Постановление фас северо-западного округа от 28.12.2005 n а42-6835/04-17 признавая недействительным решение имнс в части доначисления предпринимателю налога с продаж, суд указал на то, что предприниматель правомерно не включил в налогооблагаемую базу стоимость товаров, реализованных им другому индивидуальному предпринимателю оптом для осуществления предпринимательской деятельности и оплаченных последним в безналичном порядке через банк.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2005 года Дело N А42-6835/04-17

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Ветошкиной О.В. и Блиновой Л.В., при участии от индивидуального предпринимателя Соколова Александра Николаевича представителя Ковылина А.Л. (доверенность от 27.04.2005), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Соколова Александра Николаевича и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2005 по делу N А42-6835/04-17 (судьи Шестакова М.А., Масенкова И.В., Старовойтова О.Р.),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Соколов Александр Николаевич (далее - Предприниматель, Соколов А.Н.) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция), от 13.05.2004 N 390.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 31.12.2004 (судья Сигаева Т.К.) заявленные Предпринимателем требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции в части:
доначисления 43346,15 руб. налога с продаж, начисления 34538,22 руб. пеней за нарушение сроков его уплаты и привлечения Предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 8669,23 руб. штрафа за неуплату налога;
доначисления 111431 руб. налога на добавленную стоимость, начисления 83727,24 руб. пеней за нарушения сроков его уплаты и привлечения Предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога в виде взыскания 22286,2 руб. штрафа;
доначисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога и соответствующих сумм пеней, а также привлечения Предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату названных налогов по эпизоду, связанному с невключением в базу, облагаемую налогом на доходы и единым социальным налогом, 1377785,6 руб. (без учета налога на добавленную стоимость), поступивших Соколову А.Н. в 2001 году от ООО "Интеррута" в качестве авансового платежа.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2005 решение суда изменено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2005 постановление апелляционной инстанции от 17.03.2005 отменено в связи с нарушением судом норм процессуального права, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Вновь принятым Тринадцатым арбитражным апелляционным судом постановлением от 26.08.2005 решение суда от 31.12.2004 изменено. Суд признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части доначисления 43346 руб. налога с продаж, 111431 руб. налога на добавленную стоимость, доначисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога с суммы 108000 руб., возвращенной Предпринимателем в 2001 году ООО "Миркон" в связи с неотгрузкой товаров на эту сумму; начисления соответствующих сумм пеней за нарушение сроков уплаты доначисленных налогов; привлечения Предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафов за неуплату (неполную уплату) налогов, доначисление которых признано судом неправомерным. В удовлетворении остальной части заявленных Предпринимателем требований отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2005 обжаловали и Предприниматель, и налоговая инспекция.
В кассационной жалобе Соколов А.Н. просит отменить постановление апелляционной инстанции от 26.08.2005 в части отказа в признании недействительным решения налоговой инспекции от 13.05.2004 N 390 о доначислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога по эпизодам, связанным с невключением Предпринимателем в базу, облагаемую названными налогами, 1019000 руб., полученных от индивидуального предпринимателя Когут Н.А. в январе - марте 2001 года за отгруженный в 2000 году товар, а также 1515549 руб. авансовых платежей, поступивших в 2001 году от ООО "Интеррута". Податель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы статей 39, 209 и 236 НК РФ.
Налоговая инспекция в своей кассационной жалобе просит отменить постановление суда от 26.08.2005 в части признания ее решения недействительным, утверждая, что судом неправильно применены нормы материального права, а также ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Налоговый орган полагает, что суд необоснованно не принял во внимание положения пункта 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 28.12.1998 N 121-01-ЗМО "О налоге с продаж" (в редакции, действовавшей в 2001 году), согласно которым к продаже товаров за наличный расчет приравнивается продажа товаров с проведением расчетов посредством перечисления денежных средств со счетов в банках по поручениям физических лиц. Из статьи 11 НК РФ следует, что индивидуальные предприниматели отнесены к категории физических лиц. Поэтому денежные средства, поступившие на расчетный счет Соколова А.Н. с расчетного счета индивидуального предпринимателя Когут Н.А. за реализованные последнему товары для целей предпринимательской деятельности, облагаются налогом с продаж в общеустановленном порядке. Кроме того, налоговый орган утверждает, что суд неправомерно признал решение налоговой инспекции недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость, применив положения абзаца второго пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Предприниматель в 2001 году считал себя плательщиком налога на добавленную стоимость, получал этот налог с покупателей товаров, увеличивая цену товаров на сумму налога, представлял в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость, в которых отражал как суммы налога, полученные от покупателей, так и суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг).
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в феврале - марте 2004 года провела выездную налоговую проверку Предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, в ходе которой выявила ряд нарушений, которые отражены в акте от 19.04.2004 N 327дсп.
По результатам проверки и с учетом представленных налогоплательщиком возражений налоговый орган принял решение от 13.05.2004 N 390 о доначислении налогов, начислении пеней и привлечении предпринимателя Соколова А.Н. к налоговой ответственности.
Предприниматель, считая решение налоговой инспекции незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования частично.
Апелляционная инстанция изменила решение суда.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
В ходе проверки налоговая инспекция пришла к выводу о том, что Предприниматель неправомерно не включил в облагаемую налогом с продаж базу 1127000 руб. - стоимость товаров, реализованных Соколовым А.Н. индивидуальному предпринимателю Когут Н.А. и оплаченных последним в безналичном порядке через банк. Решением налогового органа налогоплательщику доначислен налог с продаж за 2001 год в сумме 43346,15 руб., начислены пени за нарушение сроков уплаты данного налога. Кроме того, Предприниматель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога с продаж.
Суды первой и апелляционной инстанции признали решение налогового органа недействительным по этому эпизоду, указав на то, что налог с продаж не должен уплачиваться при оплате покупателем - индивидуальным предпринимателем (в данном случае - Когут Н.А.) в безналичном порядке товаров, приобретенных у другого предпринимателя (в данном случае - Соколова А.Н.) оптом для осуществления предпринимательской деятельности.
Этот вывод судов является правильным.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2001 году) плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, в том числе стоимость подакцизных товаров.
В части четвертой пункта 3 статьи 20 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указано, что к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Положения Закона Мурманской области от 28.12.1998 N 121-01-ЗМО "О налоге с продаж" (в редакции, действовавшей в 2001 году), на которые ссылается налоговая инспекция, воспроизводят названные нормы пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели отнесены к числу физических лиц.
Охват приведенным в статье 11 НК РФ понятием "физические лица" индивидуальных предпринимателей влечет признание продажей товаров за наличный расчет для целей исчисления и уплаты налога с продаж как случаев, когда покупатели товаров - индивидуальные предприниматели перечисляют денежные средства со своих счетов в банках за товары, приобретенные для собственного потребления ими как физическими лицами, так и случаев приобретения товаров для целей предпринимательской деятельности, осуществляемой ими как индивидуальными предпринимателями.
Однако такое положение противоречит сущности налога с продаж как налога на потребление, на что указал и Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.01.2001 N 2-П, признавая не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года), как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и правоприменительной практикой. Обосновывая занятую позицию, Конституционный Суд Российской Федерации особо подчеркнул, что определение круга налогоплательщиков налога с продаж в зависимости от формы осуществляемых ими расчетов, произвольное и немотивированное приравнивание расчетов в безналичном порядке к наличным расчетам ставит юридические лица, приобретающие товары по безналичному расчету, и индивидуальных предпринимателей, безналичные расчеты которых приравнены к наличным, в неравное положение, обусловленное различием организационно-правовых форм их хозяйственной деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанции также правильно сослались на то, что положения статьи 2 Закона Мурманской области от 28.12.1998 N 121-01-ЗМО "О налоге с продаж" (в редакции, действовавшей в 2001 году), как воспроизводящие неконституционные нормы права, не могут применяться. Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 резолютивной части постановления от 30.01.2001 N 2-П указал, что положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правомерным признание судами решения налоговой инспекции в части доначисления 43346,15 руб. налога с продаж, начисления 34538,22 руб. пеней за нарушение сроков уплаты налога и привлечения Предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 8669,23 руб. штрафа за неуплату налога с продаж недействительным.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционной инстанции о признании недействительным решения налоговой инспекции от 13.05.2004 N 390 в части доначисления налога на добавленную стоимость с соответствующей суммой пеней и привлечения Предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) этого налога. По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций неправомерно применили в данном случае положения абзаца второго части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) и признали, что Предприниматель в 2001 году не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция считает соответствующим материалам дела довод налоговой инспекции об отсутствии у судов в рассматриваемом случае оснований для применения

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также