Расширенный поиск
Кодекс РСФСР от 30.06.1972 б/нУтратил силу - Кодекс Российской Федерации от 16.11.95 г. N 167-ФЗ ВОДНЫЙ КОДЕКС РСФСР В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции воды, как и другие природные богатства в нашей стране, были национализированы и стали достоянием народа. Государственная собственность на воды составляет основу водных отношений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, создает благоприятные условия для осуществления планового и комплексного использования вод с наибольшим народнохозяйственным эффектом, позволяет обеспечить наилучшие условия труда, быта, отдыха и охраны здоровья советских людей. Развитие общественного производства и градостроительства, рост материального благосостояния и культурного уровня населения увеличивают разносторонние потребности в воде и повышают значение рационального использования и охраны вод. Советское водное законодательство призвано активно способствовать наиболее эффективному, научно обоснованному использованию вод и их охране от загрязнения, засорения и истощения. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи Водного кодекса РСФСР Задачами Водного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в области водных отношений. Статья 2. Водное законодательство Союза ССР и РСФСР Водные отношения в РСФСР регулируются Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами водного законодательства Союза ССР, Водным кодексом РСФСР и иными актами водного законодательства РСФСР. Настоящий Кодекс в соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик регулирует водные отношения как по вопросам, предусмотренным Основами, так и по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Земельные, лесные и горные отношения в РСФСР регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 3. Государственная собственность на воды В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются. Статья 4. Единый государственный водный фонд В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик все воды (водные объекты) в РСФСР входят в состав единого государственного водного фонда. Единый государственный водный фонд включает: 1) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов; 2) подземные воды и ледники; 3) внутренние моря и другие внутренние морские воды СССР; 4) территориальные воды (территориальное море) СССР. Статья 5. Компетенция Союза ССР в области регулирования водных отношений В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик ведению Союза ССР в области регулирования водных отношений подлежат: 1) распоряжение единым государственным водным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР; 2) установление основных положений в области использования вод, охраны их от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод; 3) установление общесоюзных нормативов водопользования, качества вод и методов его оценки; 4) установление единых для Союза ССР систем государственного учета вод, их использования, регистрации водопользования и государственного водного кадастра; 5) утверждение схем комплексного использования и охраны вод, а также водохозяйственных балансов, имеющих общесоюзное значение; 6) планирование общесоюзных мероприятий по использованию, охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия; 7) государственный контроль за использованием и охраной вод и установление порядка его осуществления; 8) определение водных объектов, регулирование пользования которыми осуществляется органами Союза ССР. Статья 6. Компетенция РСФСР в области регулирования водных отношений Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования водных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным водным фондом на территории республики; установление порядка пользования водами, охраны их от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод; планирование мероприятий по использованию, охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия; утверждение схем комплексного использования и охраны вод, водохозяйственных балансов; осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод, а также регулирование водных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Статья 7. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования водных отношений Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования водных отношений подлежат распоряжение единым государственным водным фондом на территории республики, осуществление руководства и государственного контроля за использованием и охраной вод в соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и АССР. Глава II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД Статья 8. Государственное управление в области использования и охраны вод Согласно Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Специально уполномоченными государственными органами по регулированию использования и охране вод являются Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР и его органы на местах в пределах их компетенции. Статья 9. Государственный контроль за использованием и охраной вод Государственный контроль за использованием и охраной вод имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством. Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляется Советами депутатов трудящихся, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Глава III УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ВОД Статья 10. Содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод Профессиональные союзы, организации молодежи, общество охраны природы, научные общества и другие общественные организации, также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод. Статья 11. Порядок участия общественных организаций и граждан в мероприятиях по рациональному использованию и охране вод Общественные организации принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования и охраны вод, в соответствии с их уставами (положениями) и законодательством Союза ССР и РСФСР. Граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод путем непосредственного участия в проведении необходимых работ, внесения предложений об улучшении использования и охраны вод, сообщения об известных им нарушениях правил их использования и охраны. Глава IV РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ВОД Статья 12. Условия размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод, должно обеспечиваться рациональное использование вод при условии первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учет забираемой из водных объектов и возвращаемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров, охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов. При строительстве предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, в зависимости от природных и хозяйственных условий учитываются возможности пользования водными объектами для отдыха и спорта. Статья 13. Условия размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, наряду с выполнением требований, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, должны быть своевременно осуществлены мероприятия, обеспечивающие охрану рыбы, других водных животных и растений и условия для их воспроизводства. Статья 14. Согласование мест и проектов строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, согласовывается с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Проекты строительства указанных предприятий, сооружений и других объектов подлежат согласованию с органами по регулированию использования и охране вод и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР. Статья 15. Условия запрещения ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод Запрещается ввод в эксплуатацию: новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие; оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв; осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами; водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами; гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами; буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны; самоходных и несамоходных судов без устройств по сбору подсланевых и других сточных вод, образующихся на судах. Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа. Глава V ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ И В ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОСАХ (ЗОНАХ) Статья 16. Порядок производства работ на водных объектах и в прибрежных полосах (зонах) Строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и другие работы на водных объектах или в прибрежных полосах (зонах) водоемов, влияющие на состояние вод, производятся по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Эксплуатационные землечерпательные работы на судоходных путях, связанные с обеспечением судоходных условий, проводятся органами, регулирующими судоходство, при соблюдении интересов других водопользователей и с сообщением органам по регулированию использования и охране вод. Статья 17. Прибрежные полосы (зоны) водоемов К прибрежным полосам (зонам) водоемов относятся первый и второй пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, береговые полосы внутренних водных путей, полосы отвода магистральных и межхозяйственных каналов, а также другие полосы (зоны), предусмотренные законодательством. РАЗДЕЛ II ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Глава VI ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ, ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 18. Водопользователи Водопользователями в РСФСР могут быть государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации, учреждения и граждане СССР. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, водопользователями могут быть и иные организации и лица. Статья 19. Объекты водопользования В пользование предоставляются водные объекты, перечисленные в статье 4 настоящего Кодекса. Статья 20. Частичное или полное запрещение использования водных объектов В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик использование водных объектов, имеющих особое государственное значение либо особую научную или культурную ценность, может быть частично или полностью запрещено в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР. Статья 21. Виды водопользования, различающиеся по основному целевому назначению Водные объекты предоставляются в пользование при соблюдении предусмотренных законом требований и условий для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных и общественных надобностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Использование водных объектов для сброса сточных вод может допускаться лишь в случаях и при соблюдении специальных требований и условий, предусмотренных законодательством Союза ССР, статьями 74-76 настоящего Кодекса и иным законодательством РСФСР. Статья 22. Общее и специальное водопользование Различается общее водопользование - осуществляемое без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод, и специальное водопользование - осуществляемое с применением таких сооружений или устройств. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено пользование водными объектами без применения сооружений или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод. Перечень видов специального водопользования устанавливается органами по регулированию использования и охране вод. Статья 23. Совместное и обособленное водопользование Водные объекты могут состоять в совместном или обособленном пользовании. В обособленном пользовании состоят водные объекты (части водных объектов), предоставленные на основании решения государственных органов (статья 28 настоящего Кодекса) в пользование предприятию, учреждению, организации. В совместном пользовании состоят водные объекты (части водных объектов), не предоставленные в обособленное пользование. Статья 24. Первичное и вторичное водопользование Предприятия, организации и учреждения, которым водные объекты предоставлены в обособленное пользование - первичные водопользователи, в установленных законодательством Союза ССР и РСФСР случаях вправе разрешать другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам вторичное водопользование по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод. В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования водными объектами. В необходимых случаях условия вторичного водопользования, взаимные права и обязанности сторон оформляются договором между первичным и вторичным водопользователями. Глава VII ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В ПОЛЬЗОВАНИЕ Статья 25. Первоочередное удовлетворение питьевых и бытовых нужд населения Водные объекты предоставляются в пользование прежде всего для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Статья 26. Бесплатность водопользования Водопользование осуществляется бесплатно. В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик специальное водопользование может подлежать оплате в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР. Статья 27. Основания предоставления водных объектов в обособленное пользование В обособленное пользование водные объекты предоставляются полностью или частично на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся либо иного уполномоченного на то государственного органа в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении водных объектов в обособленное пользование указываются цель, для которой они предоставляются, и основные условия пользования водными объектами. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении водных объектов в обособленное пользование устанавливается Советом Министров РСФСР. Статья 28. Органы, предоставляющие водные объекты в обособленное пользование Исполнительные комитеты районных, городских Советов депутатов трудящихся предоставляют в обособленное пользование замкнутые (непроточные) водоемы, находящиеся в пределах территории района, города. Исполнительные комитеты областных, краевых Советов депутатов трудящихся, Советы Министров автономных республик предоставляют в обособленное пользование водные объекты, находящиеся на территории области, края, автономной республики, не отнесенные к судоходным или лесосплавным водным путям и не объявленные заповедными. Совет Министров РСФСР либо уполномоченные государственные органы предоставляют в обособленное пользование водные объекты или их части в случаях, предусмотренных статьями 20 и 71 настоящего Кодекса, а также во всех других случаях. Статья 29. Документы, удостоверяющие право на обособленное пользование водным объектом Право водопользователей на обособленное пользование водным объектом удостоверяется государственными актами на право водопользования, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся. Формы актов устанавливаются Советом Министров РСФСР. Статья 30. Разрешения на специальное водопользование Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по регулированию использования и охране вод, а в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Кодекса, - Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся. Такие разрешения выдаются после согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор охрану рыбных запасов, а также с другими заинтересованными органами. В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование устанавливается Советом Министров СССР. Статья 31. Разрешения на специальное водопользование, выдаваемые Советами Министров автономных республик и исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся. Разрешения на пользование подземными водами путем устройства на территории сельских населенных пунктов, поселков, городов копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев, а также каптажей источников, работающих без принудительного понижения уровня воды, выдают исполнительные комитеты соответствующих сельских, поселковых и городских Советов депутатов трудящихся. Разрешения на устройство указанных колодцев и каптажей на землях государственного запаса и государственного лесного фонда выдают исполнительные комитеты районных Советов депутатов трудящихся. Специальное водопользование на замкнутых (непроточных) водоемах, расположенных на территории района, города, а также на ручьях и суходолах, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых исполнительными комитетами соответствующих районных, городских Советов депутатов трудящихся. Разрешения на водопользование, осуществляемое посредством устройства и эксплуатации водоподпорных сооружений на реках, не отнесенных к водным путям и не являющихся источниками централизованного водоснабжения, выдаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов депутатов трудящихся. Статья 32. Порядок осуществления общего водопользования Общее водопользование осуществляется без разрешений. При общем водопользовании обязательно соблюдение требований органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, органов, регулирующих судоходство и лесосплав, а также правил охраны жизни людей на воде, рационального использования и охраны вод. Исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских, районных Советов депутатов трудящихся в целях охраны жизни и здоровья граждан, по производственным и иным соображениям устанавливают места, где запрещены купанье, катанье на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют другие условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территории соответственно сельского населенного пункта, поселка, города, района. Предложения об условиях общего водопользования вносят органы по регулированию использования и охране вод, общества спасания на водах, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, охрану животного мира, и другие заинтересованные органы. Исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся обязан объявить об установленных им условиях общего водопользования. Статья 33. Общее водопользование на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных первичным водопользователем по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, а при необходимости может быть запрещено. Первичный водопользователь обязан объявить об условиях или запрете общего водопользования на водном объекте, предоставленном ему в обособленное пользование. Если первичный водопользователь и исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся не объявили об условиях или запрете общего водопользования на водном объекте, предоставленном в обособленное пользование, общее водопользование признается разрешенным без ограничений в соответствии с водным законодательством. Статья 34. Сроки водопользования Водные объекты предоставляются в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается водопользование без заранее установленного срока. Временное пользование может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до двадцати пяти лет При необходимости сроки водопользования могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Общее водопользование сроком не ограничивается. Глава VIII ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Статья 35. Использование водных объектов по назначению Водопользователи имеют право пользоваться водными объектами только в тех целях, для которых они предоставлены. Статья 36. Права водопользователей В соответствии с целевым назначением предоставленного в пользование водного объекта водопользователи имеют право в установленном порядке: добывать воду для ее последующего использования; эксплуатировать водные объекты для нужд сельского хозяйства, промышленности, гидроэнергетики, транспорта, рыбного и охотничьего хозяйства; возводить водохозяйственные (гидротехнические) сооружения и устройства, а также осуществлять их реконструкцию и ликвидацию; пользоваться водными объектами для отдыха, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий, поддержания благоприятного состояния природных комплексов, а также осуществления других не запрещенных законодательством действий по пользованию водными объектами. Статья 37. Ограничение прав водопользователей При исключительном маловодье, аварийных ситуациях на водных объектах, угрозе возникновения эпидемий и эпизоотии и в иных случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, права водопользователей могут быть ограничены в государственных интересах, а также в интересах других водопользователей. При этом не должны ухудшаться условия пользования водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения. Ограничение прав водопользователей при осуществлении неотложных мер по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, вызванных вредным воздействием вод, регулируется статьей 102 настоящего Кодекса. Права водопользователей на обособленное пользование водным объектом могут быть ограничены органом, предоставившим данный водный объект в обособленное пользование, права на специальное водопользование - органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование, права на вторичное водопользование - первичным водопользователем по согласованию с органом по регулированию использования и охране вод, а также другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 38. Обязанности водопользователей Водопользователи обязаны: рационально использовать водные объекты, заботиться об экономном расходовании воды, восстановлении и улучшении качества вод; принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества; не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользователям, а также нанесения ущерба хозяйственным и природным объектам (землям, лесам, животному миру, полезным ископаемым и другим); содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, влияющие на состояние вод, улучшать их эксплуатационные качества, вести в установленных случаях учет пользования водами. Статья 39. Поощрение водопользователей, осуществляющих мероприятия по рациональному использованию и охране вод Меры поощрения водопользователей, стимулирующие осуществление общеполезных мероприятий по рациональному использованию и охране вод, устанавливаются Советом Министров РСФСР. Глава IX ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 40. Основания прекращения права водопользования Право водопользования предприятий, организаций, учреждений и граждан подлежит прекращению соответственно в случаях: 1) минования надобности в водопользовании или отказа от него; 2) истечения срока водопользования; 3) ликвидации предприятия, организации или учреждения; 4) передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям; 5) возникновения необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования. Право водопользования предприятий, организаций, учреждений и граждан (кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд) может быть прекращено также в случае нарушения правил пользования водами и их охраны либо использования водного объекта не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен. Законодательством РСФСР могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права водопользования предприятий, организаций, учреждений и граждан. Статья 41. Порядок прекращения права водопользования Право водопользования прекращается путем: аннулирования разрешения на специальное, а также вторичное водопользование; изъятия водных объектов, предоставленных в обособленное пользование. Прекращение специального водопользования осуществляется по решению органа, выдавшего разрешение на него. Вторичное водопользование может быть прекращено по решению первичного водопользователя, согласованному с органом по регулированию использования и охране вод. Статья 42. Изъятие водных объектов из обособленного пользования Изъятие водных объектов из обособленного пользования производится на основании постановлений (решений) государственных органов, которые вправе предоставлять данные водные объекты в обособленное пользование, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР. Изъятие водных объектов из пользования заповедников производится в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса. Изъятие водных объектов из обособленного пользования предприятий, организаций и учреждений союзного подчинения производится по согласованию с водопользователями и министерствами и ведомствами, которым они непосредственно подчинены. Статья 43. Возмещение убытков, причиненных проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик убытки, причиненные предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам проведением водохозяйственных мероприятий (гидротехнических работ и т. п.), а также прекращением или изменением условий водопользования, подлежат возмещению в случаях и порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР. Глава Х ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПИТЬЕВЫХ, БЫТОВЫХ И ИНЫХ НУЖД НАСЕЛЕНИЯ Статья 44. Водные объекты, предоставляемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения Для питьевого, бытового водоснабжения, а также для иных нужд населения предоставляются водные объекты, качество воды которых соответствует установленным санитарным требованиям. Статья 45. Централизованное водоснабжение населения При пользовании водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения в порядке централизованного водоснабжения предприятия, учреждения и организации, в оперативном управлении, собственности или пользовании которых находятся хозяйственно-питьевые водопроводы, вправе забирать воду из источников водоснабжения в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и разрешениями на специальное водопользование для производства воды питьевого качества и подачи ее потребителям. Указанные в настоящей статье предприятия, учреждения и организации обязаны организовать учет забираемой воды, вести регулярные наблюдения за состоянием воды в источниках водоснабжения и сообщать органам по регулированию использования и охране вод, органам, осуществляющим государственный санитарный надзор, и исполнительным комитетам местных Советов депутатов трудящся об отклонении качества воды в источниках от установленных нормативов. Статья 46. Нецентрализованное водоснабжение населения При пользовании водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения в порядке нецентрализованного водоснабжения предприятия, учреждения, организации и граждане вправе забирать воду непосредственно из поверхностных или подземных водных источников в порядке общего или специального водопользования. Пользование водозаборными сооружениями, предназначенными для этих целей, производится в соответствии с правилами, устанавливаемыми исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских Советов депутатов трудящихся, на территории которых расположены водозаборные сооружения. Статья 47 Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением, как правило, не допускается. В районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники и имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества, органы по регулированию использования и охране вод могут разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением. Глава XI ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ЛЕЧЕБНЫХ, КУРОРТНЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ Статья 48. Первоочередное использование водных объектов, отнесенных к категории лечебных, для лечебных и курортных целей Водные объекты, отнесенные в установленном порядке к категории лечебных, используются прежде всего для лечебных и курортных целей. В исключительных случаях органы по регулированию использования и охране вод могут разрешать использование водных объектов, отнесенных к категории лечебных, для других целей по согласованию с соответствующими органами здравоохранения и управления курортами. Сброс сточных вод в водные объекты, отнесенные к категории лечебных, запрещается. Статья 49. Порядок пользования водами для отдыха и спорта Пользование водными объектами для отдыха и спорта допускается без особого на то разрешения. Водные объекты используются для массового отдыха и спорта в местах, установленных исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, общества спасания на водах, а на судоходных и лесосплавных путях - по согласованию с органами, регулирующими судоходство и лесосплав. Для обеспечения организованного массового отдыха и развития спорта водные объекты полностью или частично могут предоставляться в обособленное пользование государственных и общественных организаций. Пользование водными объектами для отдыха и спорта может быть запрещено или ограничено в случаях и порядке, предусмотренных статьями 32 и 33 настоящего Кодекса. Статья 50. Пользование водными объектами для любительского и спортивного рыболовства Пользование водными объектами для любительского и спортивного рыболовства разрешается с соблюдением правил рыболовства за исключением заповедников, рыбопитомников, культурных рыбоводных хозяйств, а также других мест, где рыболовство запрещено. Статья 51. Пользование водными объектами для плавания на маломерных судах Пользование водными объектами для плавания на маломерных судах (гребных и моторных лодках, катерах, парусных яхтах и др.) разрешается с соблюдением правил пользования маломерными судами, устанавливаемых Советами Министров автономных республик, краевыми, областными Советами депутатов трудящихся. Маломерные суда должны быть зарегистрированы в установленном порядке с нанесением бортовых знаков. Глава XII ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ НУЖД СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 52. Общее и специальное водопользование для нужд сельского хозяйства Пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства осуществляется как в порядке общего, так и специального водопользования. При специальном водопользовании применяются оросительные, обводнительные, осушительные и иные водохозяйственные сооружения и устройства, принадлежащие государственным организациям, колхозам, совхозам и другим водопользователям. Статья 53. Обязанности водопользователей, пользующихся водными объектами для нужд сельского хозяйства Колхозы, совхозы и другие предприятия, организации, учреждения и граждане, пользующиеся водными объектами для нужд сельского хозяйства, обязаны соблюдать установленные планы, правила, нормы и режим водопользования, принимать меры к сокращению потерь воды на фильтрацию и испарение в мелиоративных системах, к предупреждению нерациональных сбросов воды из них, к недопущению попадания рыбы в мелиоративные системы из рыбохозяйственных водоемов, а также создавать наиболее благоприятный режим почвенной влаги. Статья 54. Орошение сточными водами Орошение сельскохозяйственных земель сточными водами разрешается органами по регулированию использования и охране вод по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный и ветеринарный надзор. Статья 55. Водоснабжение сельского хозяйства Водоснабжение сельского хозяйства подразделяется на централизованное и нецентрализованное. На централизованное водоснабжение сельского хозяйства распространяются правила, изложенные в статье 45 настоящего Кодекса. Водоснабжение ферм и отдельных сельскохозяйственных предприятий, осуществляемое нецентрализованно, производится с разрешения исполнительных комитетов, сельских, поселковых, городских Советов депутатов трудящихся, обводнение пастбищ - исполнительных комитетов районных, городских Советов депутатов трудящихся, по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный и ветеринарный надзор, и органами по регулированию использования и охране вод. Колхозы, совхозы и другие предприятия, организации и учреждения, эксплуатирующие системы водоснабжения для обводнения пастбищ и других сельскохозяйственных целей, обязаны не допускать бесхозяйственного излива воды, засоления и заболачивания земель. Сброс воды из прудов, каналов и других обводнительных сооружений допускается по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод. Статья 56. Орошение и осушение земель, занятых лесами, лесными полосами и лесопитомниками Положения статей 52-55 настоящего Кодекса распространяются также на орошение и осушение земель, занятых лесами, лесными полосами и лесопитомниками. Глава XIII ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И НУЖД ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ Статья 57. Обязанности водопользователей, пользующихся водными объектами для промышленных целей Водопользователи, пользующиеся водными объектами для промышленных целей, обязаны соблюдать установленные планы, технологические нормы и правила водопользования, а также принимать меры к сокращению расхода воды и к прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применение безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, оборотного водоснабжения и других технических приемов). Статья 58. Ограничение или запрещение использования питьевой воды для промышленных целей Исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся в случае стихийного бедствия, аварии и при других исключительных обстоятельствах, а также при перерасходе предприятием установленного лимита потребления воды из водопровода вправе сокращать или запрещать потребление для промышленных целей питьевой воды из коммунальных и временно ограничивать - из ведомственных хозяйственно-питьевых водопроводов в интересах первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Статья 59. Использование подземных вод для технического водоснабжения и других производственных нужд Подземные воды (пресные, минеральные, термальные), не отнесенные к категории питьевых или лечебных вод, могут в установленном порядке использоваться для технического водоснабжения, извлечения содержащихся в них химических элементов, получения тепловой энергии и других производственных нужд с соблюдением требований рационального использования и охраны вод. Статья 60. Пользование водными объектами для нужд гидроэнергетики В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик пользование водными объектами для нужд гидроэнергетики осуществляется с учетом интересов других отраслей народного хозяйства, а также с соблюдением требований комплексного использования вод, если иное прямо не предусмотрено постановлением Совета Министров СССР или постановлением Совета Министров РСФСР, а в соответствующих случаях - решением органа по регулированию использования и охране вод. Глава XIV ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ НУЖД ВОДНОГО, ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА И ЛЕСОСПЛАВА Статья 61. Водные пути общего пользования В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик реки, озера, водохранилища, каналы, внутренние моря и другие внутренние морские воды СССР, а также территориальные воды (территориальное море) СССР являются водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в обособленное пользование. Порядок отнесения водных путей к категории судоходных и лесосплавных, а также установления правил эксплуатации водных путей определяется законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 62. Молевой сплав леса, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик молевой сплав леса, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги запрещается: 1) на судоходных путях, 2) на водных объектах, перечень которых утверждается Советом Министров СССР или Советом Министров РСФСР с учетом особого значения этих объектов для рыбного хозяйства, водоснабжения или других народнохозяйственных целей. На остальных водных объектах указанные виды лесосплава допускаются на основании разрешений, выдаваемых органами по регулированию использования и охране вод после согласования с органами, осуществляющими охрану рыбных запасов. В соответствии с законодательством Союза ССР правило, запрещающее молевой сплав леса и сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги на судоходных путях, не исключает права лесосплавляющих организаций производить в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР, указанные виды лесосплава на путях, по которым судоходство осуществляется только в полноводный период, и перепуски леса молем, в пучках и кошелях без судовой тяги на ограниченных участках судоходных путей до запаней (рейдов), где производится сплотка или погрузка древесины. Разрешения в этих случаях выдаются органами по регулированию использования и охране вод по согласованию с органами, регулирующими судоходство, и органами, осуществляющими охрану рыбных запасов. Статья 63. Обязанности лесосплавляющих организаций по очистке сплавных путей Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить очистку сплавных путей от затонувшей древесины, а также судоходных путей, в случаях, предусмотренных статьей 62 настоящего Кодекса. Сроки проведения очистных работ и порядок приемки водных объектов, очищенных от затонувшей древесины, устанавливаются органами по регулированию использования и охране вод. Статья 64. Пользование водными объектами для нужд воздушного транспорта В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик порядок пользования водными объектами для стоянки, взлета и посадки воздушных судов, а также для других нужд воздушного транспорта устанавливается законодательством Союза ССР. Глава XV ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ НУЖД РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 65. Права и обязанности рыбохозяйственных предприятий и организаций по водопользованию Предприятия, колхозы и другие организации, пользующиеся рыбохозяйственными водоемами или рыбопромысловыми участками, осуществляют в соответствии с утвержденными в установленном порядке производственными планами на этих водоемах и участках необходимые для ведения рыбного хозяйства работы, а также ведут добычу рыбы, других водных животных и растений. По согласованию с органами, осуществляющими охрану рыбных запасов, они обязаны проводить рыбоводные и мелиоративно-технические мероприятия, обеспечивающие улучшение состояния водоемов и условий воспроизводства рыбных запасов, а также содержать в надлежащем санитарном состоянии береговые участки в местах лова рыбы. Статья 66. Ограничение водопользования на рыбохозяйственных водоемах На рыбохозяйственных водоемах или их отдельных участках, имеющих особо важное значение для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб и других объектов водного промысла, права водопользователей могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства. Перечень таких водоемов или их участков и виды ограничений водопользования определяются органами по регулированию использования и охране вод по представлению органов, осуществляющих охрану рыбных запасов. Статья 67. Осуществление мероприятий по охране и воспроизводству рыбных запасов При эксплуатации гидротехнических и других сооружений на рыбохозяйственных водоемах должны своевременно осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану рыбных запасов и условия для их воспроизводства. Статья 68. Порядок пользования водными объектами для нужд рыбного хозяйства Порядок пользования водными объектами для нужд рыбного хозяйства устанавливается законодательством Союза ССР и РСФСР. Глава XVI ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ НУЖД ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА Статья 69. Право водопользования предприятий и организаций охотничьего хозяйства На реках, озерах и других водных объектах, являющихся местами обитания диких водоплавающих птиц и ценных пушных зверей (бобр, ондатра, выхухоль, нутрия и другие), органами по регулированию использования и охране вод могут быть предоставлены преимущественные права водопользования предприятиям и организациям охотничьего хозяйства с учетом требований комплексного использования вод. Статья 70. Порядок пользования водными объектами для нужд охотничьего хозяйства Пользование водными объектами для нужд охотничьего хозяйства (разведение водоплавающих птиц и пушных зверей, культивирование растений и проведение других мероприятий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства) производится по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами. Глава XVII ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ НУЖД ЗАПОВЕДНИКОВ Статья 71. Заповедные водные объекты Водные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность, объявляются в установленном законодательством Союза ССР и РСФСР порядке заповедными и предоставляются в бессрочное обособленное пользование заповедников в целях охраны природы и проведения научных исследований. Водные объекты в РСФСР объявляются заповедными и предоставляются в пользование заповедников на основании постановления Совета Министров РСФСР. Порядок пользования водами заповедников определяется положениями о заповедниках. Статья 72. Изъятие водных объектов из пользования заповедников Изъятие водных объектов из пользования заповедников допускается только в случаях особой необходимости на основании постановления Совета Министров РСФСР. Статья 73. Признание водных объектов памятниками природы или культуры Водные объекты, имеющие научную или культурную ценность, не объявленные заповедными, признаются памятниками природы или культуры в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. Решения о признании водных объектов памятниками природы или о культуры и установлении основных условий пользования ими доводятся до сведения населения и заинтересованных организаций. Глава XVIII ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД Статья 74. Порядок пользования водными объектами для сброса сточных вод Пользование водными объектами для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод может производиться только с разрешения органов по регулированию использования и охране вод после согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами. Статья 75. Случаи допустимости сброса сточных вод в водные объекты Сброс сточных вод допускается только в случаях, если он не приведет к увеличению содержания в водном объекте загрязняющих веществ свыше установленных норм и при условии очистки водопользователем сточных вод до пределов, установленных органами по регулированию использования и охране вод. Если указанные требования нарушаются, сброс сточных вод должен быть ограничен, приостановлен или запрещен органами по регулированию использования и охране вод вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, организаций, учреждений. В случаях, угрожающих здоровью населения, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, вправе приостанавливать сброс сточных вод вплоть до прекращения эксплуатации производственных и других объектов с уведомлением об этом органов по регулированию использования и охране вод. Статья 76. Условия пользования водными объектами для сброса сточных вод Пользование водными объектами для сброса сточных вод осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в разрешении на специальное водопользование, при условии, что все мероприятия, обеспечивающие очистку и обезвреживание сбрасываемых в водные объекты сточных вод вновь строящихся и реконструируемых промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных предприятий, должны быть осуществлены до ввода в действие производственных мощностей указанных предприятий. Глава XIX ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ НУЖД И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАДОБНОСТЕЙ Статья 77. Пользование водными объектами для противопожарных нужд и иных государственных и общественных надобностей Забор воды для противопожарных нужд допускается из любых водных объектов. Забор воды производится без особого на то разрешения в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать не по прямому назначению воду из водных объектов, специально предназначенных для противопожарных нужд. Порядок пользования водными объектами для иных государственных и общественных надобностей устанавливается законодательством Союза ССР и РСФСР. Глава XX ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОДОХРАНИЛИЩ Статья 78. Режим наполнения и сработки водохранилищ Предприятия, организации и учреждения, эксплуатирующие водоподпорные, водопропускные или водозаборные сооружения на водохранилищах, обязаны соблюдать режим наполнения и сработки водохранилищ, установленный с учетом интересов водопользователей и землепользователей, находящихся в зонах влияния водохранилищ. Статья 79. Порядок эксплуатации водохранилищ Порядок эксплуатации водохранилищ определяется правилами, утверждаемыми органами по регулированию использования и охране вод для каждого водохранилища, каскада или системы водохранилищ по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами. Статья 80. Организация и координация мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое состояние и благоустройство водохранилищ В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик организация и координация мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое состояние и благоустройство водохранилищ, а также контроль за соблюдением правил их эксплуатации осуществляются органами по регулированию использования и охране вод в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР или Советом Министров РСФСР. Статья 81. Озера и другие водоемы, используемые в качестве водохранилищ Положения статей 78-80 настоящего Кодекса распространяются также на эксплуатацию озер и других водоемов, используемых в качестве водохранилищ. Глава XXI РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР И ДРУГОЙ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 82. Регулирование пользования водными объектами, расположенными на территории РСФСР и другой союзной республики В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик регулирование пользования водными объектами, расположенными на территории РСФСР и другой союзной республики (других союзных республик), в части, затрагивающей их интересы, осуществляется по согласованию между органами РСФСР и органами заинтересованной республики (заинтересованных республик), за исключением водных объектов, регулирование пользования которыми отнесено к компетенции Союза ССР. Глава XXII ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ О ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ Статья 83. Органы, разрешающие споры о водопользовании Споры о водопользовании разрешаются Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, а также органами по регулированию использования и охране вод и иными уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Статья 84. Разрешение споров между водопользователями РСФСР и водопользователями других союзных республик В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик споры между водопользователями РСФСР и водопользователями других союзных республик о пользовании водами рассматриваются комиссией, образуемой на паритетных началах из представителей РСФСР и других заинтересованных союзных республик. В случае, если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по указанным вопросам подлежат рассмотрению в порядке, определяемом Советом Министров СССР. Статья 85. Разрешение споров между водопользователями автономных республик Споры между водопользователями одной автономной республики и водопользователями другой автономной республики о пользовании водами рассматриваются комиссией, образуемой на паритетных началах из представителей заинтересованных автономных республик. В случае, если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по указанным вопросам подлежат рассмотрению в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. В таком же порядке рассматриваются споры о пользовании водами между водопользователями автономной республики и водопользователями края, области. Статья 86. Разрешение споров между водопользователями краев и областей Споры между водопользователями одного края, области и водопользователями другого края, области о пользовании водами рассматриваются комиссией, образуемой на паритетных началах из представителей заинтересованных краев и областей. В случае, если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по указанным вопросам подлежат рассмотрению в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Статья 87. Разрешение других споров о водопользовании Споры о водопользовании (кроме споров, предусмотренных статьями 84-86 настоящего Кодекса) разрешаются: в случае, когда спорным является водный объект, предоставленный в обособленное пользование, - органом, предоставившим данный водный объект (статья 28 настоящего Кодекса); в случае, когда спорным является водный объект, пользование которым осуществляется в порядке специального водопользования, - органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование (статьи 30 и 31 настоящего Кодекса); во всех других случаях - исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских Советов депутатов трудящихся, на территории которых расположен спорный водный объект или его часть. Статья 88. Порядок рассмотрения споров о водопользовании исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся Споры о водопользовании рассматриваются исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся по заявлению одной из сторон. Для подготовки материалов по разрешению споров о водопользовании исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся могут в необходимых случаях образовывать комиссии из депутатов местных Советов депутатов трудящихся, представителей органов по регулированию использования и охране вод, других заинтересованных органов, специалистов водного хозяйства, сельского хозяйства и иных специалистов. Орган, рассматривающий спор о водопользовании, принимает решение, в котором могут быть предусмотрены порядок исполнения решения и мероприятия по восстановлению нарушенного права водопользователя. Статья 89. Порядок разрешения имущественных споров, связанных с водными отношениями Имущественные споры, связанные с водными отношениями, разрешаются в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР. Глава XXIII ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПОГРАНИЧНЫХ ВОДАХ СССР Статья 90. Водопользование на пограничных водах СССР В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик водопользование на пограничных водах СССР осуществляется на основе международных соглашений. В той мере, в какой водопользование в советской части пограничных вод не урегулировано международными соглашениями с участием СССР, оно осуществляется в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Порядок водопользования на пограничных водах СССР устанавливается компетентными органами по согласованию с командованием пограничных войск. РАЗДЕЛ III ОХРАНА ВОД И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Глава XXIV ОХРАНА ВОД Статья 91. Охрана вод от загрязнения, засорения и истощения Все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических, химических, биологических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод. Статья 92. Проведение мероприятий, обеспечивающих охрану вод Предприятия, организации и учреждения, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами по регулированию использования и охране вод исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными государственными органами или по предписаниям уполномоченных на то государственных органов технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния и режима вод. Статья 93. Планирование мероприятий по охране вод Мероприятия по охране вод предусматриваются в государственных планах развития народного хозяйства. Глава XXV ОХРАНА ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ЗАСОРЕНИЯ Статья 94. Охрана вод от загрязнения и засорения отходами, отбросами и сточными водами Сброс в водные объекты производственных, бытовых и других видов отходов и отбросов запрещается. Сброс сточных вод допускается лишь с соблюдением требований, предусмотренных статьями 74-76 настоящего Кодекса. Статья 95. Охрана вод от загрязнения и засорения потерями производственных продуктов Владельцы средств водного транспорта, трубопроводов, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации, а также другие предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и иных продуктов. Статья 96. Охрана поверхности водосборов, ледяного покрова водоемов и ледников от загрязнения и засорения Предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения и засорения поверхности водосборов, ледяного покрова водоемов и поверхности ледников производственными, бытовыми и другими отходами, отбросами и выбросами, а также нефтяными и химическими продуктами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Статья 97. Предотвращение загрязнения вод удобрениями и ядохимикатами Управления государственных водохозяйственных систем, колхозы, совхозы и другие предприятия, организации и учреждения обязаны предотвращать загрязнение вод удобрениями и ядохимикатами. Статья 98. Округа и зоны санитарной охраны В целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Глава XXVI ОХРАНА ВОД ОТ ИСТОЩЕНИЯ Статья 99. Водоохранные зоны лесов, лесомелиоративные и другие мероприятия по охране вод от истощения В целях поддержания благоприятного водного режима рек, озер водохранилищ, подземных вод и других водных объектов, для предупреждения водной эрозии почв, заиления водоемов, ухудшения условий обитания водных животных, для уменьшения колебаний стока и т. п. устанавливаются водоохранные зоны лесов, а также проводятся лесомелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие мероприятия в порядке, предусматриваемом законодательством Союза ССР и РСФСР. При согласовании вопросов размещения и строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, а также при выдаче разрешений на специальное водопользование органы по регулированию использования и охране вод обязаны руководствоваться схемами комплексного использования и охраны вод и водохозяйственными балансами, учитывающими интересы водопользователей и землепользователей. Статья 100. Меры охраны подземных вод от истощения Если при проведении буровых и других горных работ, связанных с поисками, разведкой и эксплуатацией месторождений газа, нефти, угля и других полезных ископаемых, вскрыты подземные водоносные горизонты, организации, проводящие горные работы, обязаны немедленно сообщить об этом органам по регулированию использования и охране вод и принять в установленном порядке меры к охране подземных вод. Самоизливающиеся скважины подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Водозаборы подземных вод, находящиеся в ведении предприятий, организаций и учреждений, должны быть оборудованы устройствами для систематического наблюдения за уровнем воды и водомерами для измерения дебита в процессе эксплуатации. Глава XXVII ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД Статья 101. Обязанности предприятий, организаций и учреждений по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод Предприятия, организации и учреждения обязаны проводить согласованные с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся и другими заинтересованными государственными органами или по предписаниям уполномоченных на то государственных органов мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод: наводнений, затоплений и подтоплений; разрушения берегов, защитных дамб и других сооружений; заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других вредных явлений. Статья 102. Неотложные меры по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, вызванных вредным воздействием вод Осуществление неотложных мер по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, вызванных вредным воздействием вод, проводится противопаводковыми и другими специальными комиссиями, создаваемыми Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся. Указания этих комиссий обязательны для всех предприятий, организаций, учреждений и граждан. Статья 103. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод Мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод предусматриваются в государственных планах развития народного хозяйства. РАЗДЕЛ IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОД Статья 104. Задачи государственного учета и планирования использования вод Государственный учет вод и их использования имеет своей задачей установление количества и качества вод, данных об использовании вод для нужд населения и народного хозяйства. Планирование использования вод должно обеспечивать научно обоснованное распределение вод между водопользователями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, охрану вод и предупреждение их вредного воздействия. При планировании использования вод учитываются данные государственного водного кадастра, водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод. Статья 105. Государственный водный кадастр Государственный водный кадастр включает данные учета вод по количественным и качественным показателям, регистрации водопользовании, а также данные учета использования вод. Статья 106. Водохозяйственные балансы В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик водохозяйственные балансы, оценивающие наличие и степень использования вод, составляются по бассейнам, экономическим районам, союзным республикам и Союзу ССР. Статья 107. Схемы комплексного использования и охраны вод Генеральные и бассейновые (территориальные) схемы комплексного использования и охраны вод определяют основные водохозяйственные и другие мероприятия, подлежащие осуществлению для удовлетворения перспективных потребностей в воде населения и народного хозяйства, а также для охраны вод и предупреждения их вредного воздействия. Статья 108. Порядок государственного учета вод и их использования, ведения государственного водного кадастра, составления водохозяйственных балансов и разработки схем комплексного использования и охраны вод В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственный учет вод и их использования, ведение государственного водного кадастра, составление во дохозяйственных балансов, разработка схем комплексного использования и охраны вод осуществляются за счет государства и по единым для Союза ССР системам. Порядок государственного учета вод и их использования, ведения государственного водного кадастра, составления водохозяйственных балансов, разработки и утверждения схем комплексного использования и охраны вод устанавливается Советом Министров СССР. РАЗДЕЛ V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 109. Недействительность сделок, нарушающих право государственной собственности на воды Переуступка права водопользования и другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, - недействительны. Статья 110. Уголовная и административная ответственность за нарушение водного законодательства Лица, виновные в совершении сделок, указанных в статье 109 настоящего Кодекса а также: самовольном захвате водных объектов или самовольном водопользовании; заборе воды с нарушением планов водопользования; загрязнении и засорении вод; вводе в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение засорение вод или их вредное воздействие; бесхозяйственном использовании воды (добытой или отведенной из водных объектов); нарушении водоохранного режима на водосборах, вызывающем их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления; самовольном производстве гидротехнических работ, а также других работ, влияющих на состояние вод; повреждении водохозяйственных сооружений и устройств; нарушении правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств; нарушении правил (условий) пользования водными объектами для отдыха и спорта, установленных Советами Министров автономных республик, краевыми, областными Советами депутатов трудящихся; несут уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Законодательством РСФСР может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений водного законодательства. Статья 111. Применение мер дисциплинарного и общественного воздействия По отношению к работникам, не соблюдающим правила по рациональному использованию и охране вод или нарушающим охраняемые законом права других водопользователей, применяются в установленном порядке меры дисциплинарного и общественного воздействия. Статья 112. Возврат самовольно захваченных водных объектов Самовольно захваченные водные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Статья 113. Возмещение убытков, причиненных в результате нарушения водного законодательства Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением водного законодательства, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и РСФСР. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, организации и учреждения понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут материальную ответственность в установленном порядке. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|