Постановление фас северо-западного округа от 28.01.2005 n а56-30117/04 суд признал недействительным решение налоговой инспекции о привлечении общества к ответственности за неуплату единого социального налога в результате неправильного применения налогового вычета на сумму начисленных, но неуплаченных страховых взносов в пф рф, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения сумма указанных взносов уплачена в пф рф в полном объеме, в связи с чем недоимка по есн отсутствовала.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2005 года Дело N А56-30117/04

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Дмитриева В.В. и Троицкой Н.В., при участии представителей: закрытого акционерного общества "Торговый дом "Титран" - Тимофеевой Н.Л. (доверенность от 14.01.05 N 04ТД/юр), Инспекции по Тихвинскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Афониной М.А. (доверенность от 30.12.04 N 11-06/22379), рассмотрев 24.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Тихвинскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.04 по делу N А56-30117/04 (судья Королева Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Титран" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по Тихвинскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 22.06.04 N 02/45-45 в части привлечения общества к налоговой ответственности в виде взыскания 35389 руб. 58 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога за 2003 год, и предложения уплатить 176947 руб. 92 коп. единого социального налога за 2003 год и 4866 руб. 06 коп. пеней (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 14.09.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом статей 122 и 243 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что к вычету по единому социальному налогу предъявляются суммы страховых взносов, начисленные и фактически уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества отклонил их, считая решение суда, принятое по настоящему делу, законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных обществом налоговых деклараций по единому социальному налогу за 2003 год, а также деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год (листы дела 31 - 36). По результатам проверки составлен акт от 07.06.04 N 02/45. В ходе проверки налоговым органом установлено, что в указанном периоде налогоплательщик в нарушение требования пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно применил налоговый вычет в сумме, превышающей сумму фактически уплаченного страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации за тот же период, в результате чего сумма единого социального налога, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, занижена на 176947 руб. 92 коп. На основании материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 22.06.04 N 02/45-45, которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 35389 руб. 58 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога за 2003 год, а также ему предложено уплатить 176947 руб. 92 коп. единого социального налога за 2003 год и 6104 руб. 70 коп. пеней (листы дела 10 - 11). Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Кроме того, необходимо учитывать положение пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, согласно которому сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из приведенных положений Кодекса следует, что абзац 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок расчета суммы единого социального налога для добросовестных налогоплательщиков, уплачивающих своевременно как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, так и единый социальный налог, с учетом одновременного наступления срока уплаты данных платежей - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом законодателем конкретизировано применение вычета по единому социальному налогу как по размеру, так и по сроку - "на сумму страховых взносов, начисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации за тот же период".
Вместе с тем абзац 2 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной нормой, связывающей право на применение налогового вычета по единому социальному налогу с фактической уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В случае несвоевременной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации налогоплательщик после фактической уплаты страховых взносов может внести изменения в ранее поданную налоговую декларацию по единому социальному налогу и применить налоговый вычет за тот отчетный (налоговый) период, к которому относятся страховые взносы.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно указала налогоплательщику на неправильное применение налоговых вычетов по единому социальному налогу.
Вместе с тем суд, отказывая в удовлетворении требований заявителя, обоснованно указал на то обстоятельство, что на момент вынесения налоговым органом решения от 22.06.04 N 02/45-45 и, соответственно, на момент вынесения решения судом недоимка по единому социальному налогу отсутствовала. Платежными поручениями от 29.04.04 N 2474 и 2475 (листы дела 12 - 13) общество уплатило страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в полном объеме. Согласно положениям статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу за 2003 год наступает 15.04.04. Обязанность по уплате налога исполнена налогоплательщиком 29.04.04. Следовательно, поскольку единый социальный налог в размере 176947 руб. 92 коп. уплачен обществом на 14 дней позже срока, установленного законодательством о налогах и сборах, на указанную сумму налога начисляются пени.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что просрочка уплаты обществом единого социального налога составляет 14 дней. Сумма пеней, подлежащая начислению за этот период, составляет 1238 руб. 64 коп., она признана обществом и по настоящему делу не оспаривается. В остальной части решение налоговой инспекции правомерно признано судом недействительным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.04 по делу N А56-30117/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Тихвинскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий
КОРПУСОВА О.А.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также