СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 18 января 1991 г. N 30
г. Москва
Утратило силу с 1 февраля 2020 г. - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.2020 № 7
О Республиканской программе проведения
земельной реформы на территории РСФСР
(В редакции Постановления Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 13.04.93 г. N 326)
Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 23
ноября 1990 г. "О введении в действие Закона РСФСР "О земельной
реформе" Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Республиканскую программу проведения земельной
реформы на территории РСФСР (прилагается).
Государственному комитету РСФСР по земельной реформе,
Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
Министерству лесного хозяйства РСФСР, другим заинтересованным
министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров республик,
входящих в состав РСФСР, исполкомам местных Советов народных
депутатов осуществить необходимую организаторскую работу по
выполнению указанной Программы.
2. Государственному комитету РСФСР по экономике.
Государственному комитету РСФСР по материально-техническому
обеспечению республиканских и региональных программ, Министерству
финансов РСФСР обеспечить ежегодно выделение Государственному
комитету РСФСР по земельной реформе материально-технических и
финансовых средств, необходимых для реализации Республиканской
программы проведения земельной реформы на территории РСФСР,
отдельной строкой из ресурсов, выделяемых агропромышленному
комплексу.(Утратил силу в части выделения материально-технических
средств - Постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 13.04.93 г. N 326)
Председатель
Совета Министров РСФСР И. СИЛАЕВ
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР А. ТРЕТЬЯКОВ
______________________
У Т В Е Р Ж Д Е Н А
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 18 января 1991 г.
N 30
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР
I. Общие положения
Республиканская программа проведения земельной реформы на
территории РСФСР разработана в соответствии с постановлением
внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР "О программе
возрождения российской деревни и развития агропромышленного
комплекса", законами РСФСР "О земельной реформе" и "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве".
Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в
интересах создания условий для равноправного развития различных
форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики,
рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В
ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий,
организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением
их прав на землю.
Земельная реформа будет проводиться поэтапно. На первом ее
этапе осуществляется закрепление земель в федеративную
собственность РСФСР и собственность республик, входящих в ее
состав, уточнение административных границ, выявление потребности в
земле граждан, предприятий, организаций и учреждений, формирование
специального фонда земель для последующего перераспределения,
установление ставок земельного налога и цены за землю.
На втором этапе осуществляется передача и закрепление земель в
собственность, владение, пользование, в том числе в аренду,
гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.
Содержание Программы исходит из того, что земельная реформа
предусматривает введение многообразия форм собственности и
стимулирование развития новых форм хозяйствования, а также
экономически обоснованное и социально справедливое
перераспределение земель для организации более рационального их
использования, экологизацию землевладения и землепользования.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для
равноправного развития коллективных, индивидуальных и других форм
использования земли, для повышения эффективности
сельскохозяйственного производства, защиты земель от негативного
влияния антропогенной деятельности и вредных природных процессов.
Проведение земельной реформы позволит в ближайшее время
преобразовать земельные отношения внутри хозяйств, изменить в них
отношение к земле и повысить ее продуктивность, создать 80-100
тысяч крестьянских хозяйств, в 1,5-2 раза увеличить площади земель
в личных подсобных хозяйствах, в основном обеспечить потребность
граждан в садовых и огородных участках и увеличить объемы
производства сельскохозяйственной продукции в 1,5-1,8 раза.
Выполнение Программы возлагается на Советы народных депутатов
и их исполкомы, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе,
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
Министерство лесного хозяйства РСФСР, другие министерства и
ведомства.
II. Организационное обеспечение земельной реформы
1. Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР,
исполкомам краевых, областных, автономных областей и автономных
округов Советов народных депутатов с участием Госкомзема РСФСР в
январе 1991 г. создать комитеты по земельной реформе и земельным
ресурсам. Разработать с участием Минсельхозпрода РСФСР, Минлесхоза
РСФСР, Госкомприроды РСФСР, Госкомархстроя РСФСР, Минюста РСФСР
Положение о Госкомземе РСФСР и его органах на местах.
2. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР с участием
Центрального банка РСФСР и АККОРа внести предложения об организации
в 1991 году Российского земельного банка.
3. Госкомзему РСФСР совместно с Советами народных депутатов
подготовить в I квартале 1991 г. нормативно-методическую
документацию о депутатских земельных комиссиях.
4. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Госкомэкономике
РСФСР, Минфину РСФСР с участием АККОРа в февраля 1991 г.
разработать программу поддержки крестьянских хозяйств и
организовать проведение республиканского съезда представителей
крестьянских хозяйств и их ассоциаций.
5. Госкомзему РСФСР с участием АККОРа провести в
январе-феврале 1991 г. республиканские и зональные совещания
председателей комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам с
привлечением работников и специалистов исполкомов местных Советов
народных депутатов и ассоциаций крестьянских хозяйств.
6. Госкомзему РСФСР, Мининформпечати РСФСР, Минсельхозпроду
РСФСР в целях пропаганды земельной реформы организовать в 1991 году
открытие постоянных рубрик и передач в республиканских и местных
газетах, на телевидении, учредить журнал "Земля России".
7. Госкомзему РСФСР совместно с исполкомами местных Советов
народных депутатов создать в 1991 году при местных комитетах по
земельной реформе малые предприятия, хозрасчетные группы и другие
формирования по выполнению работ, связанных с земельной реформой.
III. Правовое и инструктивно-методическое обеспечение
земельной реформы
1. Министерствам и ведомствам РСФСР привести нормативные акты
в соответствие с законами РСФСР "О земельной реформе" и "О
крестьянском (фермерском) хозяйстве".
2. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минфину РСФСР,
Россельхозакадемии с участием АККОРа разработать в январе 1991 г.
рекомендации по условной приватизации земель, определению размеров
земельных наделов, созданию кооперативных и акционерных форм
хозяйствования.
3. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минюсту РСФСР,
Минлесхозу РСФСР, Госкомархстрою РСФСР разработать до апреля
1991 г. формы государственных актов, удостоверяющих право
владения землей и право собственности на землю, договоров на аренду
земли и других документов на пользование землей.
4. Госкомзему РСФСР, Минфину РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР,
Госкомэкономике РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Госкомархстрою РСФСР,
Россельхозакадемии разработать в первом полугодии 1991 г. положение
о принципах платы за землю, порядок исчисления земельного налога и
арендной платы.
5. Госкомзему РСФСР, Минюсту РСФСР, Госкомприроде РСФСР,
Госкомархстрою РСФСР, Минлесхозу РСФСР разработать в марте 1991 г.
положение о государственном контроле за использованием и охраной
земель в РСФСР.
6. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Госкомприроде
РСФСР, Россельхозакадемии с участием заинтересованных министерств и
ведомств разработать в январе 1991 г. порядок систематического
выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель в
целях создания земельного запаса Советов народных депутатов для
последующего их перераспределения, а также основные положения
землеустройства, о содержании и порядке ведения государственного
земельного кадастра, в июне 1991 г. - механизм экономического
стимулирования рационального использования земли.
7. Госкомприроде РСФСР, Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду
РСФСР, Минфину РСФСР, Минюсту РСФСР, Россельхозакадемии разработать
в 1992 году механизм возмещения ущерба, причиненного в результате
деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их
порчи и уничтожения.
8. Госкомприроде РСФСР, Россельхозакадемии, Госкомзему РСФСР,
Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР разработать в 1991 году
порядок выявления и консервации деградированных, а также
загрязненных земель химическими и радиоактивными веществами свыше
допустимых концентраций.
IV. Землеустроительное обеспечение земельной реформы
1. Исполкомам местных Советов народных депутатов, Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР осуществить в 1991
году передачу земель в распоряжение местных Советов народных
депутатов и провести инвентаризацию земель (выборочно) по всем
категориям землевладений и землепользований; составить в 1991-1992
годах схемы землеустройства 1840 административных районов с целью
создания специального фонда земель для наделения землей
крестьянских и личных подсобных хозяйств, развития садоводства и
огородничества.
2. Исполкомам местных Советов народных депутатов, Госкомзему
РСФСР обеспечить:
в 1991-1995 годах проведение межхозяйственного землеустройства
по перераспределению земель и их предоставление с выдачей
документов, удостоверяющих право владения, собственности и
пользования землей;
в 1991-1995 годах выделение земельных участков для ведения
крестьянского хозяйства общей площадью 5,5-6,5 млн. га, в том числе
в 1991 году - 1,5-2 млн. га;
в 1991-1995 годах увеличение площади земель в личных подсобных
хозяйствах на 3 млн. га, в том числе в 1991 году - на 1 млн. га;
в 1991-1995 годах выделение земельных участков для садоводства
и огородничества 2,5 млн. га, в том числе в 1991 году -
1,0 млн. га.
3. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР В 1991-1992 годах
произвести в 17 тыс. хозяйств внутрихозяйственную оценку земли.
4. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР,
Минфину РСФСР, Госкомархстрою РСФСР, Госкомприроде РСФСР,
Россельхозакадемии, исполкомам местных Советов народных депутатов
определить в 1991 году ставки земельного налога по регионам
республики.
5. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР,
Россельхозакадемии, Госкомэкономики РСФСР, Госкомприроде РСФСР,
Минлесхозу РСФСР в 1991-1995 годах разработать и осуществить
республиканскую и региональные программы защиты земель от
деградации, консервации деградированных земель и их восстановление.
6. Госкомзему РСФСР, исполкомам местных Советов народных
депутатов в 1991-1995 годах провести землеустройство крестьянских
хозяйств с комплексом топографических, почвенно-геоботанических,
агрохимических и других изысканий; выполнить необходимые
аэрофотогеодезические, изыскательские и обследовательские работы
для обеспечения информацией о земле собственников, землевладельцев,
землепользователей и органов управления.
V. Информационное обеспечение земельной реформы,
ведение кадастра и мониторинга земель
1. Госкомзему РСФСР, Госкомэкономике РСФСР, Госкомобеспечению
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР, Госкомприроде
РСФСР, Госкомархстрою РСФСР, Россельхозакадемии в 1991-1995 годах
создать республиканскую автоматизированную систему информационного
обеспечения земельной реформы и организации рационального
использования земель.
2. Госкомзему РСФСР, исполкомам Советов народных депутатов
разработать и внедрить подсистему ведения автоматизированного
земельного кадастра.
3. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами:
в III квартале 1991 г. определить содержание и методы ведения
мониторинга земель;
в 1991-1995 годах создать систему ведения мониторинга земель
на основе использования новейших средств и научных методов;
обеспечить топографические съемки и обновление топографических
карт масштабов 1 : 10000 - 1 : 100000 и планов сельских и городских
населенных пунктов в масштабе 1 : 5000 и крупнее;
провести комплексное обследование и картографирование
земельных угодий и почвенно-растительного покрова, создание базовой
основы земельного кадастра, а также комплексное обследование и
картографирование сельскохозяйственных угодий на содержание гумуса,
макро- и микроэлементов, тяжелых металлов, остаточных количеств
пестицидов, нитратов, радионуклидов;
осуществить сельскохозяйственные аэрофотогеодезические
изыскания и обследования земель, периодическое обновление
земельного кадастра и непрерывное внесение в него изменений по
данным оперативного мониторинга и учета земель;
разработать автоматизированное рабочее место землеустроителя
для оперативного внесения изменений в земельный кадастр, комплекс
бортовых съемочных средств и наземных пунктов приема информации для
оперативного мониторинга земельных угодий и почвенно-растительного
покрова, автоматизированный геодезический прибор для автономного
определения координат границ землепользований на основе
использования глобальной спутниковой системы, комплекс стационарных
и передвижных лабораторий для анализа почв, растительности и
грунтовых вод.
VI. Научно-методическое обеспечение земельной реформы
1. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии в 1992 году создать
центр научного обеспечения земельной реформы при Госкомземе РСФСР.
2. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии в 1991 году
сформировать научные подразделения в объединении РосНИИземпроект и
в 12 зональных проектных институтах по землеустройству, в 1993 году
создать научно-производственное объединение по информационному
обеспечению рационального использования земель.
3. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Россельхозакадемии
в 1991-1992 годах разработать:
научные основы платного землевладения и землепользования и
экономического стимулирования рационального использования земель;
научные основы, содержание и методы ведения государственного
земельного кадастра в условиях многообразия форм землевладения и
землепользования;
научные основы и методы землеустройства при переходе к новым
формам землевладения и землепользования;
научные основы, методы и нормативы организации рационального
использования и охраны земель;
научные основы мониторинга земель и методы его ведения.
4. Госкомзему РСФСР, Минсельзхозпроду РСФСР,
Россельхозакадемии с участием АККОРа подготовить во II квартале
1991 г. научные рекомендации по оптимальным размерам крестьянских
хозяйств по регионам РСФСР, составлению в регионах схем развития
крестьянских хозяйств, проекта организации их территории,
формированию и организации территории садовых и огородных
товариществ.
5. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами в 1991-1992 годах
подготовить рекомендации по оценке земель, установлению нормативов
стоимости земли на базе ее оценки.
6. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии, Госкомприроде РСФСР
до 1995 года подготовить рекомендации по совершенствованию
организации и устройства территории с целью создания устойчивых
саморегулируемых ландшафтов, в 1994 году - по изучению,
использованию и охране оленьих пастбищ с целью создания территорий
приоритетного природопользования.
VII. Кадровое обеспечение земельной реформы
1. Госкомзему РСФСР совместно с Минсельхозпродом РСФСР,
Госкомнауки и высшей школы РСФСР;
в 1991-1992 годах обеспечить расширение подготовки
инженеров-землеустроителей в Новочеркасском гидромелиоративном
институте, Ленинградском, Омском и Воронежском сельскохозяйственных
институтах (150 человек ежегодно);
открыть землеустроительные факультеты в Пермском, Красноярском
Уссурийском сельскохозяйственных институтах (300 человек ежегодно)
и землеустроительные отделения в сельскохозяйственных техникумах
(900 человек ежегодно);
создать на базе Московского института инженеров
землеустройства Государственный университет по землеустройству с
подготовкой специалистов по земельному праву, землеустройству,
почвоведению, геоботанике, геодезии, архитектуре и планировке
сельских населенных мест;
организовать на базе сельскохозяйственных вузов факультеты по
переподготовке кадров (ежегодно 2500 человек);
открыть факультеты и курсы по повышению квалификации в четырех
сельскохозяйственных вузах и 15 государственных проектных
институтах по землеустройству.
2. Госкомзему РСФСР в 1991 году организовать учебу
председателей депутатских земельных комиссий местных Советов
народных депутатов.
3. Госкомнауки и высшей школы РСФСР, Минобразованию РСФСР
совместно с Госкомземом РСФСР и другими заинтересованными
министерствами обеспечить включение в учебные планы подготовки
специалистов, деятельность которых связана с использованием и
охраной земли и других природных ресурсов, специальных курсов по
земельному законодательству.
VIII. Материально-техническое и финансовое
обеспечение земельной реформы
1. Госкомэкономике РСФСР предусмотреть по агропромышленному
комплексу выделение отдельной строкой для Госкомзема РСФСР:
в 1991-1995 годах легковых автомобилей и другого специального
автотранспорта - 1600 штук, в том числе в 1991 году - 300 штук;
в 1991-1995 годах персональных компьютеров типа IВМ РС/АТ -
2800 штук, в том числе в 1991 году - 2380 штук;
в 1991 году полиграфического оборудования - 20 комплектов;
в 1991 году множительных приборов типа "Канон" - 150 штук;
в 1991-1995 годах бумажной продукции - 2500 тонн, в том числе
в 1991 году - 500 тонн.
2. Минфину РСФСР в 1991 году предусмотреть выделение для
Госкомзема РСФСР: 92 млн. рублей госбюджетных ассигнований для
ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
2 млн. рублей на проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ; до 246 млн. рублей на приобретение
автотранспорта, компьютеров, геодезических приборов, стационарных и
передвижных лабораторий и другого оборудования, переподготовку
кадров и содержание органов Госкомзема РСФСР.
Предусматривать в 1992-1995 годах ежегодное выделение
необходимых ассигнований для реализации Республиканской программы
проведения земельной реформы на территории РСФСР.
_____________