Постановление фас северо-западного округа от 24.02.2005 n а56-15227/04 налоговая инспекция неправомерно привлекла общество к административной ответственности за неприменение ккт при осуществлении денежных расчетов во время заключения договора страхования, поскольку из материалов дела следует, что общество при оказании населению услуг по страхованию использовало бланки строгой отчетности в форме квитанции, утвержденной минфином рф, которые предназначены для учета наличных денежных средств без применения ккт.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2005 года Дело N А56-15227/04

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Казанцевой Р.В., Лавриненко Н.В., при участии от Инспекции N 4 по Санкт-Петербургу Христолюбовой С.А. (доверенность от 24.01.2005 N 03-09/357), от Санкт-Петербургского филиала ОАО "МСК" Цыганкова А.О. (доверенность от 19.01.2005 N 09023/05), рассмотрев 16.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2004 по делу N А56-15227/04 (судьи Цурбина С.И., Градусов А.Е., Спецакова Т.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Московская страховая компания" в лице Санкт-Петербургского филиала (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 30.03.2004 N 14-37/7 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Решением от 10.06.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2004 решение от 10.06.2004 отменено, постановление Инспекции от 30.03.2004 N 14-37/7 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда.
Податель жалобы ссылается на неприменение судом апелляционной инстанции статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон "О ККТ"), обязывающую организации и предпринимателей применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику (далее - ККТ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции обратился с ходатайством произвести процессуальное правопреемство, заменив Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем Инспекции. Представитель Общества не возражал против процессуального правопреемства, но выразил несогласие с доводами кассационной жалобы.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.03.2004 Инспекция провела проверку выполнения Обществом требований Закона "О ККТ" при оказании услуг населению. В результате проверки установлен факт неприменения ККТ при осуществлении денежных расчетов с Лазаревой Еленой Леонидовной во время заключения договора страхования от 18.03.2004 N 0701-0100021 (л.д. 22).
Административное нарушение зафиксировано в акте от 25.03.2004 N 000067 и протоколе об административном правонарушении от 26.03.2004 N 14-29-3/117.
Постановлением Инспекции от 30.03.2004 N 14-37/7 Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30000 руб.
Общество, считая, что при осуществлении денежных расчетов с населением оно не должно применять контрольно-кассовую технику, поскольку использует бланки строгой отчетности, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Как следует из материалов дела, Общество при оказании населению услуг по страхованию использовало бланки строгой отчетности в форме квитанции, код по ОКУД 0796205, утвержденные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.02.1994 N 16-37 (далее - Минфин России).
Пунктом 2 статьи 2 Закона "О ККТ" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Согласно письму Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением" утвержденные в установленном порядке формы документов (бланков) строгой отчетности распространяются на организации, занимающиеся теми видами деятельности, для которых данные формы утверждены.
Письмом Минфина России от 23.02.1994 N 16-37 утверждена форма документа строгой отчетности "квитанция на получение страхового взноса" для использования во всех страховых компаниях независимо от их форм собственности при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин.
Из вышеизложенного следует, что Общество при осуществлении денежных расчетов с населением за оказываемые услуги по страхованию вправе использовать в качестве бланка строгой отчетности форму квитанции, утвержденную письмом Минфина России от 23.02.1994 N 16-37.
В материалах дела имеется два страховых полиса, датированных одним и тем же числом и имеющих один и тот же номер, но выданных разным лицам: один - Лазаревой Е.Л., а другой - обществу с ограниченной ответственностью "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай" (далее - ООО "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай").
Ни из протокола об административном правонарушении от 26.03.2004 N 14-29-3/117, ни из постановления Инспекции от 30.03.2004 N 14-37/7 не представляется возможным установить, о каком конкретно полисе идет речь.
Из объяснений директора филиала Общества и бухгалтера-кассира следует, что страховой взнос был получен от Лазаревой Е.Л. и ей был выдан бланк строгой отчетности о получении денежных средств.
Доказательств того, что Общество было привлечено к административной ответственности за неиспользование ККТ при осуществлении денежных расчетов с другим юридическим лицом - ООО "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай" при заключении договора страхования, Инспекцией не представлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным признание незаконным постановления Инспекции от 30.03.2004 N 14-37/7 и его отмену.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство, заменив Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2004 по делу N А56-15227/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
МАРЬЯНКОВА Н.В.
Судьи
КАЗАНЦЕВА Р.В.
ЛАВРИНЕНКО Н.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также