Постановление фас северо-западного округа от 25.02.2005 n а56-20180/04 решение имнс о привлечении ооо к налоговой ответственности за неполную уплату ндс со ссылкой инспекции на неправомерное применение обществом ставки 10% в отношении операций по реализации елочных игрушек из полиэтилентерафталатной пленки, которые не являются товарами для детей, признано судом незаконным, поскольку в рассматриваемый период налоговое законодательство не устанавливало ограничений для применения ставки 10% по видам игрушек, включив их в товары для детей, что относится и к спорным елочным игрушкам.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2005 года Дело N
А56-20180/04
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Троицкой Н.В., судей
Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В., при участии
от общества с ограниченной
ответственностью
производственно-коммерческая фирма "СЛАНА"
Астахова В.Н. (доверенность от 21.02.2005) и
директора Дерябина К.П., от Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 5
по Ленинградской области Калашникова П.Ю.
(доверенность от 11.01.2005 N 09-02/03), рассмотрев
24.02.2005 в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 5 по
Ленинградской области на постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 16.11.2004 по делу N А56-20180/04 (судьи Семиглазов
В.А., Бойко А.Е., Несмиян
С.И.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью
производственно-коммерческая фирма "СЛАНА"
(далее - Общество) обратилось в Арбитражный
суд Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с заявлением о признании
недействительным решения Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Волховскому району
Ленинградской области, реорганизованной в
Межрайонную инспекцию Федеральной
налоговой службы N 5 по Ленинградской
области (далее - Инспекция), от 31.03.2004 N 492 о
привлечении к ответственности,
предусмотренной пунктом 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ).
Решением от 20.07.2004 (судья
Жбанов В.Б.) суд отказал в удовлетворении
заявления, признав неправомерным
применение Обществом ставки 0% по налогу на
добавленную стоимость (далее - НДС) в
отношении операций по реализации елочных
украшений из полиэтилентерафталатной
пленки, которые не являются товаром для
детей.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка. В данном случае и далее по тексту
имеется в виду ставка 10%.
------------------------------------------------------------------
Апелляционная инстанция постановлением от
16.11.2004 отменила решение суда и
удовлетворила заявление Общества, признав
его право на применение в порядке подпункта
2 пункта 2 статьи 164 НК РФ ставки 10% при
реализации товаров детского ассортимента
"Игрушки елочные и елки декоративные".
В
кассационной жалобе Инспекция просит
отменить постановление апелляционной
инстанции. По мнению налогового органа,
Общество неправомерно применяло ставку НДС
10%, установленную подпунктом 2 пункта 2
статьи 164 НК РФ, при производстве и
реализации продукции "Украшения елочные
пластмассовые и елки искусственные",
которая не относится к товарам для детей,
так как изготовлена по техническим
условиям (далее - ТУ) 9633-001-23371762-94,
разработанным и утвержденным заявителем в
соответствии с кодом 963380 Общероссийского
классификатора продукции ОК-005-93 (далее -
ОКП), а "согласно ОКП игрушки пластмассовые
для детей значатся под кодом 963390".
В
судебном заседании представитель
Инспекции поддержал доводы жалобы, а
представители Общества просили оставить ее
без удовлетворения.
Кассационная
инстанция, изучив материалы дела и доводы
жалобы Инспекции, проверив правильность
применения судами первой и апелляционной
инстанций норм материального и
процессуального права, установила
следующее.
Согласно акту от 16.03.2004 N 17
Инспекция провела выездную проверку
соблюдения Обществом законодательства о
налогах и сборах в 2000 - 2002 годах. В ходе
проверки налогоплательщику вменено в вину
нарушение статьи 6 Закона Российской
Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на
добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС")
и подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ в связи
с применением им ставки по НДС 10% при
реализации игрушек елочных и елок
декоративных из полиэтилентерафталатной
пленки. Вывод налогового органа основан на
том, что указанная продукция произведена в
соответствии с ТУ 9633-001-23371762-94 с кодом
продукции по ОКП 963380 "Украшения елочные
пластмассовые, елки искусственные", а
игрушки пластмассовые для детей значатся
под кодом 963390.
Принятым по результатам
проверки решением от 31.03.2004 N 492 Инспекция
начислила 862868 рублей недоимки по НДС за 2000 -
2002 годы, 498745 рублей пеней, а также привлекла
Общество к ответственности,
предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в
виде взыскания 172574 рублей штрафа.
Кассационная инстанция считает, что данное
решение принято налоговым органом с
нарушением норм налогового
законодательства и прав заявителя.
Согласно статье 6 Закона "О НДС" (в редакции
Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ, от 04.05.1999
и от 27.05.2000) и приложению N 2 к названному
Закону "Перечень товаров для детей, по
которым применяется ставка НДС в размере
10%", действовавшими до 01.01.2001, ставка НДС в
размере 10% установлена в отношении товаров
для детей, в том числе игрушек.
С 01.01.2001
введена в действие глава 21 Налогового
кодекса Российской Федерации - "Налог на
добавленную стоимость". Пункт 2 статьи 164 НК
РФ также предусматривает льготное
налогообложение по ставке 10% ряда операций
по реализации товаров (работ, услуг), в том
числе товаров для детей. В подпункте 2
названной нормы приведен исчерпывающий
перечень таких товаров, в который включены
игрушки. Согласно же последнему абзацу
пункта 2 статьи 164 НК РФ коды видов
продукции, перечисленных в этом пункте, в
соответствии с Общероссийским
классификатором продукции и Товарной
номенклатурой внешнеэкономической
деятельности определяются Правительством
Российской Федерации. Однако такое
постановление утверждено Правительством
РФ только 31.12.2004, поэтому не подлежит
применению к спорным правоотношениям.
В
данном случае суд апелляционной инстанции
установил, а Инспекция не оспаривает, что в
2000 - 2002 годы Общество осуществляло
производство и реализацию елочных игрушек
из полиэтилентерафталатной пленки.
Согласно гигиеническому заключению на
продукцию от 20.09.1999 N 4701 02963 П 00932 09.9 (том 1,
лист дела 95) нормативной и технологической
документацией для производства этих
игрушек являются санитарные правила и
нормы СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и
реализация игр и игрушек" (далее - СанПиН
2.4.7.007-93), утвержденные постановлением
Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации от 12.08.1993 N 9, и ТУ
9633-001-23371762-94. В соответствии с преамбулой
СанПиН 2.4.7.007-93 его действие
распространяется на ассортимент игрушек в
соответствии с государственным стандартом
Российской Федерации 25779-90 "Игрушки. Общие
требования безопасности и методы контроля"
(далее - ГОСТ 25779-90). Согласно же
санитарно-эпидемиологическому заключению
от 10.08.2001 N 47.01.02.963.П.001111.08.01 елочные игрушки
из полиэтилентерафталатной пленки,
изготовленные Обществом в соответствии с
ГОСТом 25779-90 и ТУ 9633-001-23371762-94, соответствуют
требованиям СанПиН 2.4.7.007-93 (том 1, листы дела
15, 95, 96).
Вместе с тем коды ОКП 963380
"Украшения елочные пластмассовые, елки
искусственные" и 963390 "Игрушки пластмассовые
для детей ясельного возраста" относятся к
разделу этого классификатора 963000 "Игрушки и
украшения елочные". Следует также отметить,
что в проверяемый период налоговое
законодательство не устанавливало
ограничений для применения ставки 0% по
видам игрушек, включив их в товары для
детей, что относится и к елочным игрушкам из
полиэтилентерафталатной пленки.
При
таких обстоятельствах апелляционная
инстанция обоснованно признала, ссылаясь
на пункт 7 статьи 3 НК РФ, право Общества на
применение ставки НДС 10% при реализации в 2000
- 2002 годах елочных игрушек, а решение
налогового органа от 31.03.2004 N 492 -
недействительным.
Учитывая изложенное,
кассационная инстанция не находит
оснований для удовлетворения жалобы
Инспекции, доводы которой направлены на
переоценку установленных судом
фактических обстоятельств дела, что в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации не
соответствует полномочиям кассации, а
принятое по делу постановление
апелляционной инстанции считает законным и
обоснованным.
Руководствуясь статьей 286
и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 16.11.2004 по делу N А56-20180/04 оставить без
изменения, а кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 5 по Ленинградской
области - без
удовлетворения.
Председательствующий
ТРОИЦКАЯ Н.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ДМИТРИЕВ В.В.