Постановление фас северо-западного округа от 21.01.2005 n а05-2643/04-18 при новом рассмотрении дела о признании недействительным решения имнс в части доначисления обществу земельного налога суду следует дать правовую оценку доводу налоговой инспекции о возможности применения при расчете подлежащего уплате налога за 2004 год коэффициента 2, установленного фз о федеральном бюджете на 1999 год, к новой базовой ставке, введенной в действие с 01.01.99.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2005 года Дело N А05-2643/04-18

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., рассмотрев 17.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Троян" на решение от 08.06.04 (судья Чалбышева И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 25.10.04 (судьи Лепеха А.П., Волков Н.А., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2643/04-18,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Троян" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) от 25.02.04 N 17-23/3275 в части доначисления к уплате 525050 руб. земельного налога за 2004 год.
Решением суда от 08.06.04 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.04 решение суда от 08.06.04 отменено в части. Признано недействительным решение инспекции от 25.02.04 N 17-23/3275 в части доначисления земельного налога за 2004 год, исчисленного исходя из площади земельного участка, превышающей 14295 кв.м. В остальной части решение суда от 08.06.04 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 08.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.04, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в 1999 году подлежала применению новая базовая ставка, утвержденная решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" с применением только коэффициента 1.1 на 1994 год.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В ходе камеральной проверки представленных обществом уточненных деклараций налоговый орган решениями от 25.02.04 N 17-23/3275 доначислил обществу к уплате 525050 руб. земельного налога за 2004 год с последовательным применением каждого из ежегодно вводимых с 1999 года соответствующими федеральными законами повышающих коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом местного представительного органа.
Согласно решению суда общество при расчете земельного налога, подлежащего уплате, применило один повышающий коэффициент "1,1", установленный статьей 7 Федерального закона от 07.07.03 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" к налоговым ставкам, предусмотренным решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск".
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные названным Законом ставки земельного налога. Индексация ставок земельного налога осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В последующем коэффициенты включались в федеральные законы о бюджете на соответствующие годы.
Статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В силу Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Согласно Федеральному закону от 24.07.02 N 110-ФЗ ставки, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" (статья 7) ставки, действовавшие в 2003 году, применяются с коэффициентом 1.1.
Коэффициенты на 2002 год установлены Законом Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" от 05.12.01, опубликованным 17.12.01, и статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", опубликованным 31.12.01.
Указанный коэффициент в 2002 году подлежал применению только с 01.02.02, так как в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 нормами Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", установившими новые средние ставки земельного налога, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, нарушено не было, как не было нарушено и требование о соблюдении определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционный режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, поэтому по правилам статьи 5 НК РФ коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, то есть ставка, действовавшая в 2000 году, применялась с 01.01.01. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" опубликован 17.12.01 и поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Вместе с тем при исчислении суммы земельного налога за 2004 год, подлежащей уплате в бюджет, не имеет правового значения момент вступления в силу федеральных законов о федеральном бюджете на 2000 и 2002 годы. Момент введения повышающего коэффициента на соответствующий год имеет правовое значение только при исчислении суммы налога за данный период.
Исходя из названных законов, под ставкой земельного налога следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Этот вывод следует из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 N ГКПИ 03-1422, а также из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О.
Доводы общества о невозможности перемножения повышающих коэффициентов обоснованно не приняты судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 06.02.04 N 48-О, от 12.05.03 N 186-О, постановлении от 21.03.97 N 5-П, законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы, самостоятельно определяя их перечень в соответствии с Конституцией Российской Федерации, все элементы налоговых обязательств, а субъект вправе решить, вводить ли его на своей территории, и конкретизирует порядок и сроки их уплаты и исчисления. В данном случае у субъекта имелось право утвердить правила дифференцирования средних ставок по местоположению, по зонам, определить порядок и сроки уплаты земельного налога.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Решением N 337 утверждены схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск", границы ценовых зон селитебных земель и земель, занятых промышленными предприятиями, а также коэффициенты дифференциации средних ставок земельного налога и базовые ставки земельного налога. Ставки налога введены в действие с 01.01.99.
Из материалов дела следует, что общество занимает земельный участок в оценочной зоне П-3 площадью 14295 кв.м.
Ставка налога на землю с 01.01.99, земельного участка, которым пользуется общество (зона П-3), установлена в размере 3,79 руб. за квадратный метр.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд не дал оценки доводам инспекции о возможности применения при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2004 год коэффициента "2", установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" к новой базовой ставке, введенной в действие с 01.01.99.
Согласно статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Из указанной нормы права вытекает, что орган местного самоуправления, устанавливая порядок определения размера налога в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, не должен вступать в противоречие с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
При установлении новых базовых ставок земельного налога на 1999 год Архангельский городской совет депутатов должен был учесть положения проекта закона о федеральном бюджете и при определении дифференцированных ставок земельного налога применить индексацию.
Статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Предусмотренный приведенной нормой поправочный коэффициент индексирует ставки земельного налога по отношению к 1998 году, тогда как налоговой инспекцией при расчете земельного налога за 2004 год применен коэффициент 2 к новой базовой ставке 1999 года.
Выводы апелляционной инстанции о признании недействительным решения инспекции в части доначисления обществу налога на землю за 2004 год, исчисленного исходя из площади земельного участка, превышающей 14295 кв.м, обоснованны.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, дать правовую оценку доводам инспекции о возможности применения при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2004 год, коэффициента "2" в 1999 году, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" к новой базовой ставке, введенной в действие с 01.01.99, и принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах решение от 08.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.04 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2643/04-18 отменить.
Дело направить в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также