Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 n 283/24-82 (ред. от 29.06.1998) "Об утверждении раздела "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗДЕЛА
"ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И МЕТРОПОЛИТЕН"
ЕДИНОГО ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА РАБОТ
И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 56
(в ред. Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 03.10.1988 N 534/23-245, от 26.12.1988 N 651/29-100,
Минтруда РФ от 11.11.1996 N 6, от 19.12.1996 N 18,
от 25.12.1996 N 25, от 28.05.1997 N 26, от 08.06.1998 N 22,
от 29.06.1998 N 26)
Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:
1. Утвердить раздел "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56, разработанный Министерством путей сообщения совместно с Центральным бюро нормативов по труду, согласованный с ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства.
2. Утвержденный настоящим Постановлением раздел Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих вводится в действие в сроки, устанавливаемые Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам.
3. Научно-исследовательскому институту труда издать утвержденный пунктом 1 настоящего Постановления раздел Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56.
Заместитель Председателя
Государственного Комитета СССР
по труду и социальным вопросам
Ю.ПАК
Секретарь
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов
А.БИРЮКОВА


Утвержден
Постановлением
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
и Секретариата ВЦСПС
от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82
ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ
ВЫПУСК 56
РАЗДЕЛ:
"ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И МЕТРОПОЛИТЕН"
(в ред. Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 03.10.1988 N 534/23-245, от 26.12.1988 N 651/29-100,
Минтруда РФ от 11.11.1996 N 6, от 19.12.1996 N 18,
от 25.12.1996 N 25, от 28.05.1997 N 26, от 08.06.1998 N 22,
от 29.06.1998 N 26)
Выпуск утвержден Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82.
Раздел выпуска, имевший ранее наименование "Работы и профессии рабочих железнодорожного транспорта и метрополитена", переименован в "Железнодорожный транспорт и метрополитен".
Данный выпуск переработан Министерством путей сообщения СССР с участием Центрального бюро нормативов по труду.
В предлагаемый раздел внесены ранее утвержденные дополнения и изменения; внесены дополнения и изменения в содержание большинства тарифно-квалификационных характеристик в связи с техническим прогрессом, изменением технологии и организации труда на железнодорожном транспорте и метрополитене; тринадцать профессий переименованы; изменен диапазон тарифных разрядов по профессиям: "Водитель дрезины", "Кондуктор грузовых поездов", "Контролер автоматических пропускных пунктов метрополитена", "Машинист моечной установки", "Мойщик-уборщик подвижного состава", "Оператор пункта технического обслуживания вагонов", "Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена", "Экипировщик"; отдельные профессии унифицированы; аннулированы профессии "Аппаратчик карбидной печи", "Раскрутчик тормозных рукавов", "Электромонтер по ремонту ртутных выпрямителей"; раздел дополнен новой профессией "Прессовщик колесных пар"; исключена профессия "Моторист шлакоуборочной установки", работы которой объединены с работами, включенными в тарифно-квалификационными характеристики профессии "Зольщик", помещенной в выпуске 1 ЕТКС.
Диапазон разрядов по профессиям, имеющим примечания, помещенных в перечнях и алфавитном указателе данного выпуска, приведен без учета условий тарификации, оговоренных в этих примечаниях.
Тарифно-квалификационные характеристики являются обязательными при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей народного хозяйства независимо от ведомственной подчиненности, где имеются указанные в настоящем разделе производства или виды работ, кроме особо оговоренных случаев.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) переработан с учетом поставленной партией и правительством задачи более рационального использования трудовых ресурсов на основе дальнейшего улучшения организации, нормирования и стимулирования труда. В разделе осуществлено дальнейшее совершенствование тарификации аналогичных работ, уточнены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих в связи с изменением содержания труда под влиянием научно-технического прогресса, возросших требований к качеству продукции, квалификации, знаниям, общеобразовательной и специальной подготовке работников.
ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ независимо от того, на предприятиях (организациях) какого министерства (ведомства) эти производства или виды работ имеются.
В ЕТКС, как правило, каждая профессия встречается только в одном из разделов, за исключением случаев, когда необходимо именовать профессию в точном соответствии со списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Профессии рабочих, не являющиеся специфичными для какого-либо конкретного производства или вида работ, помещены в разделе: "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства".
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно к шестиразрядной тарифной сетке. Разряды работ установлены по их сложности, как правило, без учета условий труда.
В необходимых случаях условия труда (тяжесть, вредность и др.) учитываются путем установления повышенных тарифных ставок, утвержденных соответствующими органами.
В дополнение к отдельным выпускам, содержащим тарифно-квалификационные характеристики как справочный материал при пользовании ЕТКС, изданы: "Перечень (алфавит) профессий, помещенных в ЕТКС с указанием наименований профессий по ранее действовавшим выпускам и разделам ЕТКС", "Перечень наименований профессий, предусмотренных ранее действовавшими выпусками и разделами ЕТКС, с указанием измененных наименований профессий и разделов, в который они включены" и "Перечень выпусков и входящих в них разделов".
Порядок пользования тарифно-квалификационными характеристиками, присвоения и повышения разрядов, внесения изменений и дополнений указан в "Общих положениях Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, помещенных в выпуске 1 ЕТКС".
Настоящий выпуск содержит один раздел "Железнодорожный транспорт и метрополитен", в котором помещены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, являющихся специфичными для железнодорожного транспорта и метрополитена.
В данном разделе ЕТКС в характеристиках низших разрядов отдельных профессий, исходя из условий производства или характера выполняемой работы, указано, что выполнение отдельных работ производится под руководством рабочего более высокой квалификации. В таких случаях рабочие профессий более высоких разрядов должны уметь руководить рабочими низших разрядов той же профессии.
Отнесение участков (районов) работ к решающим и дифференциация их по степени напряженности производится министерствами и ведомствами:
на магистральном железнодорожном транспорте в порядке, предусмотренном письмом Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 19 августа 1986 г. N 2891-МК;
на предприятиях (организациях) промышленного железнодорожного транспорта и в железнодорожных цехах производственных объединений (комбинатов) и предприятий в порядке, предусмотренном Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 сентября 1987 г. N 569/26-62.
(абзац в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1988 N 534/23-245)
При присвоении рабочим высших квалификационных разрядов по профессиям, по которым требуется среднее специальное образование, следует руководствоваться Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 2 сентября 1983 г. N 288.
ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
§ 1. Водитель дрезины
Характеристика работ. Управление дрезиной при движении по железнодорожным путям. Перевозка рабочих и транспортировка материалов, оборудования, устройств к месту выполнения работ. Выполнение маневровых работ в пределах станции. Управление крановыми установками и другими специальными механизмами и устройствами дрезины при выполнении ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Обслуживание и содержание дрезины, ее оборудования в исправном состоянии. Устранение неисправностей дрезины, ее подъемного и другого специального оборудования.
Участие в планово-предупредительном ремонте.
Должен знать: устройство дрезины, ее механизмов и оборудования, правила их эксплуатации: причины неисправностей в работе дрезины и ее механизмов и оборудования, способы предупреждения и устранения неисправностей; назначение и устройство контрольно-измерительных приборов; характеристики и свойства горюче-смазочных материалов и предъявляемые к ним требования; правила перевозки людей и грузов на дрезине; правила производства погрузочно-разгрузочных и других работ, выполняемых с помощью кранового оборудования; правила, виды и сроки технического осмотра, ремонта и освидетельствования узлов, колесных пар дрезины и ее кранового оборудования; основы электротехники, механики и гидравлики.
При управлении и обслуживании съемной дрезины на железных дорогах магистрального железнодорожного транспорта и несъемной дрезины на железнодорожных путях промышленного железнодорожного транспорта - 3-й разряд;
при управлении и обслуживании съемной дрезины, оборудованной прицепом для перевозки грузов, или несъемной дрезины, оборудованной платформой для перевозки грузов - 4-й разряд;
при управлении и обслуживании несъемной дрезины с карбюраторным двигателем, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами, для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ - 5-й разряд;
при управлении и обслуживании несъемной дрезины с дизельной силовой установкой, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами, для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ - 6-й разряд.
Примечание. Помощник водителя дрезины тарифицируется на один разряд ниже водителя, под руководством которого он работает.
§ 1а. Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию
и ремонту пути и искусственных сооружений
(введено Постановлением Минтруда РФ от 19.12.1996 N 18)
Характеристика работ. Организация выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений. Руководство рабочими, выполняющими эти работы в пределах обслуживаемого участка. Содержание пути и искусственных сооружений в исправном состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение поездов. Осмотр пути и искусственных сооружений в установленные сроки. Выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения пути, земляном полотне, искусственных сооружениях, проведение работ по их предупреждению, а также по продлению сроков службы верхнего строения пути. Организация и проведение работ по подготовке пути к работе в зимних условиях, очистке путей от снега и песка, содержанию и ремонту пути на пучинах и подготовке пути и искусственных сооружений к пропуску весенних и ливневых вод, ликвидации повреждений пути и искусственных сооружений, вызванных стихийными явлениями. Обеспечение безопасности движения поездов при проведении путевых работ. Проведение инструктажа по охране труда и производственной санитарии монтеров пути, обходчиков, дежурных по переездам и других рабочих. Обучение работников бригад рациональным приемам выполнения работ непосредственно на рабочих местах. Ведение первичного учета и отчетности. Обеспечение содержания в исправном состоянии инструмента, механизмов, инвентаря, сигнальных принадлежностей, материалов и кладовых для их хранения.
Должен знать: устройство железнодорожного пути и искусственных сооружений; правила и технологию проведения работ по их текущему содержанию и ремонту; дефекты элементов верхнего строения пути и искусственных сооружений; габариты подвижного состава и приближения строений; правила производства измерений с помощью инструмента и приборов, применяемых при текущем содержании и ремонте пути и искусственных сооружений; инструкции по содержанию железнодорожного пути и искусственных сооружений, по обеспечению безопасности движения поездов при проведении путевых работ; правила охраны труда и производственной санитарии при проведении ремонтных работ и содержании в надлежащем состоянии железнодорожного пути и сооружений; устройство путевого гидравлического и электрического инструмента и механизмов, правила охраны труда для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях; технолого-нормировочные карты на производство путевых работ; первичный учет и отчетность.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примечание. Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений тарифицируется на один разряд выше рабочего высшей квалификации бригады, которой он руководит, но не ниже 5 разряда.
§ 1б. Бригадир (освобожденный) предприятий
железнодорожного транспорта и метрополитена
(введено Постановлением Минтруда РФ от 19.12.1996 N 18)
Характеристика работ. Руководство рабочими производственного подразделения. Выполнение работ по установленному технологическому процессу. Обеспечение своевременного выполнения бригадой утвержденного плана работ. Расстановка рабочих, обеспечение рабочих мест материалами, инструментом и деталями. Обеспечение выполнения требований по охране труда и противопожарных правил. Инструктаж и обучение рабочих бригады по применению рациональных приемов и методов труда. Наблюдение и контроль за качеством выполняемых работ. Приемка работ и сдача объектов мастеру. Контроль за расходованием материалов. Учет объема выполненных работ и оценка их качества. Содержание оборудования и инвентаря в исправном состоянии.
Должен знать: устройство и взаимодействие ремонтируемых узлов; технологические процессы выполняемых работ; правила производства работ; организацию труда на рабочих местах; нормы расхода материалов;
Читайте также