а если строительство ведется хозяйственным способом, то может быть составлен новый график работ, и в этом случае капитальные вложения (затраты) подлежат включению в налоговую базу по окончании уточненного срока строительства.
Таким образом, решение в данной части следует отменить и передать дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо установить, продлевались ли плановые сроки строительства, а также оценить правильность определения Инспекцией суммы расходов по незавершенному строительству, включенных в расчет среднегодовой стоимости имущества.
Решением от 07.06.2004 N 42/1345 Общество привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление декларации по налогу с владельцев транспортных средств в виде взыскания 552 руб. штрафа. Суд первой инстанции признал решение ИМНС о привлечении к ответственности в данной части недействительным, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены этого решения.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" ежегодная уплата налога с владельцев транспортных средств не связана с необходимостью представления налогоплательщиком декларации по данному налогу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не установлен срок представления налоговых деклараций по налогу с владельцев транспортных средств. Такой срок определен только Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59, согласно которой организации представляют декларацию ежегодно в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности за соответствующий год, в котором уплачен (подлежит уплате) налог.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05.11.2002 N 319-О и от 10.07.2003 N 316-О, законодательством о налогах и сборах сроки представления декларации по налогу с владельцев транспортных средств не установлены, а сроки представления декларации, указанные в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59, не могут быть применены в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ. Ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ за несвоевременное представление таких деклараций, применена налоговым органом также незаконно, а следовательно, оснований для отмены судебных актов в данной части не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2004 по делу N А05-7961/04-13 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области от 07.06.2004 N 42/1345 по пункту 1.2 о привлечении открытого акционерного общества "Двина-Лада" к ответственности за неполную уплату налога на имущество в виде 36539 руб. 20 коп. штрафа и пункту 2.1 о доначислении 182696 руб. налога на имущество и начислении 66230 руб. 53 коп. пеней и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Председательствующий
ДМИТРИЕВ В.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КЛИРИКОВА Т.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также