Письмо комитета по образованию мэрии санкт-петербурга от 22.11.95 n 1425-уд <об инструкции руководителям образовательных учреждений в чрезвычайных ситуациях>
АДМИНИСТРАЦИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 22 ноября 1995 г. N
1425-уд
При этом направляю "Инструкцию
руководителям образовательных учреждений
в чрезвычайных ситуациях".
Следует
иметь в виду, что "Инструкция..." не отменяет
"План действий образовательного учреждения
в чрезвычайных ситуациях мирного времени",
а дополняет его в связи с расширением
диапазона чрезвычайных ситуаций,
рекомендации по большей части из которых в
"Плане..." отсутствуют.
Прошу взять под
контроль тиражирование "Инструкции..." и
доведение ее до каждого образовательного
учреждения.
Начальник управления охраны
детства
Е.В.Шилова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ
СИТУАЦИИ ПО ТИПАМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Таблица 1
----T---------------T--------T-----------T-------T--------T--------T---------¬
¦ N ¦Виды чрезвычай-¦ Школа,
¦Профессион.¦Детский¦Педагог.¦Учрежде-¦Учрежде-
¦
¦п/п¦ных ¦гимназия¦ училище,
¦дом, ¦училище,¦ния ¦ния ¦
¦
¦ситуаций, ¦ ¦ лицей ¦школа-
¦колледж ¦допол- ¦непосред.¦
¦ ¦в том
числе ¦ ¦ ¦интер- ¦
¦нительн.¦подчине- ¦
¦ ¦криминального
¦ ¦ ¦нат ¦ ¦образо- ¦ния
¦
¦ ¦характера ¦ ¦ ¦ ¦
¦вания ¦ ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦1. ¦НАВОДНЕНИЕ ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦
+ ¦ + ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦2. ¦УРАГАН (ШТОРМ) ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦
+ ¦ + ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦3. ¦ПОЖАР ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ +
¦ + ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦4. ¦АВАРИЯ НА АЭС ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦
+ ¦ + ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦5. ¦АВАРИЯ НА ХОО ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦
+ ¦ + ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦6. ¦КРАЖА ИМУЩЕСТВА¦ + ¦ + ¦ + ¦ -
¦ - ¦ - ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦7. ¦УГРОЗА ВЗРЫВА ¦ + ¦ + ¦ - ¦ - ¦
- ¦ - ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦8. ¦РАЗЛИВ РТУТИ ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦
- ¦ - ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦9. ¦Нанесение ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦
- ¦ - ¦
¦ ¦тяжких телесных¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦повреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦10.¦Групповой ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦
- ¦ - ¦
¦ ¦несчастный ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦случай ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+---------+
¦11.¦Коллективное ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦
- ¦ - ¦
¦ ¦отравление ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------+--------+-----------+-------+--------+--------+----------
КОМИТЕТ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ИНСТРУКЦИЯ
РУКОВОДИТЕЛЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
Санкт-Петербург
1995
г.
Настоящая "Инструкция..." разработана
для руководителей образовательных
учреждений с целью оказания помощи в
действиях в условиях чрезвычайных
ситуаций.
Инструкция разработана
штабом ГО Комитета по образованию,
согласована с учебно-методическим центром
ГО и ЧС Санкт-Петербурга и утверждена
председателем Комитета по образованию в
ноябре 1995 года.
Типы чрезвычайных
ситуаций определены как наиболее
вероятные, в условиях которых может
оказаться образовательное учреждение.
В дальнейшем, по мере накопления опыта,
будут внесены коррективы как по типам
образовательных учреждений, так и по видам
чрезвычайных ситуаций.
Штаб ГО Комитета
по образованию
НАВОДНЕНИЕ
Действия при
угрозе наводнения:
1. Установить связь
со штабом по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям района, РОУНО для
получения и обмена информацией.
2.
Привести в готовность все силы и средства
на случай повышения уровня воды выше
критического, ввести в действие план по
предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в мирное время.
3.
Установить в образовательном учреждении
дежурство ответственных лиц, уточнить в
штабе по делам ГО и ЧС района уровень воды,
при котором начинается подтопление ОУ.
4. Произвести, при необходимости,
заблаговременную эвакуацию обучающихся.
5. Принять меры по спасению материальных
ценностей, которые могут оказаться в зоне
затопления.
6. Установить надежную связь
с соседней воинской частью (заводом,
фабрикой) для взаимодействия по оказанию
помощи ОУ.
7. Действовать в соответствии
с указаниями районной (городской) комиссии
по чрезвычайным ситуациям.
Действия по
ликвидации последствий наводнения:
1.
Проверить по списку обучаемых и
сотрудников, оставшихся в ОУ на период
наводнения.
2. Оказать медицинскую
помощь пострадавшим.
3. Оценить
материальный ущерб, нанесенный
наводнением, составить акт, доложить в
РОУНО (Комитет по образованию).
4.
Организовать проведение восстановительных
работ в ОУ.
5. Представить донесение в
РОУНО (Комитет по образованию).
УРАГАН
(штормовое предупреждение)
Действия при
угрозе урагана (штормового
предупреждения):
1. Установить связь со
штабом по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям района, РОУНО для
получения и обмена информацией.
2.
Закрыть двери, окна, форточки в помещениях
ОУ, запретить выход обучаемых из здания.
3. Отключить свет, газ, воду, очистить
балконы.
4. Принять меры по закреплению
имеющейся техники.
5. Прекратить занятия
и укрыть обучаемых и сотрудников в подвале
или на первом этаже, не допускать
нахождения детей около окон и дверей.
6.
Действовать в соответствии с указаниями
районной (городской) комиссии по
чрезвычайным ситуациям.
Действия по
ликвидации последствий урагана:
1.
Проверить по спискам обучаемых и
сотрудников, находившихся во время урагана
в ОУ.
2. Оказать медицинскую помощь
пострадавшим от урагана, при необходимости
доставить в больницу.
3. Организовать
проведение спасательных работ.
4.
Оценить нанесенный материальный ущерб,
составить акт, доложить в РОУНО.
5.
Принять меры по организации учебного
процесса.
6. Представить донесение в
РОУНО (Комитет по
образованию).
ПОЖАР
Действия при
возникновении пожара:
1. Немедленно
сообщить о пожаре в пожарную часть по
телефону 01.
2. Подать установленный
сигнал тревоги для пожарного звена,
обучаемых и сотрудников ОУ.
3.
Эвакуировать обучаемых из горящего
помещения в безопасное место в
соответствии с планом эвакуации.
4.
Принять меры по локализации очага
пожара.
5. Отключить газ, электричество в
ОУ.
6. Организовать спасение
материальных ценностей.
7. Направить
сотрудников для встречи пожарной команды и
информации о месте пожара.
Действия при
ликвидации последствий пожара:
1.
Проверить наличие обучаемых и сотрудников,
находящихся в ОУ.
2. Организовать розыск
отсутствующих после пожара, оказать
медицинскую помощь пострадавшим.
3.
Составить акт о нанесенном материальном
ущербе.
4. Представить донесение в РОУНО
(Комитет по образованию).
5. Организовать
проведение восстановительных работ и
учебного процесса.
АВАРИЯ НА
АЭС
Действия при аварии на АЭС:
1.
Установить связь со штабом по делам
гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям района, РОУНО для получения и
обмена информацией.
2. Довести
информацию штаба по делам ГО и ЧС об аварии
до руководящего состава, обучаемых и
сотрудников ОУ.
3. Приступить к
выполнению "Плана действий по
предупреждению и ликвидации ЧС в мирное
время".
4. Развернуть пункт управления и
установить круглосуточное дежурство
силами руководства ОУ.
5. Привести штаб
ГО в готовность.
6. Уточнить
документацию ГО на случай эвакуации ОУ.
7. Провести йодную профилактику по решению
штаба по делам ГО и ЧС района.
8. Выдать
обучаемым и сотрудникам средства
индивидуальной защиты.
9.
Загерметизировать помещения согласно
схеме укрытия.
10. Привести в готовность
невоенизированные формирования.
11.
Создать запас питьевой воды.
12.
Организовать прием информации о
радиационной и метеорологической
обстановке из штаба по делам ГО и ЧС
района.
13. Развернуть пост
радиационного и химического наблюдения
(ПРХН) (при наличии оснащения) для контроля
радиационной обстановки.
14. Доложить в
штаб по делам ГО и ЧС района, РОУНО о
принятых мерах и действиях.
Действия при
возникновении радиоактивного заражения:
1. Укрыть обучаемых и сотрудников в
загерметизированных помещениях согласно
схеме укрытия.
2. Уточнить в штабе по
делам ГО и ЧС района радиационную
обстановку и по указанию штаба ввести режим
радиационной защиты.
3. Временно
запретить употребление воды, молока,
продуктов питания.
4. Организовать
изучение с обучаемыми "Правил поведения в
зоне радиоактивного заражения".
5.
Информировать штаб по делам ГО и ЧС района,
РОУНО об обстановке в ОУ, проведенных
мероприятиях.
6. После прекращения
угрозы радиоактивного заражения провести
частичную санитарную обработку обучаемых и
сотрудников ОУ.
7. Организовать
проведение дезактивации.
АВАРИЯ НА
ХИМИЧЕСКИ ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ
Действия при
аварии на химически опасном объекте:
1.
Установить связь со штабом по делам
гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям района, РОУНО для получения и
обмена информацией с получением сигнала
"Внимание всем!".
2. Довести информацию
штаба по делам ГО и ЧС об аварии до
руководящего состава, обучаемых и
сотрудников ОУ.
3. Приступить к
выполнению "Плана действий по
предупреждению и ликвидации ЧС в мирное
время".
4. Развернуть пункт управления и
установить круглосуточное дежурство.
5.
Произвести герметизацию помещений,
предназначенных для укрытия обучаемых и
сотрудников ОУ согласно схеме.
6. Выдать
средства индивидуальной защиты, запас
пищевой соды, лимонной кислоты (по
обстановке), емкости для приготовления
растворов.
7. Выставить охрану для
поддержания общественного порядка
недопущения посторонних лиц в ОУ.
8.
Выставить пост радиационного и химического
наблюдения (ПРХН) для оценки химической
обстановки.
9. Организовать
изготовление недостающих средств
индивидуальной защиты из подручных
средств.
10. С началом заражения укрыть
обучаемых и сотрудников в
загерметизированных помещениях согласно
схеме укрытия.
Действия по ликвидации
последствий аварии:
1. Оказать первую
медицинскую помощь оказавшимся в зоне
поражения.
2. Провести частичную
санитарную обработку обучаемых и
сотрудников ОУ.
3. Организовать
проведение дегазации.
4. Доложить в штаб
по делам ГО и ЧС района о состоянии дел в ОУ,
проведенных мероприятиях.
5 . По решению
комиссии по чрезвычайным ситуациям района
организовать вывод обучаемых и сотрудников
из зоны заражения в указанное
место.
КРАЖА ИМУЩЕСТВА
Действия по
недопущению случаев кражи имущества:
1.
Поддерживать в ОУ четкий внутренний
распорядок перед началом учебного
процесса, при движении в столовую,
спортивных соревнованиях, при уходе
обучаемых домой.
2. Не допускать
свободного хождения посторонних лиц в
ОУ.
3. Оценивать криминогенную
обстановку в районе и доводить ее до
сведения обучаемых и сотрудников.
4.
Инструктировать дежурного по школе,
подводить итоги дежурства.
5.
Организовать охрану ОУ в ночное
время.
Действия при обнаружении кражи
имущества:
1. Поставить в известность
отделение милиции района, РОУНО (Комитет по
образованию).
2. Назначить расследование
по факту кражи.
3. Оказывать содействие
работнику милиции в раскрытии факта
кражи.
4. При обнаружении
правонарушителя до прихода милиции принять
меры по его задержанию.
5. Представить
донесение о случившейся краже в РОУНО
(Комитет по образованию).
УГРОЗА ВЗРЫВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(получение
информации о готовящемся
террористическом
акте или обнаружение
взрывного устройства)
Действия при
угрозе взрыва:
1. Провести экстренную
эвакуацию обучаемых в заранее определенное
безопасное место.
2. Немедленно
сообщить:
- дежурному по РУВД;
-
начальнику управления образования;
-
дежурному штаба ГО и ЧС района.
3.
Организовать дежурство по телефону, номер
которого указан в телефонных справочниках,
для приема распоряжений и передачи по
запросу оперативной информации.
4.
Организовать охрану здания до прибытия
работников милиции.
5. Лично, вместе с
начальником штаба гражданской обороны,
возглавить работы по выполнению
мероприятий инструкции и плана по
предупреждению анонимных звонков о
минировании школы.
6. Обеспечить
наличие:
- плана учреждения с указанием
всех помещений, в том числе подвальных и
чердачных, и ключей от них;
-
медицинского имущества для оказания помощи
пострадавшим.
7. Провести инструктаж
сотрудников учреждения по мерам
безопасности при осмотре помещений.
Запретить прикасаться к оставленным без
присмотра сумкам, пакетам и другим
предметам,вызывающим подозрение.
8.
Оказывать всестороннее содействие
сотрудникам милиции по обеспечению
общественного порядка, неукоснительно
выполнять требования членов поисковой
группы.
Действия после осмотра ОУ
работниками милиции и штаба ГО и ЧС:
1.
Получить письменное разрешение (акт) от
поисковой группы милиции на проведение
учебного процесса.
2. Организовать
учебный процесс.
3. Добиваться
возмещения ОУ нанесенного материального и
морального ущерба.
РАЗЛИВ
РТУТИ
Действия при разливе ртути:
1.
Уточнить время, место, количество разлитой
ртути.
2. При небольшом разливе ртути (1-2
разбитых термометра) организовать уборку
помещения (в резиновых перчатках, с помощью
резиновой груши или мокрого тампона).
3.
Помещение,