Постановление фас северо-западного округа от 19.01.2005 n а56-16460/04 при рассмотрении дела о признании незаконным бездействия имнс, выразившегося в неначислении процентов за нарушение срока возврата ндс, суд отклонил довод инспекции о необходимости исключения из периода допущенной налоговым органом просрочки возврата налога праздничных и выходных дней, поскольку по смыслу ст. 176 нк рф период просрочки возврата налога исчисляется календарными днями, следовательно, из него не исключаются праздничные и выходные дни.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2005 года Дело N А56-16460/04

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "НТ Бункеринг" Ивановой С.А. (доверенность от 01.01.2005 N НТ 5-02) и Афанасьевой Л.В. (доверенность от 01.01.2005 N НТ 5-01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу на решение от 10.08.2004 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2004 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16460/04,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НТ Бункеринг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившегося в неначислении процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость по декларации за июль 2003 года по экспортным операциям, а также об обязании налогового органа начислить и выплатить за счет средств федерального бюджета 198123 руб. 49 коп. предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ процентов путем перечисления на расчетный счет налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2004, требования налогоплательщика удовлетворены. Судебные инстанции на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признали незаконным бездействие налогового органа и обязали налоговую инспекцию принять решение о выплате Обществу из бюджета 198123 руб. 49 коп. процентов за нарушение срока возмещения налога на добавленную стоимость по декларации за июль 2003 года по экспортным операциям и направить это решение в отделение федерального казначейства.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и заявленные налогоплательщиком требования отклонить. По мнению подателя жалобы, решение об отказе Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость за июль 2003 года вынесено налоговой инспекцией в установленный налоговым законодательством срок, в то время как пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление процентов только при нарушении процедурных сроков, установленных названной статьей Кодекса. Налоговый орган также указывает на то, что судебными инстанциями неправильно применены положения статьи 6.1 НК РФ о порядке исчисления процентов и неверно определен период просрочки, за который начисляются проценты.
Налоговая инспекция о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как видно из материалов, Общество 13.08.2003 направило в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов за июль 2003 года с документами, перечисленными в статье 165 НК РФ, подтверждающими право налогоплательщика на возмещение из бюджета 4175905 руб. налога на добавленную стоимость, а 21.10.2003, до вынесения налоговым органом предусмотренного пунктом 4 статьи 176 НК РФ решения о возмещении (отказе в возмещении) налога на добавленную стоимость из бюджета, налогоплательщик направил в налоговую инспекцию заявление о возмещении указанной в декларации суммы налога путем ее возврата на расчетный счет.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и представленных документов, по результатам которой приняла решение от 13.11.2003 N 11/37 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 4175905 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за июль 2003 года.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налоговой инспекции недействительным и требованием обязать налоговый орган возместить 4175905 руб. налога на добавленную стоимость из бюджета. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2003 по делу N А56-44582/03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2004, заявление Общества удовлетворено. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.06.2004 судебные акты оставлены без изменения.
Исполняя вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2003 по делу N А56-44582/03, налоговая инспекция приняла решение о возврате Обществу из бюджета соответствующей суммы налога, на основании которого 29.03.2004 подготовила и направила в Управление федерального казначейства МФ РФ по Санкт-Петербургу заключение (л.д. 16) об исполнении решения о возврате. Платежным поручением от 05.04.2004 N 77 Обществу возвращено из бюджета 4175905 руб. налога на добавленную стоимость.
Сумма налога возвращена заявителю без начисленных на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ процентов за его несвоевременный возврат.
Поскольку необоснованный отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость по декларации за июль 2003 года путем возврата по заявлению Общества этой суммы из бюджета на расчетный счет налогоплательщика привел к неоправданной задержке в возможности использования принадлежащих Обществу по праву денежных средств, а затем при вынесении решения и заключения о возврате суммы налога по решению суда налоговый орган в нарушение требований пункта 4 статьи 176 НК РФ не начислил на подлежащую возврату налогоплательщику по решению суда сумму налога проценты, предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ, не включил сумму процентов в заключение о возврате суммы налога из бюджета, направленное в орган федерального казначейства, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором обжаловало бездействие налогового органа и просило возложить на налоговый орган обязанность начислить и выплатить 198123 руб. 49 коп. процентов за несвоевременный возврат налога.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность требования Общества, и кассационная инстанция считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2003 по делу N А56-44582/03 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией-экспортером поставщикам товарно-материальных ценностей, изложены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано на обязанность налогового органа принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Таким образом, при полноте комплекта документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ, правильном их оформлении, достоверности сведений, указанных в декларации и приложенных к ней документах, отсутствии оснований, установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ, для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов общей суммы налога, исчисленной по соответствующим операциям, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ вышеперечисленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, в абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление и выплата налогоплательщику из бюджета процентов, исчисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Эти проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Признание судом недействительным решения налогового органа об отказе (полностью или частично) в возмещении налогоплательщику налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Поскольку последствием вынесения налоговым органом незаконного решения является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию потерь в виде процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В данном случае налоговая инспекция незаконно не возместила Обществу путем возврата из бюджета по его заявлению на расчетный счет спорную сумму налога на добавленную стоимость по декларации за июль 2003 года в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Следовательно, является правильным вывод судов о том, что на своевременно не возвращенную сумму налога налоговой инспекцией должны быть начислены проценты, а затем путем направления соответствующего заключения в орган федерального казначейства о выплате процентов обеспечены условия выплаты налогоплательщику за счет средств бюджета процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате Обществу процентов и ненаправление его органу федерального казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления.
Признание судом незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на него обязанности совершить предусмотренные законом действия.
Довод налоговой инспекции о том, что сроки возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета не нарушены, так как решение об отказе в возмещении налога принято в трехмесячный срок, отклоняется кассационной инстанцией.
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление процентов в случае нарушения налоговым органом сроков возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, а не за нарушение срока принятия решения по существу представленных налогоплательщиком документов.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что при возврате заявителю налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению по декларации за июль 2003 года по экспортным операциям, представленной в налоговый орган 13.08.2003, допущено нарушение сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, исчисляемых в совокупности, а именно: трех месяцев для принятия налоговым органом решения о возмещении налога, семи дней для получения этого решения органом федерального казначейства и двух недель для исполнения решения налогового органа, которые исчисляются в соответствии с требованиями.
Сумма налога возвращена налогоплательщику только 06 апреля 2004 года.
Довод налоговой инспекции о необходимости исключения из периода допущенной налоговым органом просрочки праздничных и выходных дней отклоняется как не основанный на нормах Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок исчисления сроков.
Кассационная инстанция считает необоснованным при определении размера просрочки возврата налога на добавленную стоимость применение налоговым органом порядка исчисления сроков, установленных статьей 6.1 НК РФ.
Названной статьей определен порядок исчисления различных сроков, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации для совершения действий субъектами налоговых правоотношений. Согласно статье 6.1 НК РФ сроки могут определяться календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Праздничные и выходные дни исключаются только из сроков, исчисляемых неделями.
В рассматриваемом же деле спор касается иного вопроса, не связанного с применением положений статьи 6.1 НК РФ о порядке исчисления сроков совершения налоговым органом или налогоплательщиком сроков совершения действий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный спор касается порядка исчисления сроков просрочки возврата налогоплательщику из бюджета суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению, допущенной вследствие незаконных действия и последующего незаконного бездействия налогового органа. По смыслу нормы последнего абзаца пункта 4 статьи 176 НК РФ период просрочки возврата налога исчисляется календарными днями, следовательно, из него не исключаются праздничные и выходные дни.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а потому правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16460/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
МАЛЫШЕВА Н.Н.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также