Расширенный поиск
Закон РСФСР от 30.10.1990 № 283-IДействие приостановлено - Указ Президента Российской Федерации от 04.10.93 г. N 1578 Утратил силу - Федеральный закон от 28.08.95 г. N 154-ФЗ З А К О Н РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР Глава 1 Общие положения Статья 1. Народный депутат местного Совета народных депутатов РСФСР Народный депутат местного Совета народных депутатов РСФСР (далее "народный депутат") на всей территории РСФСР является полномочным представителем органа государственной власти и населения, проживающего на территории соответствующего Совета. Государство гарантирует народному депутату условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинство. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией РСФСР, законами РСФСР, своими убеждениями и предвыборной программой. Статья 2. Законодательство о статусе народного депутата Статус народного депутата определяется Конституцией РСФСР, настоящим Законом, другими законодательными актами РСФСР. Статья 3. Срок полномочий народного депутата Полномочия народного депутата начинаются со дня его избрания народным депутатом и заканчиваются в день выборов народных депутатов соответствующего Совета нового созыва за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Народный депутат, избранный в президиум Совета, сохраняет полномочия народного депутата - члена президиума Совета вплоть до открытия первой сессии Совета нового созыва. В Совете, в котором его президиум не создается, народный депутат, избранный председателем Совета, сохраняет полномочия народного депутата - председателя Совета вплоть до открытия первой сессии Совета нового созыва. По решению Совета о признании выборов данного народного депутата недействительными, принятому в связи с нарушением законодательства о выборах, полномочия народного депутата прекращаются со дня принятия решения. Полномочия народного депутата не подлежат передаче другому лицу. Статья 4. Депутатское удостоверение и нагрудный знак народного депутата Народный депутат имеет депутатское удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Народный депутат", которыми он пользуется в течение срока своих полномочий. Положения об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верховного Совета РСФСР. Статья 5. Сочетание деятельности народного депутата с выполнением производственных и служебных обязанностей Народный депутат осуществляет свои полномочия, как правило, без отрыва от основной производственной или служебной деятельности. Народный депутат, осуществляющий депутатскую деятельность в Совете или его органов на постоянной основе, может заниматься иной трудовой деятельностью только с согласия Совета. Такое согласие не требуется для депутатов, занимающихся научной, преподавательской, лечебной или творческой деятельностью. Статья 6. Взаимоотношения народного депутата с избирателями Народный депутат поддерживает связи с избирателями своего округа, ответствен перед ними и им подотчетен. Депутат принимает меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей, защиты их чести и достоинства. Народному депутату, осуществляющему депутатскую деятельность в Совете или его органах на постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности в своем избирательном округе представляются не менее трех рабочих дней ежемесячно. Народный депутат может быть отозван избирателями в установленном законом порядке. Статья 7. Участие народного депутата в работе органов государственной власти Народный депутат вправе участвовать в работе других местных Советов народных депутатов и их органов, в компетенцию которых входит принятие решений, затрагивающих интересы населения, проживающего на территории того Совета, в который избран депутат, с правом совещательного голоса. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по обсуждаемым вопросам наравне с народными депутатами указанных Советов. Народный депутат на сессиях вышеназванных Советов имеет право обратиться с запросами соответственно к Президиуму Совета, к Председателю Совета, к руководителям органов соответствующего Совета, а также к другим государственным органам, руководителям и должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, по вопросам, отнесенным к ведению этого Совета. Государственные органы и должностные лица обязаны представить ответ на запрос народного депутата в течение трех дней либо в иной согласованный с депутатом срок. Народный депутат вправе вносить в органы, указанные в части первой настоящей статьи, подготовленные им предложения, обращения, заявления и иные документы как непосредственно, так и через уполномоченных им лиц - других народных депутатов. Статья 8. Право народных депутатов на объединение в депутатские группы и другие депутатские объединения Народные депутаты имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы и иные депутатские объединения. Порядок деятельности депутатских групп и их права определяются законами РСФСР о местных Советах народных депутатов РСФСР, регламентом соответствующего Совета, другими актами, регулирующими их деятельность. Статья 9. Депутатская этика Народный депутат должен соблюдать нормы депутатской этики. В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата по поручению сессии Совета рассматривается соответствующей Комиссией. Статья 10. Досрочное прекращение полномочий народного депутата Полномочия народного депутата прекращаются в случаях: а) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата данного Совета; б) избрания народного депутата в другой Совет народных депутатов; в) утраты народным депутатом гражданства РСФСР; г) выезда народного депутата на постоянное жительство и работу за пределы территории Совета (за пределы населенного пункта, в границах которого находится территория Совета); д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом; е) личного заявления депутата о сложении полномочий; ж) отзыва народного депутата. Решения о прекращении полномочий народного депутата в указанных случаях принимаются Советом. Глава 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В СОВЕТЕ Статья 11. Участие депутата в сессиях Совета На заседаниях местного Совета народные депутаты на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, отнесенные законодательством РСФСР к ведению соответствующего представительного органа государственной власти. Депутат обязан участвовать в работе сессии Совета и в заседаниях его органов, в состав которых он избран. В случае невозможности прибыть на заседание или сессию депутат сообщает об этом в президиум Совета или его председателю. Президиум Совета, а в том Совете, где президиум не формируется,- его председатель заблаговременно, в сроки, установленные регламентом соответствующего Совета, сообщает депутату о времени созыва и месте проведения сессии Совета, о вопросах, вносимых на ее рассмотрение, и представляет ему все необходимые материалы по этим вопросам. Статья 12. Полномочия народного депутата на сессии Совета Народный депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии соответствующего Совета. Народный депутат имеет право: избирать и быть избранным в органы Совета; высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом; предлагать вопросы для рассмотрения Советом; вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету; ставить вопрос о доверии составу образованных или избранных Советом органов или избранным, назначенным или утвержденным им должностным лицам; вносить в Совете и его органах предложения о необходимости проведения проверок исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями законов РСФСР, постановлений Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, решений других органов государственной власти РСФСР; о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению Совета; ставить вопросы о необходимости разработки нового решения Совета, внесения на рассмотрение Совета проектов новых решений Совета, проектов решений об изменениях действующих решений Совета, проектов решений об изменениях действующих решений Совета, проектов решений об изменениях действующих решений, а также в форме предложений о внесении изменений в действующие решения Совета; участвовать в прениях с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать им оценку; выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки; вносить поправки к проектам решений, других актов Совета; оглашать на сессиях Совета обращения граждан, имеющее общественное значение; знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах сессии Совета и его органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию. Народный депутат, выступивший на сессии Совета в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу. Текст выступления включается в протокол заседания и публикуется в бюллетене Совета, если таковой издается. Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии Совета, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии проектов решений Совета. В случае их отклонения соответствующей постоянной комиссией депутату дается обоснованный ответ. Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом соответствующего Совета народных депутатов, настоящим Законом, другими законодательными актами РСФСР. Статья 13. Депутатский запрос Народный депутат или группа народных депутатов имеют право внести на рассмотрение Совета обращение к президиуму Совета, к председателю Совета, к исполнительному комитету, руководителям его отделов и управлений, а также руководителям расположенных на территории Совета государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на сессии Совета. Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами или должностными лицами Конституции РСФСР, законов РСФСР, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления РСФСР, решений местных Советов народных депутатов либо затрагивает иные вопросы, имеющие общественное значение, то Совет может признать его депутатским запросом. Депутатский запрос направляется для изучения в комиссии Совета либо решением Совета сразу включается в повестку дня. Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ, который оглашается на сессии Совета не более чем в трехдневный срок. Народный депутат вправе дать оценку ответа государственного органа или должностного лица на запрос. По результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом Советом принимается решение. Запрос, ответ на него, а также решение Совета, принятое по результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом, подлежат обязательному опубликованию. Статья 14. Рассмотрение предложений и замечаний народных депутатов, внесенных на сессии Совета Предложения и замечания, высказанные народными депутатами на сессии Совета или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Советом, его постоянными комиссиями либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам. Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии Совета, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в президиум Совета. Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется постоянными комиссиями Совета. Статья 15. Деятельность народного депутата в органах Совета Народный депутат, избранный в органы Совета, обязан принимать участие в их работе. Народный депутат, не входящий в состав органа Совета, вправе принимать участие в его заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несоглашения с решением органа Совета депутат может внести свое предложение в письменной форме в качестве поправки к проекту решения на сессии Совета. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются Советом и по ним проводится голосование. Народный депутат по решению сессии Совета может быть выведен из состава органов Совета за систематическое неучастие в их работе. Статья 16. Участие народного депутата в выполнении поручений Совета и его органов Народный депутат обязан выполнять поручения Совета и его органов, данные в пределах их компетенции. По поручению Совета или его органов народный депутат участвует в проверках исполнения законов государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета. По требованию народного депутата при проведении таких проверок государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации образуют комиссии по изучению и рассмотрению поставленных вопросов. В состав названных комиссий включаются также лица, указанные народным депутатом. О результатах выполнения поручений народный депутат информирует соответственно Совет или его органы. В случае необходимости вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законов РСФСР, выполнение постановлений Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, других актов органов государственной власти в РСФСР. Статья 17. Депутатское расследование По требованию группы народных депутатов, численность которой определяется регламентом соответствующего Совета, а также по решению постоянных комиссий Совет назначает депутатское расследование. Все государственные органы и должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования; по требованию народного депутата или депутатской комиссии, ведущей расследование, обязаны беспрепятственно представлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклониться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование. Вмешательство в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам не допускается. Результатом расследования является мотивированное заключение, решение по которому принимается соответственно Советом или его органами. Глава 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ Статья 18. Рассмотрение народным депутатом предложений, заявлений и жалоб граждан Народный депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению соответствующими органами и должностными лицами; ведет прием граждан, изучает общественное мнение, вносит предложения в соответствующие Советы народных депутатов, а при необходимости - в другие государственные и общественные органы. В приеме избирателей народным депутатом по его требованию обязаны участвовать руководители и другие должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. Статья 19. Отчет народного депутата перед избирателями Народный депутат не реже двух раз в год обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет народного депутата. Под требованием о внеочередном отчете необходимо собрать не менее 150 подписей избирателей данного округа. В этом случае президиумы и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов принимают меры, необходимые для организации внеочередного отчета народного депутата, не позднее чем за месяц до проведения внеочередного отчета уведомляют депутата о времени и месте проведения отчета, о причинах, послуживших основанием для его проведения. Статья 20. Содействие народному депутату в проведении отчетов и встреч с избирателями Народному депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа. По его просьбе президиум или исполнительный комитет соответствующего местного Совета народных депутатов или местные органы общественных организаций, администрация предприятий, учреждений, организаций безвозмездно выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями или членами общественной организации, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь. По требованию народного депутата государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации представляют ему необходимые для отчета и выступлений справочные и информационные материалы. Местные органы власти, общественные организации, средства массовой информации, учрежденные Советами народных депутатов, обеспечивают освещение отчетов народных депутатов. Глава 4 ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 21. Полномочия народного депутата В целях осуществления своих полномочий народный депутат имеет право: участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и управления, органах общественных организаций любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей; участвовать в организации и контроле исполнения законов и постановлений Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР и их органов, решений других органов государственной власти РСФСР; проверять по собственной инициативе с привлечением представителей государственных органов, общественных организаций, сведения о нарушении законов, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности; проводить собрания или конференции избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными органами общественных организаций; участвовать в работе различных объединений народных депутатов, избирателей, органов общественного территориального самоуправления, собраний трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Статья 22. Гарантии реализации прав народного депутата при принятии решений Совета Народному депутату гарантируется: а) обязательное рассмотрение внесенного им предложения на сессии с принятием одного из следующих решений: о принятии предложения; о начале разработки нового решения Совета; о направлении предложенного проекта на доработку в соответствующие постоянные комиссии; б) обязательная постановка на голосование предложений, также всех поправок к решению, внесенных народным депутатом. Статья 23. Право народного депутата на беспрепятственное посещение государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций Народный депутат по предъявлению удостоверения народного депутата имеет право беспрепятственного посещения всех государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Совета, независимо от их подчиненности, принадлежности, режима секретности и форм собственности. Личный досмотр народного депутата не допускается. Статья 24. Право народного депутата на безотлагательный прием должностными лицами По вопросам депутатской деятельности народный депутат на территории Совета пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. Статья 25. Право народного депутата требовать устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан Народный депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях - обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом или по его требованию представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа. Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, к которым обращено требование народного депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. Статья 26. Право народного депутата на получение и распространение информации Президиум Совета обеспечивает народного депутата документами Совета, а также информационными и справочными материалами, официально распространенными правительственными и иными государственными и общественными органами. Президиумы и исполнительные комитеты местных Советов на территории Совета, в который избран депутат, другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, а также должностные лица при обращении народного депутата обязаны обеспечивать его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, безотлагательно предоставлять необходимую информацию. Народному депутату для обеспечения депутатской деятельности по его требованию предприятиями и организациями, расположенными на территории Совета, предоставляется возможность использования копировально-множительной и вычислительной техники, имеющейся в их распоряжении. Народный депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в средствах массовой информации, учреждаемых Советами народных депутатов, на территории Совета, в который он избран. Выступления и отчеты народного депутата по его требованию подлежат обязательному опубликованию или передаче указанными средствами массовой информации данного региона в срок, согласованный с народным депутатом, но не позднее 7 дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается. Статья 27. Оказание народному депутату юридической помощи Президиумы местных Советов народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, предприятия, организации, научные учреждения, учебные заведения, правоохранительные органы на территории Совета оказывают народному депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности. Статья 28. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений народного депутата Все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Совета, а также их должностные лица, к которым обратился народный депутат по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы и сведения безотлагательно. При необходимости в проверке или дополнительном изучении соответствующего вопроса руководители органов и лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом народному депутату в трехдневный срок. Окончательный ответ представляется депутату не позднее чем в месячный срок со дня получения его обращения. Обращения народного депутата по вопросам, входящим в компетенцию Советов и их органов, подлежат рассмотрению только этими органами. Народный депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня. Статья 29. Защита чести, достоинства и личности народного депутата Неправомерное воздействие на народного депутата, членов его семьи, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, публичное оскорбление народного депутата, а также его личное оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, установленную законом. Статья 30. Неприкосновенность народного депутата Народный депутат на территории соответствующего Совета не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета. В этом случае уголовное дело, а также производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое налагается в судебном порядке, в отношении народного депутата может быть возбуждено только прокурором соответствующего уровня или вышестоящим прокурором с согласия Совета. На территории соответствующего Совета не допускается привод и иное, в какой бы то ни было форме задержание или ограничение свободы народного депутата, а также досмотр, обыск, выемка и арест его личных вещей, багажа, личного и используемого им транспорта, жилого и служебного помещений. Неприкосновенность распространяется на переписку, средства связи, используемые народным депутатом, а также на принадлежащие депутату документы. В случае предъявления народному депутату после истечения его полномочий обвинения в нарушении закона, допущенном в период депутатской деятельности, привлечение к ответственности и другие процессуальные меры могут быть допущены только в порядке, предусмотренном настоящим Законом в отношении народного депутата. Статья 31. Порядок получения согласия на привлечение народного депутата к ответственности Для получения согласия Совета на возбуждение уголовного дела в отношении народного депутата, привлечение его к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, соответствующий или вышестоящий прокурор перед возбуждением уголовного дела либо административного производства, предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест вносит в Совет представление. Совет рассматривает представление не позднее чем в месячный срок. При необходимости от прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопросов вправе участвовать народный депутат, в отношении которого внесено представление. Совет принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора. При несогласии с решением местного Совета народных депутатов вышестоящий прокурор вправе войти соответственно в вышестоящий Совет с представлением об отмене решения и даче согласия на привлечение депутата к ответственности или на арест. Вышестоящий Совет вправе отменить решение местного Совета и принять по представлению собственное решение. Прокурор, вносивший представление в Совет, в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Совету о результатах расследования или рассмотрения дела. Статья 32. Право народного депутата на отказ от свидетельских показаний Народный депутат вправе отказаться от свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением депутатских обязанностей. Статья 33. Освобождение народного депутата от исполнения воинских обязанностей Народный депутат в период его полномочий может быть призван на действительную военную службу, учебные и проверочные сборы только с его личного согласия или с согласия Совета. Статья 34. Освобождение народного депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе Освобождение народного депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе производится администрацией предприятий, учреждений и организаций по письменному заявлению депутата в указанный им срок без увольнения. В этом случае за ним сохраняются права члена данного трудового коллектива. Народный депутат на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе по своему желанию может быть уволен с прежнего места работы или службы в связи с переходом на работу в Совет. Администрация предприятий, учреждений, организаций, обязана уволить народного депутата в указанный им срок. Народный депутат из числа военнослужащих или других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, осуществляющий депутатскую деятельность в Совете или его органах на постоянной основе, на время осуществления депутатской деятельности прикомандировывается к Совету с оставлением или без оставления на действительной военной или другой службе. Прикомандирование производится в порядке, определяемом законодательством Союза ССР. Статья 35. Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей народного депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной деятельности Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей народного депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности, производится по инициативе депутата на основании его письменного уведомления. Требование каких-либо других документов не допускается. Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весь период освобождения из расчета за последние 12 месяцев. За период сессий Совета, а также выполнения депутатских обязанностей с народного депутата снимается обязанность выполнения работы, устанавливаемой в виде конкретных показателей. Статья 36. Гарантии трудовых прав народного депутата, прав народного депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и полномочиями Народный депутат в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть но инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия Совета. В иных случаях перевод и перемещение допускается только с согласия самого депутата. Народный депутат из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть по инициативе командования или администрации уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, лишен воинского звания без согласия Совета, а также перемещен по службе без его согласия. В указанный период ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности. Народному депутату, освобожденного от выполнения производственных или служебных обязанностей либо уволенному с прежнего места работы (службы) или отчисленному из учебного заведения на время депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе, после ее окончания предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации. Народный депутат из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированный к Совету с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе, по окончании срока освобожденной работы (прикомандирования) направляется в распоряжение соответствующих министерств и ведомств для дальнейшего прохождения службы в ранее занимаемой должности или, с его согласия, в равной или высшей должности. Время выполнения народным депутатом своих депутатских полномочий в Совете или его органах на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы); стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы) , дающий право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате (должностному окладу), на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если народный депутат на момент перехода к осуществлению депутатской деятельности в Совете на постоянной основе находился на должности, работал по профессии либо работал (проходил службу) в местности, предусматривающих данную льготу. За супругой (супругом) народного депутата, уволенной (уволенным в связи с переводом депутата в другую местность для выполнения им своих депутатских полномочий в Совете или его органах на постоянной основе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняется стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии либо работало (служило) в местности, предусматривающих данную льготу. За народным депутатом из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированным к Совету с составлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе, и его семьей сохраняются права, льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для военнослужащих и других категорий граждан, непосредственно проходящих службу, и их семей. С работником принятым в порядке замещения должности, занимаемой народным депутатом, заключается срочный трудовой договор на весь период выполнения народным депутатом своих депутатских полномочий в Совете или его органах на постоянной основе. Трудовой договор с таким работником расторгается со дня возвращения депутата на прежнюю работу. Статья 37. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления народным депутатом его полномочий Народному депутату возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Советом. Народному депутату, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе без увольнения по основному месту работы (службы), за это время выплачивается денежное вознаграждение в размере, устанавливаемом Советом. За этот период заработная плата по основному месту работы не сохраняется. Народному депутату из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированному к Совету с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Совете или его органах на постоянной основе, за это время выплачивается заработная плата в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР. Народному депутату, перешедшему на работу в Совете или его органах на постоянной основе, за время работы выплачивается заработная плата в размере, устанавливаемом Советом. Статья 38. Предоставление народному депутату служебного положения По решению Совета его исполнительный комитет в установленный Советом срок представляет народному депутату или группе народных депутатов для выполнения депутатской деятельности отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и оргтехникой; организует обеспечение народного депутата на срок его полномочий телефонной связью вне очереди по месту работы в округе, а также по месту его проживания. Статья 39. Использование средств связи народным депутатом Народный депутат по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, имеет право пользоваться по предъявлению удостоверения народного депутата телефонной связью, которой располагают государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации на территории Совета. Оплата услуг связи предоставляемых народному депутату названными органами, производится за счет средств бюджета соответствующего Совета в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Почтовые и телеграфные отправления, телефонные переговоры из гостиниц и с домашних телефонов оплачиваются самими депутатами. Статья 40. Право народного депутата на бесплатный проезд Народный депутат на территории Совета (населенного пункта, в пределах которого находится территории Совета) пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, воздушным, автомобильным, водным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездных документов. Эти права распространяются и на лицо, сопровождающее народного депутата - инвалида первой группы. Народный депутат, проживающий за пределами территории Совета, пользуется указанными правами для проезда на территорию Совета и возвращения к месту жительства. По предъявлению удостоверения народного депутата билетные кассы железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов), речных вокзалов и пристаней (как суточной, так и предварительной продажи), агентства гражданской авиации или аэропорты обязаны вне очереди предоставить народному депутату место в купейном или спальном вагоне поезда, в каюте первого или второго класса судов всех категорий, в салоне самолета или вертолета. Билеты на самолеты или вертолеты при следовании депутата на сессию Совета предоставляют не позднее чем за два часа до вылета, в других случаях - не позднее, чем за сутки. Проезд народного депутата в автобусах междугородных, а также пригородных сообщений, где продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в автобус. Проезд народного депутата на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и в пригородных поездах осуществляется по удостоверению народного депутата. Народный депутат имеет право бесплатного провоза багажа в соответствии с нормами, действующими на каждом виде транспорта. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения, организации, на территории Совета обязаны предоставлять народному депутату по его заявке автотранспорт для поездок при выполнении депутатских обязанностей. Народному депутату, использующему личный автотранспорт для депутатской деятельности, возмещаются расходы по его содержанию в порядке и размерах, устанавливаемых Советом. Статья 41. Право народного депутата на внеочередное поселение в гостиницах Администрация гостиниц на территории Совета обязана предоставить народному депутату в течение часа отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостиницах распространяется и на лицо, сопровождающее народного депутата - инвалида первой группы. Статья 42. Отпуска народным депутатам Отпуск народному депутату предоставляется администрацией предприятий, учреждений, организаций по месту его работы (службы), в срок, указанным в письменном заявлении депутата (в том числе с разделением отпуска на части). Народному депутату, осуществляющему депутатскую деятельность в Совете или его органах на постоянной основе, отпуск предоставляется президиумом Совета. Статья 43. Предоставление народному депутату служебной жилой площади Народному депутату, осуществляющему депутатскую деятельность в Совете или его органах на постоянной основе и не имеющему постоянного места жительства в населенном пункте, в котором расположен Совет, по его заявлению исполнительным комитетом Совета в течение двух месяцев предоставляется временная служебная жилая площадь для проживания с членами семьи. Занимаемая депутатами и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства на этот период бронируется. Статья 44. О помощниках народного депутата Народные депутаты по решению соответствующего Совета могут иметь помощников. Помощники народного депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, а также государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, оказывают народному депутату организационно-техническую и научно консультативную помощь в осуществлении депутатских полномочий. Народный депутат несет ответственность за действия своих помощников и вправе в любое время заменять их. Права, условия и порядок работы помощников определяются соответствующим решением Совета в рамках законодательства РСФСР. Статья 45. Возмещение расходов в связи с выполнением депутатских полномочий Расходы исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, предприятий, учреждений, организаций, связанных с деятельностью народного депутата, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных народным депутатом, путем перечисления средств на счета соответствующих организаций за счет бюджета соответствующего Совета через его финансовые органы. Глава 5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 46. Ответственность за невыполнение законных требований народного депутата Невыполнение должностными и другими лицами государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций законных требований народного депутата, либо создание препятствий в его работе, а равно несоблюдение установленных настоящим Законом сроков предоставления информации или предоставление ими заведомо ложной информации, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния,- влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Статья 47. Ответственность за воздействие на народного депутата, членов его семьи и родственников Неправомерное воздействие на народного депутата, членов его семьи и родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния,- влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Статья 48. Ответственность за посягательство на честь, достоинство народного депутата Публичное оскорбление народного депутата, а также его личное оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде - влечет уголовную ответственность. Статья 49. Ответственность за нарушение неприкосновенности народного депутата Нарушение положений настоящего Закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности - влечет уголовную ответственность. Статья 50. Ответственность за нарушение гарантий трудовых прав народного депутата, прав народного депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленных настоящим Законом гарантий трудовых прав народного депутата, прав народного депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, а также установленных настоящим Законом прав указанных лиц после окончания их депутатских полномочий, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность в виде штрафа от 500 до 2000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.ХАСБУЛАТОВ Москва, Дом Советов РСФСР 30 октября 1990 года N 283-I Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|